Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:30, реферат
На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической литературе на эту тему высказываются различные мнения. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
на тему:
Огюст Конт - основатель социологии
Выполнила:
студентка ФФБД, ДФТ-1,
дневное отделение, 1 курс
Подгайская Л.И.
МИНСК 2012
Становление
социологии как самостоятельной
науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера,
которые происходили в Европе
в конце XVIII- начале XIX века. Общество
мучительно переходило от средневекового
сословно-монархического устройства к
новым формам организации экономической
и политической жизни. Рушились старые
религиозные эталоны истины, добра
и красоты, уступая свое место
более прагматичным устремлениям людей.
Ответом на новые общественные потребности
стали позитивный стиль мышления
и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих
Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.
На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической литературе на эту тему высказываются различные мнения. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.
Воздействие
Сен-Симона на творчество его секретаря
действительно было существенным, но
не прямым, так как многие его
идеи получили иную интерпретацию. Сен-Симон
был одним из ведущих представителей
утопического социализма. Конт же, напротив,
придерживался либерально-
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:
1. Реальное
- противоположность
2. Полезное
- противоположность
3. Достоверное
- противоположность
4. Точное - противоположность смутному.
5. Положительное
- противоположность
Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать. Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной
философии» в 6-ти томах (1830-
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать “Научную Библию” будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д.
Контовская классификация наук
Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
Математика,
по мнению Конта, меньше всего зависит
от других наук, является наиболее абстрактной,
простой и отдаленной от практики
и поэтому возникла раньше других
форм научного познания. Социология, напротив,
непосредственно связана с
Конт выступает
упразднителем философии в
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.
Конт указывал,
что социология должна быть теоретической
наукой, в отличие от описательной
«социальной физики» - А. Кегле. Превращение
социологии в позитивную науку завершает
систему позитивной философии, тем
самым знаменуя наступление позитивной
стадии человеческого ума и
Социология в представлении Огюста Конта
Социологию
как позитивную науку Конт противопоставлял
теологическим и метафизическим
спекуляциям об обществе и человеке.
Критикуя предшествующих философов-метафизиков,
которые создали утопии, обвиняя
их в том, что они понимали общество
как создание человеческого разума
(французские философы-
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.
Общественные
явления, отличие от биологических,
постоянно находятся в
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности.
Под обществом
Конт понимал органическое единство
всего человечества, всей человеческой
цивилизации или какой-то его
большой части, связанным с всеобщим
согласием, характеризуемое гармоническим
функционированием его и
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.
Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.
Социологические методы
В социологии
Конт разработал метод
По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии.
Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий.
Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения.
Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми понятиями.
Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.
Косвенный опоследованный
эксперимент Конт рассматривает
как исследование патологических явлений
в обществе, возникающих под влиянием
общественных потрясений (революций).
Общественные потрясения, потрясающие
социальный организм, являются основные
законы общественного организма, поскольку
болезнь лучше позволяет
Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.
Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.
Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.
Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта,
это - исторический,
который наиболее соответствует
природе социальных явлений. Исторический
метод - метод исторического сравнения
различных последовательных состояний
человечества. Только сопоставляя целую
серию социальных явлений, взятых в
их последовательности, исследователь
может заметить возрастание какой-либо
физической, интеллектуальной, моральной
или политической черты или тенденции
и соответствующее ослабление противоположной
тенденции, и на этом основании научно
предсказать окончательный
Однако Конт замечает, что все индуктивные заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе понятий биологической теории человека.
Итак, социология
рисуется Контом научной, зависимой
от биологии, хотя он решительно возражает
против того, чтобы считать социологию
простым отделом науки о