Оценка демографического потенциала Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, является оценка демографического потенциала Вологодской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия демографической науки;
- демографическая политика государства на современном этапе;
- анализ демографического развития в разрезе региона;
- изучить направления демографической политики области;
- анализ основных показателей уровня жизни населения.

Оглавление

Введение
1. Основные положения демографии....................................................................5
1.1. Демографическая политика………………………………………………..5
1.2. Основные демографические показатели………………………………….8
1.3. Показатели естественного движения населения…………………………10
2. Оценка демографического потенциала Вологодской области……………...9
2.1. Динамика численности населения и особенности расселения в регионе……………………………………………………………………………15
2.2. Рождаемость и смертность…………………………………………………16
2.3. Уровень жизни………………………………………………………………18
2.4. Прожиточный минимум…………………………………………………….20
3. Управление демографическим потенциалом Вологодской области……………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Демографический потенциал.docx

— 63.75 Кб (Скачать)

 

При этом взаимосвязь административных правонарушений с употреблением  несовершеннолетними спиртосодержащей продукции в значительной части  случаев очевидна. Например, мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) чаще всего  совершается в состоянии алкогольного опьянения. Последнее может быть связано с распитием спиртных напитков, в том числе в общественных местах, что также является административным правонарушением. Более того, некоторые случаи мелкого хулиганства конкурируют по количеству совершенных деликтов с появлением в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Связь между занятием проституцией, вовлечением несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и неисполнением родителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей также очевидна профилактическая работа. В отношении детей, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, ведется индивидуальная работа. Помимо бесед, проводимых социальным педагогом в средней школе, инспектором подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, несовершеннолетних доставляют для составления протоколов об административных правонарушений в органы внутренних дел, привлекают к административной ответственности, заслушивают на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Взрослая часть населения  занята решениями насущных проблем: пища, одежда, жилье. Молодое поколение  предоставлено само себе, оно явно обделено вниманием родителей, бабушек, дедушек, учителей. СМИ, старшие подруги  и друзья, сомнительные дискотеки, клубы - вот что остается в распоряжении подростков, недаром преступность в  «помолодела». Город растёт, соответственно растут запросы и потребности, озлобленность  населения из-за невозможности их удовлетворить, люди полностью увлечены сами собой и безразличны друг к другу. Поэтому наблюдается  рост наркомании, краж, грабежей, убийств  и так далее. В глубинке, напротив, все знают друг друга. Но там люди чувствуют еще больше безысходность  ситуации, они всеми брошены и  забыты (в первую очередь властью), никому не нужны. Люди не имея нормальных условий существования, не имея работы, будущего, просто доживают остаток своих дней, спиваясь, калеча друг друга в пьяных драках, увлекаясь наркоманией и по большому счету деградируя.

Демографические характеристики оказывают свое влияние на развитие агломерации и в определенной степени на уровень преступности, поэтому, и их разумно было рассмотреть.

 

 

Заключение

 

Целесообразно отметить ряд направлений демографической  политики, которые могли бы помочь исправить сложившуюся ситуацию:

- укрепление  состояния здоровья детей и  подростков (в т.ч. иммунизация  и профилактика);

- сохранение  репродуктивного здоровья населения;

- сохранение  здоровья пожилых людей;

- создание  условий для жизнедеятельности  семьи, предполагающей возможность  рождения, содержания и воспитания  детей, для постепенного перехода  от малодетной (один-два ребенка)  к среднедетной (три-четыре) семье;

- формирование  общественного мнения в направлении  необходимости укрепления семьи  с двумя и более детьми, в  первую очередь молодой семьи;

- разработка  и реализация стратегии развития  форм семейного обустройства  детей сирот и детей инвалидов;

- сокращение разрыва между Вологодской областью и лидирующими по уровню социально-экономического развития регионами России.

В области  решения проблем миграции и расселения необходимо расставить некоторые приоритеты:

- привлеченное  иммигрантов, в первую очередь  граждан стран СНГ, при помощи  селективной миграционной политики;

- создание  условий для сокращения эмиграционного  оттока, ведущего к сокращению  научно-технического, интеллектуального  потенциала населения России;

- обеспечение  легализации миграции в России  путем применения различных механизмов: правовых, финансовых, организационных  и др.;

- создание  системы эффективной защиты прав  вынужденных мигрантов на территорию  России.

Для реализации концепции немаловажную роль играет разработка ее на региональном уровне. Региональная демографическая политика не только должна вобрать в себя основные положения федеральной, но и учесть особенности экономического, социального и демографического развития регионов.

Так же правительство России, очевидно, не до конца осознаёт проблему старения населения. В Концепции демографического развития за период до 2015 года проблемы старения населения не были выделены даже отдельным разделом. В более  подробно и ясно прописанной Концепции  демографического развития до 2025 года проблема старения населения несколько  раз упоминается, но ей не посвящено  ни одного раздела, не прописаны отдельно меры для решения проблем, связанных  со старением населении.

Таким образом, в условиях отсутствия поддержки  со стороны государства и недостаточного количества патронатных общественных организаций, старикам остаётся надеяться  на следующие дополнительные источники  средств к существованию: личные подсобные хозяйства, работа, поддержка  семьи.

Необходимо  завершить реформу пенсионной системы, для того, чтобы будущие многочисленные поколения пенсионеров получали достойную пенсию.

Необходимо  обеспечить развитие патронатных организаций, что будет нелегко сделать, учитывая сегодняшнее положение дел с  гражданским обществом в России. Скорее всего, не удастся значительно  увеличить долю частных некоммерческих организаций.

Одной из основных функций государства должно стать обеспечение подготовки квалифицированных  кадров для опеки над пожилыми, организация школ и курсов социальных работников.

Проделанный анализ заставляет очень  осторожно оценивать перспективы  снижения уровня смертности в России, особенно ее быстрого снижения. Слишком  много проблем накопилось сегодня  в российской смертности и слишком мало делается пока для их решения. Об этом, в частности, свидетельствуют и значительные межрегиональные различия в ожидаемой продолжительности жизни.

Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с  тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими  детьми, который сегодня очень  низкий.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / учебник / А.И. Гаврилов. - М.: Инфра-М, 2007.

3. Евченко А.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. [Текст] учебное пособие/М: Издательство РОСИ, 2008

4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года / Экономика и жизнь, № 24, 2006.

5. Лебедева Л. Старение населения: структурные и гендерные особенности. Человек и труд - 2006,№5. с.33-36.

6. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения, М.: КДУ, 2008 г.

7. Соболева С.В., Чудаева О.В. О новой демографической политике России: региональный аспект. // Регион: экономика и социология - 2009, №3. с.121-138

8. Современная демография: Учебное пособие/ под ред.А.Я. Кваши, В.А. Ионцева - М.: Изд-во Московского университета, 2007. - 272с

9. Харченко Л.П.,.Глинский В.В.,Ионин В.Г.(2008) Демографическая статистика: издательство Новосибирск.

10. Обеспечение жильем молодых семей: [постановление Правительства РФ 15.05.2003, N 285].

11. Сводный статежегодник Вологодской области: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. – Вологда, 2009

12. Писарев А.В. Возрастная структура населения России и показатели её старения. // Народонаселение - 2006, №2. с.58-70

13. Территориальный орган федеральной службы госсударственной статистики по Вологодской области: http://vologdastat.ru:8085/default.aspx.

14. Официальный сайт администрации Вологодской области: http://vologda-oblast.ru/ru/.

15. Комитет по делам молодежи и туризму по Вологодской области: http://vologda-oblast.ru/ru/documents/database/?id_15=599&from_17=3785

16. Информационно правовой портал Гарант: http://base.garant.ru/135403/

 

 




Информация о работе Оценка демографического потенциала Вологодской области