Оценка демографического потенциала Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, является оценка демографического потенциала Вологодской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия демографической науки;
- демографическая политика государства на современном этапе;
- анализ демографического развития в разрезе региона;
- изучить направления демографической политики области;
- анализ основных показателей уровня жизни населения.

Оглавление

Введение
1. Основные положения демографии....................................................................5
1.1. Демографическая политика………………………………………………..5
1.2. Основные демографические показатели………………………………….8
1.3. Показатели естественного движения населения…………………………10
2. Оценка демографического потенциала Вологодской области……………...9
2.1. Динамика численности населения и особенности расселения в регионе……………………………………………………………………………15
2.2. Рождаемость и смертность…………………………………………………16
2.3. Уровень жизни………………………………………………………………18
2.4. Прожиточный минимум…………………………………………………….20
3. Управление демографическим потенциалом Вологодской области……………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Демографический потенциал.docx

— 63.75 Кб (Скачать)

В исследовании выявлено, что  с расширением территориальных  рамок социального сравнения  доля молодежи, идентифицирующей себя со средним классом, снижается практически  на треть; количество молодых людей, причисляющих себя к слою выше среднего, уменьшается в 2,8 раза; сокращается число региональной молодежи, называющей себя представителями высшей страты, на 42%. В то же время резко возрастает численность низшего слоя (с 2,5% на уровне поселения, в котором проживает респондент, до 21,0% в масштабе страны); в 2,2 раза увеличивается в объеме слой "ниже среднего". Это во многом связано с субъективным сравнением региональных и общероссийских стандартов качества жизни различных слоев населения. Экономически успешные регионы федерального значения (города Москва и Санкт-Петербург, Красноярский край, Ленинградская, Московская, Свердловская области, Республика Татарстан и др.) отличаются более высокими значениями показателя среднедушевых денежных доходов и его производных.

Также результаты опросов  населения выявили существенное расхождение между самоидентификацией молодых респондентов и их имущественным  статусом. Отмечу, что в опросах  определение социально-экономического статуса респондента проводилось  через оценивание уровня собственного потребления (потребления своей  семьи). На основании этого он включался  в одну из шести условно выделенных имущественных страт:

  • "нищие" ( "Денег не хватает на повседневные затраты");
  • "бедные" ("На повседневные затраты уходит вся зарплата");
  • "необеспеченные" ( "На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна");
  • "обеспеченные" ("В основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг");
  • "зажиточные" ("Почти на все хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи");
  • "богатые" ("Практически ни в чем себе не отказываем").

В России 40,3% молодых респондентов и 41,3% - в Вологде относят себя по уровню потребления к низшему слою (социально-имущественным стратам "нищих", "бедных" и "необеспеченных"); 57,5 и 55,9% -к среднему слою, объединяющему страты "обеспеченных" и "зажиточных"; лишь 2,3 и 2,8% участников опроса - к высшему слою (социально-экономической категории "богатых"). В процессе самоидентификации с социальным слоем к среднему и выше среднего слоям отнесли себя не только представители высших и средних имущественных страт, но и большинство молодых респондентов, относящихся к низшему слою. На основании полученных данных можно утверждать, что самоидентификация российской и региональной молодежи связана не с социальным критерием оценки своего статуса (местом в социально-экономической иерархии), а с социально-психологическими критериями (признанием себя таким, как все, "средним" представителем сообщества; компенсацией переживания неудовлетворенности социальным положением).

По оценкам региональной молодежи в её среде в 1,5 раза больше "нищих" и практически на 30% больше "бедных", что выражается в большей поляризованности социально-экономической  структуры региональной молодежной общности. Основание для подобных оценок - невысокий уровень жизни  в Вологодской области (на протяжении постсоветского времени, равно как и в Ярославской, Воронежской, Ивановской, Архангельской, Костромской областях, среднедушевые доходы населения и среднемесячная оплата труда были значительно ниже средних по России [2]). Так, в 1995 г. среднедушевые денежные доходы жителей Вологодской области превысили величину прожиточного минимума в 1,6 раза, в 2002 г. - 1,5 раза, в 2005 г. -2,1 раза, в 2006 г. -2,4 раза [3]. В это время среднемесячная заработная плата занятого населения области превосходила минимально допустимый уровень денежных доходов в среднем в 2 раза. В 1995 г. В Вологодской области средняя месячная заработная плата превышала величину прожиточного минимума в 1,5 раза, в 2002 г. - 1,7 раза, в 2005 г. - 2,2 раза, в 2006 г. - 2,5 раза, в 2010г.- 2,8 раз.

 

2.4. Прожиточный минимум

Уровень жизни населения является достаточно сложной социально-экономической категорией. Представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Для комплексной оценки уровня жизни требуется использование соответствующей системы специфических показателей, так как ни отечественная, ни международная статистика не знает способа расчета и использования какого-то одного показателя, который бы мог всесторонне характеризовать уровень жизни.

Необходимой и закономерной стала  разработка системы показателей  уровня жизни, адаптированной к современным  социально-экономическим условиям в России. Число исчисляемых показателей  значительно уменьшилось. Ранее  в систему входило 284 основных показателя, которые сводились в 20 тематических групп. Современная система показателей  стала более обозримой и компактной. Она включает 7 групп и порядка 30 показателей:

1. Обобщающие показатели (ВНП, фонд  потребления, индекс стоимости  жизни и т.п.).

2. Доходы населения.

3. Потребление и расходы населения.

4. Денежные сбережения населения.

5. Накопленное имущество и жилище.

6. Социальная дифференциация населения.

7. Малообеспеченные слои населения.

Однако с методической точки  зрения и данная система показателей  не выглядит законченной. Денежные доходы населения включают оплату по труду  всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия  и стипендии, поступления от продажи  продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы  и прочие.

Денежные расходы населения  включают расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг, обязательные платежи, разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Для оценки уровня жизни в современную  систему показателей включены и  используются на практике близкие по содержанию показатели: прожиточный  минимум и минимальный потребительский  бюджет. А в соответствии с Федеральным  законом от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ "О  порядке установления долговой стоимости  единицы номинала целевого долгового  обязательства Российской Федерации" вводится "новая" категория - "необходимый  социальный набор".

Прожиточный минимум - это уровень  дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения  жизнедеятельности человека при  определенном уровне социально-экономического развития страны.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным  законом №134-ФЗ "О прожиточном  минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную  оценку потребительской корзины (устанавливается  Федеральным законом), включающей минимальные  наборы продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человеческого  обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи  и сборы, установлена постановлением Правительства Вологодской области от 13.01.2011 г. Величина прожиточного минимума установлена по Вологодской области на 2012 год в расчете на душу населения - 6812 рублей, для трудоспособного населения - 7424 рубля, пенсионеров - 5465 рублей, детей - 6248 рублей.

Было бы логично думать, что прожиточный  минимум или минимальный потребительский  бюджет будут взаимосвязаны с  таким показателем уровня жизни, как "минимальный размер заработной платы".

Размер минимальной заработной платы должен гарантировать прожиточный минимум, то есть нормальное воспроизводство рабочей силы. Но этого не происходит. Определение показателя очень расплывчато и смысл не отвечает содержанию. Минимальный размер заработной платы - нижний предел заработной платы, установленный соответствующими нормативными актами. Для чего служит этот показатель, какое явление он характеризует, на какие действия ориентирует? К сожалению объективных ответов на эти вопросы у нас пока нет. Установленные на основе расчетов минимальный потребительский бюджет, или прожиточный минимум, или необходимый социальный набор будут иметь практическое значение, если на их основе будут рассчитываться все остальные аналитические показатели, а они, в свою очередь, обеспечиваться минимальной заработной платой.

Для обеспечения роста  заработной платы населения Вологодской области реализуется план мероприятий по повышению уровня заработной платы в экономике Вологодской области на 2012 год, выполнение которого контролируется отраслевыми комитетами Вологодской области.

 

 

3. Управление демографическим  потенциалом Вологодской области

 

В Вологодской области проживает 367,4 тысяч детей и молодежи в возрасте от 5 до 30 лет, что составляет 31,4 % от всего населения. В том числе 259 тысячи - молодежь от 15 до 30 лет. Молодежная политика в Вологодской области направлена на создание условий для самореализации молодого человека и представляет собой целенаправленную деятельность органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных социальных институтов по решению проблем молодежи в различных сферах жизнедеятельности.

Ежегодно в 1 квартале проводится паспортизация молодежных общественных объединений и формируется областной  Реестр детских и молодежных общественных организаций Вологодской области, пользующихся государственной поддержкой. 152 тысячи человек.

Организация трудовой занятости  молодежи стала важной частью социальной политики в Вологодской области.

  • Основные задачи: обеспечение временной трудовой занятости подростков и молодежи в каникулярный период;
  • Снижение уровня безработицы среди молодежи путем обеспечения вторичной и сезонной занятости, увеличения числа рабочих мест.

Государственными, муниципальными молодежными учреждениями и общественными  организациями: «Областной центр молодежных программ», «Центр социальной поддержки  молодежи г. Череповец», «Молодежная биржа труда города Вологды», «Областной штаб студенческих трудовых отрядов при комитете по делам молодежи и туризму Вологодской области» осуществляется профконсультационная и профориетационная деятельность, работают клубы «Будущий специалист». В целях профессиональной ориентации будущих выпускников школ области ежегодно выпускается «Справочник учебных заведений Вологодской области».

Особое место в организации  временной занятости занимает работа по развитию сети волонтерской деятельности, студенческих трудовых отрядов, в рамках целевой программы «Молодежь  Вологодской области на 2011-2013 годы». При комитете по делам молодежи и туризму Вологодской области действует Областной штаб, который организует и координирует работу трудовых отрядов. Основными направлениями работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи являются:

  • допризывная подготовка молодежи;
  • развитие сети молодежных общественных организаций, клубов и объединений патриотической направленности.

В Вологодской области реализуется важный проект – организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. В перспективе вложение административных и финансовых ресурсов планируется направить на решение наиболее актуальных проблем:

- снижение рисков, связанных  с развитием молодежи, прежде  всего, тех категорий, которые  находятся в трудной жизненной  ситуации;

- содействие в трудоустройстве  молодежи;

- государственная поддержка  молодых семей;

- развитие инфраструктуры  в сфере туризма и отдыха;

-оказание помощи в  психологической адаптации соотечественникам,  проживающим за рубежом, переселяющимся  на территорию Вологодской области.

Большую популярность вологжан получил фестиваль «Студенческая весна» так же проводимый при поддержке областной программы. Победители получают возможность выступить на большой сцене, так например, в этом году счастливчики попадут на Международный фестиваль студенческого творчества «Славянское созвездие».

В целом, на мой взгляд, молодежная политика набирает обороты из года в год, позволяет молодым вологжанам получить новые навыки, реализовать свои таланты и выбрать профессиональную деятельность.

Ежегодно возрастает количество выявленных правоохранительными органами преступлений, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. При их участии совершено 607 преступлений за 2010г. (снижение на 7.2%), лицами, ранее  совершавшими преступления – 3079 (увеличение на 2.0%), число преступлений, совершенных  в группах, составило 1153 (увеличение на 12.2%).

Таблица 1 Лица, совершившие преступления

 

Январь- декабрь 2011,чел.

В % к 
январю-декабрю 2010

Справочно январь -декабрь 2010 в % к январю-декабрю 2009

Выявлено лиц, совершивших  преступления

8287

89.1

90.6

Преступления совершили

     

несовершеннолетние

517

85.5

66.4

женщины

1412

75.4

98.9

учащиеся, студенты

540

86.7

72.9

лица без постоянного  источника дохода

5444

93.4

100.0

лица в состоянии алкогольного опьянения

1018

137.4

76.2

Информация о работе Оценка демографического потенциала Вологодской области