Огюст Конт - основатель социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:30, реферат

Краткое описание

На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической литературе на эту тему высказываются различные мнения. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.

Файлы: 1 файл

Огюст Конт - основатель социологии.docx

— 30.85 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

на тему:

 

Огюст Конт - основатель социологии

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ФФБД, ДФТ-1,

 дневное отделение, 1 курс

                                                                                                Барановская В.Ф.

 

                                                                                                     Преподаватель:

Подгайская  Л.И.

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

 

 

Становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к  новым формам организации экономической  и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра  и красоты, уступая свое место  более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности  стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок  так или иначе фиксировалось  в структуре философского знания, в котором стали усиливаться  позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом  на эти изменения.

Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.

На формирование взглядов Конта большое влияние  оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической  литературе на эту тему высказываются  различные мнения. Так, Ф. Энгельс  отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость  его взглядов с основными идеями Сен-Симона.

Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря  действительно было существенным, но не прямым, так как многие его  идеи получили иную интерпретацию. Сен-Симон  был одним из ведущих представителей утопического социализма. Конт же, напротив, придерживался либерально-консервативных убеждений, был сторонником сильного государства, социального порядка, жесткой социальной иерархии и постепенных  реформ. Конт не воспринял идей утопического социализма, проповедовал классовый  мир и категорически защищал  частную собственность, чем и  объясняется холодное отношение  к нему Маркса и его последователей.

Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как  органическое, определенное, точное. Сам  Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:

1. Реальное - противоположность химерическому.

2. Полезное - противоположность бесполезному.

3. Достоверное  - противоположность сомнительному.

4. Точное - противоположность  смутному.

5. Положительное  - противоположность отрицательному.

Назначение  позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать. Основные труды О.Конта:

1. «Курс позитивной  философии» в 6-ти томах (1830-1842).

2. «Рассуждение  о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский  катехизис» 1851г.

Творчество  Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого  кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы  верований и взглядов, которые  бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой  будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без  активного участия человека, его  волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности  разума как движущей силы истории, в  “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать “Научную Библию”  будущего, поставить науку во главе  всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д.

 

Контовская классификация наук

 

Идея объединения  наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу простых  и ясных положений, например, к  законам Ньютона, было популярно  еще в 18 веке. Однако Конт стремился  к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и  связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о  том, как каждая из основных наук относится  к своей позитивной системе и  какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени  и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит  от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

Конт выступает  упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении  Конта старая метафизичная философия не имеет своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.

Конт указывал, что социология должна быть теоретической  наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение  социологии в позитивную науку завершает  систему позитивной философии, тем  самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого  общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой  и метафизикой.

 

 

 

Социология в представлении  Огюста Конта

 

Социологию  как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя  их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая  изучает, как совершенствуется разум  человека и его психика под  влиянием общественной жизни.

Общественные  явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии  изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится  к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения.

Не отрицая  роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические  идеи, которые управляют миром  и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Область социологических  исследований открылась Контом очень  широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных  наук, включенных в его классификацию.

Основной  и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь  социологии, является общество, взятое с его целостности.

Под обществом  Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его  большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим  функционированием его и структурных  элементов. Он включал в предмет  социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые  оказывают влияние на современные  поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном  процессе.

Конт стоял  у истоков системного подхода  изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил  основу системного подхода к общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных элементов и структуры  и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат  различных комбинаций одних и  тех же элементов.

 

Социологические методы

 

 В социологии  Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный  и метафизический метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом  исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно  получить исходные данные социологии.

Социальное  наблюдение возможно как главный  метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных  теорий.

Главная трудность  социологии, указывал Конт, состоит  в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно  было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для  создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и  с трудностями, которые связаны  со сложностью приобретения необходимой  научной подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника  выступает теория, которая бы предотвращала  спекуляции, обеспечивала бы исследователя  необходимыми понятиями.

Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и  сравнение языков - все это может  поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.

Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент  в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей  исследования условий.

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает  как исследование патологических явлений  в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие  социальный организм, являются основные законы общественного организма, поскольку  болезнь лучше позволяет познать  норму,

Третий метод  позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При  помощи последнего сопоставляется жизнь  народов, общин, цивилизация, живущих  одновременно в разных частях земного  шара, с целью установления общих  законов существования и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения  жизни животных с человеческим обществом  и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение  основных фаз цивилизации может  затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость  сравнительного метода состоит в  том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Четвертый метод  исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта,

это - исторический, который наиболее соответствует  природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения  различных последовательных состояний  человечества. Только сопоставляя целую  серию социальных явлений, взятых в  их последовательности, исследователь  может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной  или политической черты или тенденции  и соответствующее ослабление противоположной  тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует  системе общих законов развития человечества.

Однако Конт замечает, что все индуктивные  заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе  понятий биологической теории человека.

Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой  от биологии, хотя он решительно возражает  против того, чтобы считать социологию простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.

Информация о работе Огюст Конт - основатель социологии