Социальное изменение обозначает
перемены любого рода, происходящие в
течение некоторого времени в социальных
общностях, группах, институтах, организациях
и обществах в их взаимоотношениях друг
с другом, а также с индивидами; социальное
изменение — наиболее общее понятие, характеризующее
социальную динамику.
В современной социологии выделяют следующие
концепции социальных изменений: Теории эволюционного развития общества
(социальный эволюционизм). Теории революционного развития общества
(социальный революционизм). Циклические теории (теории культурно-исторических
типов). Социальный эволюционизм представляет
собой попытку глобального осмысления
исторического процесса как части общего,
бесконечно разнообразного и активного
процесса эволюции космоса, солнечной
системы, Земли. Одним из первых теоретиков
социального эволюционизма был английский
социолог Герберт Спенсер. В социологии
Спенсера реализована основная идея социального
эволюционизма 19 в. – идея существования
исторических стадий человеческого общества,
развивающихся от простого к сложному,
от традиционного к рациональному, от
непросвещенного к просвещенному, от общества
с ручной технологией к обществу с машинной
технологией, от нечетко интегрированного
к строго интегрированному. В рамках социального
эволюционизма возник ряд теорий, поставивших
перед собой цель отразить поступательное
движение общества на основе сравнения
его прошлого и нынешнего состояния. Первую
попытку создания такой теории предпринял
Ф. Тённис. Он разграничивает понятия «община»
(гемейншафт) и «общество» (гезельшафт). Община (гемейншафт)
*Люди живут в соответствии с общинным
принципом и мирскими ценностями.
*Придается основное значение обычаям.
*Предполагает ограниченную и неразвитую
специализацию.
*Опирается на религиозные ценности. Общество (гезельшафт)
* В основе лежит семья и община.
*Основано на стремлении к личной выгоде.
*Придается основное значение формальным
законам.
*Появляются специализированные профессиональные
роли.
*Опирается на светские ценности.
*В основе лежат крупные корпоративные
и ассоциативные формы объединения людей.
В русле социального эволюционизма на
основе противопоставления традиционного
и современного обществ в 50-60-е годы сформировалась
теория индустриального общества (Р. Арон,
У. Ростоу). Теория индустриального
общества описывает поступательное
развитие общества как переход от отсталого
аграрного (традиционного) общества, в
котором господствует натуральное хозяйство
и сословная иерархия к передовому индустриальному
обществу. Для индустриального общества
характерны:
*развитая и сложная система разделения
труда в обществе в целом, при специализации
в конкретных сферах производства и управления;
* массовое производство товаров на широкий
рынок;
*механизация и автоматизация производства
и управления;
*научно-техническая революция.
В 60-е годы теория индустриального общества
получает развитие в теории постиндустриального
общества. Д. Белла. С его точки зрения,
общество в своем развитии проходит следующие
стадии:
-доиндустриальное общество;
-индустриальное общество;
-постиндустриальное общество.
Основные характеристики обществ, выделяемых
Д. Беллом: Доиндустриальное: основные сферы
деятельности - сельское хозяйство, влиятельная
социальная группа - земледельцы священники,
специфические формы социальной организации
– церковь, армия, социальная стратификация
– сословия, касты, рабство, социальный
статус индивида определяется властью. Индустриальное: основные сферы деятельности
-промышленность, влиятельная социальная
группа – промышленники, банкиры, специфические
формы социальной организации –корпорации,
банки, социальная стратификация –классы,
социальный статус индивида определяется
деньгами. Постиндустриальное: основные сферы
деятельности - сфера услуг, влиятельная
социальная группа –ученые, менеджеры-консультанты,
специфические формы социальной организации
–университеты, социальная стратификация
– профессиональные группы, социальный
статус индивида определяется знаниями.
Теории индустриального и постиндустриального
общества находятся в рамках социального
эволюционизма, поскольку предполагают
прохождение обществом определенных стадий
на основе технических и технологических
нововведений. Технологические перевороты
влекут за собой изменения в других сферах
общественной жизни, однако, они не сопровождаются
социальными революциями.
Основоположниками теории революционного
преобразования общества были К.Маркс
и Ф.Энгельс. Марксистская концепция общественного
развития базируется на формационном
подходе. Человечество в своем развитии
проходит пять формаций:
*первобытнообщинную;
*рабовладельческую;
*феодальную;
*капиталистическую;
*коммунистическую.
Переход от одной формации к другой осуществляется
на основе социальной революции. Социальная революция
– это коренной качественный переворот
во всей социально-экономической и политической
системе общества. Экономической основой
революции является углубляющийся конфликт
между ростом производительных сил общества
и устаревшей, консервативной системой
производственных отношений, который
проявляется в усилении социальных антагонизмов
и обострении классовой борьбы. Первым
актом социальной революции является
завоевание политической власти. На основе
инструментов власти победивший класс
осуществляет преобразования во всех
других сферах общественной жизни, таким
образом, создаются предпосылки для формирования
новой системы социально-экономических
и духовных отношений. С точки зрения марксизма,
великая и стратегическая роль революций
состоит в том, что они устраняют преграды
с пути общественного развития. Эволюционистские
и революционистские теории основываются
на идее общественного прогресса. Среди критериев прогресса выделяются:
усложнение социальной организации общества
(Г. Спенсер), изменения в системе социальных
связей и типе регуляции общественных
отношений (Ф. Теннис), изменения в характере
производства и потребления (У. Ростоу,
Д. Белл), степень овладения обществом
стихийными силами природы, выражающаяся
в росте производительности труда, и степень
освобождения людей из-под гнета стихийных
сил общественного развития (К.Маркс). Циклические теории отрицают возможность
бесконечного прогрессивного развития,
акцентируют внимание на многолинейности
и многонаправленности развития общества
и культуры. В рамках этих теорий выделяются
определенные типы культурных и социальных
систем, подчеркивается их своеобразие,
а в некоторых случаях выдвигается идея
замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов
Н. Данилевского подразделяет все народы
на исторические и неисторические. Неисторические
народы – это тупиковые ветви в развитии
общества, они не в состоянии решать свою
судьбу, следовательно, они не в состоянии
выработать свои культурно-исторические
типы. Н.Данилевский насчитывает 13 культурно-исторических
типов, созданных историческими народами:
египетский, китайский, ассиро-вавилонский
(древнесемитский), индийский, иранский,
еврейский, греческий, римский, новосемитский
(аравийский), романо-германский, перуанский,
европейский, славянский. Культурно-исторические
типы различаются по сочетанию в них четырех
основных элементов: 1)религиозного, 2)политического,
3)культурного, 4)экономического. Каждый
культурно-исторический тип, если он не
погибает насильственной смертью, проходит
четыре фазы своего развития:
*Бессознательный период, когда народы
еще не вышли на историческую арену и пребывают
в форме «этнографического материала.
* Период государственного становления,
формирования основных социальных институтов
и социальных регуляторов.
*Период расцвета.