Тема 5. «Социальные институты
общества»
1)Социальный институт: определение,
структура, функции, типология.
Социальный институт (лат.
institutum установление, учреждение) — исторически
сложившаяся форма организации совместной
жизнедеятельности людей, возникающая
из необходимости удовлетворения социальных
потребностей общества и направленная
на реализацию в нем определенных социальных
функций. Институты характеризуются своими
возможностями влиять на поведение людей
посредством установленных правил, определяющих
такое поведение. Структура.
Понятие социальный институт предполагает:
* наличие в обществе потребности и её
удовлетворение механизмом воспроизводства
социальных практик и отношений;
* эти механизмы, являясь над индивидуальными
образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных
комплексов, регулирующих общественную
жизнь в целом либо отдельную её сферу,
но во благо целого; В их структуре заключены:
* ролевые модели поведения и статусы (предписания
их исполнения);
* их обоснование (теоретическое, идеологическое,
религиозное, мифологическое) в виде категориальной
сетки, задающая «естественное» видение
мира;
* средства трансляции социального опыта
(материальные, идеальные и символические),
а также меры, стимулирующие одно поведение
и репрессирующие другое, инструменты
поддержания институционального порядка;
* социальные позиции — сами институты
представляют собой социальную позицию
(«пустых» социальных позиций не бывает,
поэтому вопрос о субъектах социальных
институтов отпадает).
Кроме того, предполагают наличие определенной
социальных позиций «профессионалов»,
способных приводить этот механизм в действие,
играя по его правилам, включая целую систему
их подготовки, воспроизводства и поддержания.
Чтобы не обозначать разными терминами
одни и те же понятия и избежать терминологической
путаницы под социальными институтами
следует понимать не коллективных субъектов,
не социальные группы и не организации,
а особые социальные механизмы, обеспечивающие
воспроизводство определенных социальных
практик и социальных отношений. А коллективных
субъектов все же следует именовать «социальные
общности», «социальные группы» и «социальные
организации». Функции.
У каждого социального института есть
главная функция, определяющая его «лицо»,
связанная с его главной социальной ролью
по закреплению и воспроизводству определенных
социальных практик и отношений. Если
эта армия, то её роль состоит в обеспечении
военно-политической безопасности страны
путем участия в боевых действиях и демонстрации
своей военной мощи. Помимо неё есть и
другие явные функции, в той или иной степени
свойственные всем социальным институтам,
обеспечивающие выполнение главной. Наряду
с явными, существуют ещё и неявные — латентные
(скрытые) функции. Так, Советская Армия
в свое время выполняла ряд скрытых несвойственных
ей государственных задач — народно-хозяйственных,
пенитенциарных, братской помощи «третьим
странам», усмирения и подавления массовых
беспорядков, народного недовольства
и контрреволюционных путчей как внутри
страны, так и в странах соцлагеря. Явные
функции институтов являются необходимыми.
Они формируются и декларируются в кодексах
и закреплены в системе статусов и ролей.
Латентные функции выражаются в непредусмотренных
результатах деятельности институтов
или лиц, представляющих их. Так, демократическое
государство, установившееся в России
в начале 90-х годов, через парламент, правительство
и президента стремились улучшить жизнь
народа, создать в обществе цивилизованные
отношения и внушить гражданам уважение
к закону. Таковы были явные цели и задачи.
На самом же деле в стране вырос уровень
преступности, а уровень жизни населения
упал. Таковы результаты латентных функций
институтов власти. Явные функции свидетельствуют
о том, чего хотели добиться люди в рамках
того или иного института, а латентные
— о том, что из этого получилось. Выявление
латентных функций социальных институтов
позволяет не только создать объективную
картину социальной жизни, но и дает возможность
минимизировать их негативное и усилить
позитивное влияние с тем, чтобы осуществлять
контроль и управлять протекающими в ней
процессами. Социальные институты в общественной
жизни выполняют следующие функции или
задачи:
* обеспечивают возможность удовлетворить
индивидам, социальным общностям и группам
различные свои потребности;
* регулируют действие индивидов в рамках
социальных отношений, стимулируя желательное
и репрессируя нежелательное поведение;
* определяют и поддерживают общий социальный
порядок системой своих социальных регуляторов
и осуществляют воспроизводство безличных
общественных функций (то есть такие функции,
которые выполняются всегда одним и тем
же способом, независимо от личных черт
и интересов человечества);
* производят интеграцию стремлений, действий
и отношений индивидов и обеспечивают
внутреннюю сплоченность общности.
Представители институциональной школы
в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.)
выделили четыре основных функции социальных
институтов:
* воспроизводство членов общества. Главным
институтом, выполняющим эту функцию,
является семья, но к ней причастны и другие
социальные институты, такие, как государство;
* социализация — передача индивидам установленных
в данном обществе образцов поведения
и способов деятельности — институты
семьи, образования, религии и др.;
* производство и распределение. Обеспечиваются
экономическо-социальными институтами
управления и контроля — органы власти;
* функции управления и контроля осуществляются
через систему социальных норм и предписаний,
реализующих соответствующие типы поведения:
моральные и правовые нормы, обычаи, административные
решения и т. д. Социальные институты управляют
поведением индивида через систему санкций.
Кроме решения своих специфических
задач, каждый социальный институт выполняет
универсальные, свойственные всем им функции.
К числу общих для всех социальных
институтов функций можно отнести следующие: Функция закрепления и воспроизводства
общественных отношений. Каждый институт
располагает набором норм и правил поведения,
закрепленных, стандартизирующих поведение
своих участников и делающих это поведение
предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает
порядок и рамки, в которых должна протекать
деятельность каждого члена института.
Тем самым институт обеспечивает устойчивость
структуры общества. Кодекс института
семьи предполагает, что члены общества
делятся на устойчивые малые группы —
семьи. Социальный контроль обеспечивает
состояние стабильности каждой семьи,
ограничивает возможность её распада; Регулятивная функция. Она обеспечивает
регулирование взаимоотношений между
членами общества путем выработки образцов
и шаблонов поведения. Вся жизнь человека
протекает при участии разных социальных
институтов, но каждый социальный институт
регламентирует деятельность. Следовательно,
человек с помощью социальных институтов
демонстрирует предсказуемость и стандартное
поведение, выполняет ролевые требования
и ожидания; Интегративная функция. Эта функция
обеспечивает сплоченность, взаимозависимость
и взаимную ответственность членов. Это
происходит под воздействием институализированных
норм, ценностей, правил, системы ролей
и санкций. Она упорядочивает систему
взаимодействий, что приводит к повышению
устойчивости и целостности элементов
социальной структуры; Транслирующая функция. Общество
не может развиваться без передачи социального
опыта. Каждый институт для своего нормального
функционирования нуждается в приходе
новых людей, усвоивших его правила. Это
происходит путем изменения социальных
границ института и смены поколений. Следовательно,
в каждом институте предусмотрен механизм
социализации к его ценностям, нормам,
ролям; Коммуникативные функции. Информация,
произведенная институтом должна распространяться
как внутри института (с целью управления
и контроля за соблюдением социальных
норм), так и во взаимодействии между институтами.
Эта функция имеет свою специфику — формальные
связи. У института средств массовой информации
— это основная функция. Научные учреждения
активно воспринимают информацию. Коммутативные
возможности институтов неодинаковы:
одним они присущи в большей степени, другим
— в меньшей. Типология.
Выделяют следующую типология социальных
институтов: Демосоциальные институты (семья,
поселение, этнос) служат для воспроизводства
и социализации членов общества. Ведущие
статусы в них — родителей, детей, прародителей,
родственников, материально-культурными
признаками являются квартира, мебель,
дача и т. п., символами — брачный ритуал,
обручальное кольцо и т. п.; а институциональным
регулятором — семейная мораль. Семейная
идеология как часть идеологии данного
типа общества раскрывает значение семьи
для жизни людей и общества. Производственные институты (ферма,
фабрика, фирма и т. п.) заняты производством
социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта
и т. п. Главной для них является та или
иная производственная деятельность:
сельскохозяйственная, промышленная и
т. п. В рамках сельскохозяйственной деятельности
можно выделить статусы и роли агронома,
тракториста, доярки и т. п. Материально-культурные
признаки здесь — заводы, транспортные
предприятия и т. п., символами выступают
фирменный знак, печать ит. п. Производственный
кодекс норм включает в себя лицензии,
контракты, производственную этику и т.
п. Главными регуляторами производственной
деятельности выступают деньги, власть,
самовыражение и т. п. Идеология производства
может быть рыночная, монополистическая,
экспансионистская и т. п. Экономические институты охватывают
формы собственности, банки, деньги и т.
п. Они обеспечивают распределение и обмен
произведенных социальных благ. Экономическая
деятельность включает в себя расчет издержек
и прибыли, учет и контроль за собственностью
на средства производства и производимые
товары, распределение работников и денег
по видам деятельности ит. п. В этой сфере
социальной деятельности можно выделить
президентов банков, дилеров, бухгалтеров,
кассиров и т. п. Главными регуляторами
экономической деятельности являются
прибыль, акции, деньги, валюта и т. п., корпоративная
мораль, бережливость, тайна клиента и
т. п., а также правовые и административные
нормы. Политические институты (ветви государственной
власти, партии, профсоюзы и т. п.) служат
для управления делами общества. Такое
управление включает в себя определение
национальных интересов, организацию
их удовлетворения, поддержание порядка,
защиту страны и т. п. Основная форма деятельности
здесь — политическая: захват, удержание
и использование государственной власти.
Политические институты представляют
собой иерархию должностей-статусов (законодательных,
исполнительных, судебных и т. и.), а также
соответствующих им ролей. Регуляторами
этих институтов являются ценности и нормы:
политические (например, повышение в должности),
моральные («мы за ценой не постоим»), материальные
(квартира), экономические (состояние рынка)
и т. п. Духовные институты (церковь, школа,
вуз, редакция газеты и т. п.) служат для
разработки и пропаганды разных идеологий,
объединяющих своих сторонников для решения
различных задач. Основная форма деятельности
в данной сфере — производство, обмен
и потребление духовных ценностей: мировоззренческих
(научных, мифологических, религиозных
и т. п.), художественных (музыкальных, живописных,
литературных и т. п.), научных (математических,
социологических и т. п.). Духовные институты
(церковь, искусство, наука) представляют
иерархию соответствующих должностей;
например, в церкви это патриарх, митрополиты,
архимандриты и т. п. Социальные институты
общества образуют систему. В ее рамках
социальные институты должны взаимодополнять
один другой. Так, развитие экономики невозможно
без развития техники, а развитие последней
— без соответствующего развития образования.
Такую же иерархическую и горизонтальную
структуру образуют соответствующие социальные
системы. Если страна принимает закон,
обязывающий студентов служить в армии,
то она обрекает себя на научное, техническое,
экономическое отставание. Возникает
конфликт социальных ролей: сына, студента,
защитника родины и т. п. В результате такого,
часто искусственного, конфликта социальных
статусов и ролей происходит уклонение
от одних ролей в пользу других.
2)Социальная организация: понятие,
структура, функции, теория бюрократии
М.Вебера.
Социальная организация
общества (от позднелат. organizio — формирую,
сообщаю стройный вид < лат. organum —
орудие, инструмент) — установленный в обществе нормативный
социальный порядок, а также деятельность,
направленная на его поддержание или приведение
к нему. В первом случае термин "организация"
означает установленный социальный порядок
в системе в целом или отдельных ее подсистемах.
Например, организация государственной
власти по административно-территориальному
принципу, или организация труда и заработной
платы на предприятии через систему норм
выработки и квалификации работ. Во втором
случае – термин "организация" характеризует
момент деятельности, связанный с управлением.
Например, руководитель организует производственный
процесс – это значит, что он должен расставить
людей по рабочим местам таким образом,
чтобы обеспечивалась его непрерывность
и бесперебойность. Социальная организация
характеризуется обычно следующими основными
признаками: 1. наличие единой цели (производство
продукции или оказание услуг); 2. формализация
отношений в организации и нормативная
регуляция поведения членов данной организации;
3. иерархия отношений. Существование системы
власти, управления, которые подразумевают
подчинение работников руководству в
процессе трудовой деятельности; 4. распределение
функций (полномочий и обязанностей) между
группами работников, находящихся во взаимодействии
друг с другом; 5. наличие коммуникации.
Совокупность правил и норм, регулирующих
отношения между людьми. Структура.
Можно выделить два типа структур социальной
организации: производственную и непроизводственную: Производственный тип структуры социальной
организации формируется в зависимости
от производственных факторов деятельности
людей и включает такие компоненты общей
структуры, как: а) функциональную (содержание
труда); б) профессиональную (подготовка
и переподготовка кадров); в) социально-психологическую
(межличностные отношения); г) управленческую
(система управления). Качественными признаками
функционирования производственного
типа структуры социальной организации
выступают потребности и интересы, требования
работника к труду и в первую очередь к
содержанию и условиям труда, к условиям
своего профессионального роста, к организации
труда. Специфическую область явлений,
связанных с производственным типом структуры
социальной организации, составляет система
мероприятий по развитию мотивации производственной
активности (это моральное и материальное
стимулирование и т.д.). Непроизводственный тип
структуры социальной организации
возникает тогда, когда члены, к примеру,
трудовой организации (коллектива) участвуют
в различных видах внепроизводственной
деятельности, заполняющей внерабочее
и свободное от работы, время работников.
К непроизводственной структуре социальной
организации можно отнести значительную
часть деятельности общественных, культурных,
спортивных и других организаций. Общая
структура социальной организации промышленного
предприятия возникает и развивается
как в рабочее время (в ходе производственного
процесса, в процессе труда), так и в свободное
от работы время. Функции
социальной организации: Социально-производственная. Организация представляет собой группу
людей, занятых трудом как основным видом
деятельности. Главная задача организации
состоит в удовлетворении потребностей
общества в определенной продукции. Социально-экономическая. Задача
организации состоит в выпуске продукции
необходимого количества для удовлетворения
спроса населения и определенного качества,
соответствующего требованиям современного
индустриально развитого общества. Экономическая
функция организации направлена на получение
прибыли в результате реализации своей
продукции. Социально-техническая. Деятельность
организации заключается не только в обслуживании
техники и соблюдении норм и правил технологического
процесса, но и в создании новых техник
и технологий, их конструировании, модернизации
и реконструкции с целью достижения уровня
мировых стандартов и конкурентоспособности
на мировом рынке. Управленческая. Задача
организации состоит в создании условий
для роста производительности труда, подбора
и расстановки как исполнительного, так
и управленческого персонала, обеспечения
налаженной системы организации производственного
процесса. Психолого-педагогическая. Эта функция
заключается в формировании благоприятного
социально-психологического климата в
организации, оказании помощи со стороны
кадровых работников в социальном и профессиональном
становлении молодых, создании системы
повышения профессиональной квалификации
всех работников. Социально-культурная. Организация
нацелена на создание не только предметов
массового потребления, но и предметов,
представляющих материальную и духовную
ценность для общества. Такие произведения
культуры, как технические новшества,
уникальные технологии, создаются ныне
не одиночками, а целыми группами людей
в процессе совместной творческой работы. Социально-бытовая. Для нормальной,
бесперебойной, экономически выгодной
работы необходимо создать работникам
фирмы определенные социально-бытовые
условия. К сожалению, в настоящее время
при экономической нестабильности далеко
не все предприятия в состоянии обеспечить
даже необходимое в этой области. Однако
о важности выполнения этой функции руководителям
и предпринимателям забывать не следует.
Таким образом, деятельность организации
представляет собой комплекс взаимосвязанных
социальных, производственных, психологических
и прочих функций. Четкое выполнение группой
своих функций является залогом эффективности
ее работы. Теория
бюрократии М.Вебера. М. Вебер видел
в процессе повсеместной, всеохватывающей
рационализации судьбу не только европейской,
но и мировой цивилизации. Продолжая логику
своей концепции типов господства, в которой
легальный тип господства основан исключительно
на формальной рациональности, Вебер обратился
к изучению общих принципов управления
организациями. Итогом его анализа стала
теория рациональной бюрократии, которую
можно назвать первым удачным опытом социологического
анализа и обобщения управленческой теории
и практики. «Бюрократия» в прямом переводе
с французского – власть стола (рабочего
места чиновника). Наблюдая механизмы
управления крупного промышленного производства,
М. Вебер сосредоточился на исследовании
«рационально-легальных», т. е. формально
установленных характеристик процессов
деятельности и выработке универсальных
принципов управления. «Идеальный тип»
рациональной бюрократии, по Веберу, выглядит
следующим образом. Аппарат (штаб) управления
состоит из отдельных чиновников, которые:
• лично свободны и подчиняются только
служебному долгу;
• имеют устойчивую служебную иерархию
(каждый подчиняется вышестоящему и несет
ответственность как за свои действия,
так и за действия своих подчиненных);
• имеют твердо определенную компетенцию,
которая регламентируется системой предписаний;
• работают в силу контракта, следовательно,
принципиально на основе свободного выбора;
• вознаграждаются постоянным денежным
содержанием (окладом);
• рассматривают свою службу как единственную
или главную профессию;
• предвидят свою карьеру: повышение происходит
или в соответствии со старшинством по
службе или в соответствии со способностями,
независимо от суждения начальника;
• работают в полном отрыве от средств
управления без присвоения служебных
мест;
• подчиняются единой строгой служебной
дисциплине и контролю;
• лояльны к своей организации.
Главное в этой схеме – идея достижения
максимального упорядочивающего эффекта
за счет предельной формализации и нормативного
закрепления структуры и функций чиновников,
а также четкой специализации персонала.
Переход к специализированному труду
делает его более продуктивным. Идеальный
бюрократ на своем рабочем месте – не
человек, а скорее носитель определенных
должностных обязанностей. Четкая регламентация
делает поведение работников и всей организации
предсказуемым. М. Вебер утверждал, опираясь
на свой основной сравнительно-исторический
метод познания, что «полностью развитый
бюрократический механизм выглядит в
сравнении с иными (небюрократическими)
организациями точно так же, как машинная
индустрия в сравнении с немеханическими
видами производства». В то же время, предчувствуя
последствия упрощенного, некритического
использования своей модели в практике
управления, он специально предостерегал
от «укладывания» реальной действительности
в «прокрустово ложе» этого понятия. Однако
если учесть, что фундаментальная работа
Вебера «Хозяйство и общество», в которой
наиболее последовательно была представлена
его теория формальной рациональности
в применении к экономике, вышла в 1921 г.
(через год после смерти автора), повлиять
на реальное развитие последующих событий
он уже не мог. Рационализм веберовской
теории полностью соответствовал по духу
господствовавшей в общественном сознании
того времени концепции рационального
«экономического человека». Эта концепция
вытекает из уровня экономического и социального
развития общества конца XIX – начала ХХ
в. и характеризует роль и место человека-работника
в крупном промышленном производстве
как придатка машин и механизмов.
3)Семья и брак: определение, функции,
типология. Формы брака.
Семья - это сложное социальное образование.
Исследователи определяют ее как исторически
конкретную систему взаимоотношений между
супругами, между родителями и детьми,
как малую группу, члены которой связаны
брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью,
как социальную необходимость, которая
обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве
населения. К основным функциям семьи
можно отнести:
* репродуктивную— биологическое
воспроизводство и сохранение потомства,
продолжение рода;
* воспитательную— духовное воспроизводство
населения. Семья формирует личность ребенка,
оказывает систематическое воспитательное
воздействие на каждого члена в течение
всей жизни. Воспитательная функция семьи
состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные
потребности в отцовстве и материнстве;
в контактах с детьми и их воспитании;
в том, что родители могут «реализоваться»
в детях. В ходе выполнения воспитательной
функции семья обеспечивает социализацию
поколения, подготовку новых членов общества.;
* хозяйственно-бытовую — поддержание
физического состояния семьи, уход за
престарелыми. Хозяйственно-бытовая функция
семьи заключается в удовлетворении материальных
потребностей членов семьи (в пище, крове
и т. д.), содействует сохранению их здоровья:
в ходе выполнения семьей этой функции
обеспечивается восстановление затраченных
в труде физических сил;
* экономическо-материальную— поддержание
одними членами семьи других: несовершеннолетних,
престарелых, нетрудоспособных;
* функцию организации досуга — поддержание
семьи как целостной системы; содержание
и формы проведения досуга зависят от
уровня культуры, национальных традиций,
индивидуальных склонностей и интересов,
возраста членов семьи, ее доходов. Функция
духовного (культурного) общения — удовлетворение
потребностей в совместном проведении
досуга, взаимном духовном обогащении,
она играет значительную роль в духовном
развитии членов общества;
* функцию социального контроля —
ответственность членов семьи за поведение
ее членов в обществе, их деятельность;
ориентирующую основу составляют ценности
и элементы культуры, признанные во всем
обществе или в социальных группах. Функция
первичного социального контроля — обеспечение
выполнения социальных норм членами семьи,
в особенности теми, кто в силу различных
обстоятельств (возраст, заболевание и
т. п.) не обладает в достаточной степени
способностью самостоятельно строить
свое поведение в полном соответствии
с социальными нормами;
* нормально функционирующая семья
– это семья, которая ответственно и дифференцированно
выполняет свои функции, вследствие чего
удовлетворяется потребность в росте
и изменениях как семьи в целом, так и каждого
ее члена. Типология
семьи. Неполная семья –
это семья с одним родителем, в последние
годы такие семьи стали распространенным
явлением. Родителем в такой семье является
мать, отцы редко. Американские исследователи
выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает
детей. Такая семья – результат развода,
продолжительного отсутствия или смерти
одного из родителей, а также рождения
внебрачного ребенка. Эта семья чаще всего
живет за чертой бедности, доход женщины
меньше, чем мужчины, а после развода отец
вносит в бюджет только треть своей зарплаты.
Эти семьи нуждаются в государственной
поддержке. И в самом тяжелом положении
находится семья, где дети рождены вне
брака. Несовершеннолетние одинокие матери
с ребенком обречены на нищету. Внебрачная семья,
возникающая с рождением внебрачного
ребенка, кроме тяжелых материальных условий
испытывает и отрицательное отношение
к ней общества. Поэтому мать как можно
раньше должна объяснить ребенку правду
о его появлении. Дети по-разному реагируют
на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы,
чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно
влияет на отношения в семье и воспитание
ребенка сильная любовь матери. Когда
рождается желанное дитя, она старается
отдалить его от окружения. Другая мать
видит в нем препятствие для брака. Отец
в такой семье чаще всего не принимает
участие в воспитании ребенка, иногда
мать сама отказывает отцу в воспитании
ребенка. Семья в повторном браке – это семья
с двумя родителями, где наряду с общими
детьми могут быть дети от прежних браков.
Иногда они живут вместе, иногда только
с детьми мужа или с детьми жены. Проблемами
этих семей являются: наследование имущества
неродного отца, отношения мачехи и детей,
их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается
тенденция не повторять ошибок первого
брака, поэтому супруги более сплочены.
Особую тревогу в такой семье вызывает
смерть кого-то из родителей при первом
браке. Дети остро переживают потерю, и
это сказывается на отношениях с новой
матерью или отцом. Стрессовыми могут
быть ситуации при решении вопроса о свидании
бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками,
дедушками и бабушками. Важно обратить
внимание на потери, на распределение
ролей в семье, на проблемы каждого члена
семьи и всей семьи. Работая с супругами
этой семьи, социальный работник обращает
внимание на распределение времени, места
и денег, затраты и отношения с приемными
детьми. Так как приемные дети требуют
особого внимания, то с ними требуется
и особая образовательная и воспитательная
программа, в которой бы учитывалась их
материальное и духовное состояние в новой
семье. В результате гибели одного из родителей
возникает осиротевшая семья.
Семейное горе часто сплачивает семью,
формирует заботу друг о друге. Забота
ребенка о близких влияет на воспитание
у него положительных качеств. Важно, чтобы
в такой семье оставшийся родитель стал
образцом для ребенка в его воспитании.
Немалую роль в воспитании ребенка играет
память об ушедшем родителе. Брак
— это свободный равноправный союз
мужчины и женщины, заключенный с соблюдением
порядка и условий, установленных законом,
имеющий целью создание семьи и порождающий
между супругами взаимные личные и имущественные
права и обязанности. Формы брака:
Групповой брак – несколько индивидов
одного пола вступают в брак с несколькими
индивидами другого пола. Полигамия
– один индивид одного пола вступает в
брак с несколькими индивидами другого
пола. Полигамия бывает двух видов: а) полиандрия
(или многомужество);б) полигиния (или многоженство).
Моногамия (или парный брак). По предпочитаемому партнеру выделяют
браки:
Экзогамия – брачный партнер выбирается
за пределами данного рода, группы, клана.
Эндогамия – брачный партнер выбирается
только в рамках данного рода, группы,
клана. По социально-демографическим, этническим,
образовательным признакам супругов браки
бывают:
Гомогамные – супруги имеют сходный возраст,
образование, профессии, принадлежат к
одной этнической группе. Гетерогамные
– супруги значительно различаются по
перечисленным признакам. По форме регистрации браки бывают:
Гражданский.
Церковный. По юридическому закреплению:
Законный брак.
Свободный брак (или сожительство).
4)Экономические институты. Социальные
аспекты экономического развития
общества и поведения людей.
Экономический институт - экономический
элемент социальной структуры, характеризующий
устройство, формы организации и регулирования
экономической жизни.
Основные институты экономики: собственность,
деньги, банки, торговля, производство. 1. Домашнее хозяйство – экономическая
единица, действующая в потребительской
сфере экономики. Состоит из одного или
нескольких лиц, обеспечивает воспроизводство
«человеческого капитала», а также самостоятельно
принимает решения, является собственником
и поставщиком какого—либо фактора производства
и стремится к максимальному удовлетворению
своих потребностей. 2. Предприятие (фирма) – экономическая
единица, целью деятельности которой является
получение прибыли. Стремится к максимизации
дохода, самостоятельно принимает решения,
использует факторы производства для
изготовления продукции с целью ее продажи.
Полученный доход предприятие расходует
не на личное потребление, а на расширение
производства. 3. Банк – финансово—кредитное учреждение,
регулирующее движение денежной массы,
необходимой для нормального функционирования
экономики. 4. Государство (правительство) представлено
совокупностью правительственных организаций,
которые осуществляют свою деятельность
для достижения общественных целей. Бюджетные
учреждения осуществляют функции государственного
регулирования экономики.
Тема 6. «Социальные
изменения»
1)Социальные изменение: определение,
концепции (эволюционизм, неоэволюционизм,
теория модернизации, теория постиндустриального
общества, теория цикличного развития,
теории революции).