Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:05, доклад
2011, 22 декабря — Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе оглашения послания народу предложил создать в России общественное телевидение. По словам главы государства, общественный канал может быть создан на базе одного из федеральных. Он уверен, что ни один из владельцев этого нового СМИ не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений — ни государство, ни частный владелец[2][3].
Теоретическая база
Для создания Общественного
ТВ можно выбрать два варианта:
создать его с нуля или
Если власти все же решат сэкономить, то тогда Общественное телевидение должно будет формироваться на базе уже существующих площадок. В прессе считают, что скорее всего такой площадкой станет ВГТРК. С одной стороны, выглядит логично, ведь "Россия-2" и "Культура" и так выполняют часть общественных функций, не свойственных коммерческому телевидению, и на каждой из них можно было бы пустить "общественные передачи". С другой стороны, непонятно, зачем будет нужно Общественное телевидение, которое, если сравнивать с аудиторией Первого и "России-1", никто не смотрит.
Общественное телевидение, по крайней мере на Западе, получает преференции по отношению к другим каналам. Если оно будет на "Культуре" или "России-2", преференции будут по-прежнему получать "Первый" и "Россия-1", их же и будет смотреть основная часть россиян. Чтобы этого избежать, новый проект можно было бы сделать на базе "Первого", но там такая сложная ситуация с акционерами, что на ее упрощение может понадобиться не один год.
Еще одним камнем
Таким образом, в случае если переделке не подвергнется вся система российского телевидения, велик шанс, что в итоге получится либо просто новый телеканал, который никто не будет смотреть, либо площадка, которая в основных своих чертах будет напоминать современное распределение сил. А в коренные изменения на ТВ верится слабо - власть вряд ли будет заинтересована в том, чтобы разрушать столь мощный канал воздействия на россиян.
1. Введение
По результатам
Таким образом, по важности идея «другого ТВ» уже опережает такие предложения политической реформы, выдвинутой Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года, как прямые выборы губернаторов, перераспределение бюджетных полномочий в пользу регионов, возвращение одномандатных округов на выборах, регистрацию новых партий.
Можно констатировать: создание общественного
вещания — уже одобренная большинством
населения сфера ожидаемой
4. Экономическая модель и
Для обеспечения общественного вещания предлагается создать некоммерческую организацию - Фонд общественного телевидения и радио (далее - Фонд).
ФПРОВ - организация, обеспечивающая реализацию миссии и функций общественного вещания, поддерживающая все виды и формы общественного вещания.
Обеспечение общественного вещания может происходить из следующих источников финансирования:
средства федерального бюджета;
вводящиеся обязательные отчисления (неналоговые платежи) вещателей телеканалов,
благотворительные пожертвования, рекламные и спонсорские поступления.
Бюджетное финансирование будет обеспечиваться через предоставление субсидий в Фонд через введение отдельной целевой статьи федерального бюджета.
Предполагается, что Фонд будет учрежден Президентом Российской Федерации по аналогии с Российским институтом стратегических исследований, а функции учредителя возложены на Администрацию Президента Российской Федерации.
Обязательные отчисления (неналоговые платежи) вещателей телеканалов вводятся в целях обеспечения внебюджетного финансирования общественного вещания через внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». При этом учитывается опыт введения обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторов связи сетей общего пользования в целях формирования резерва универсального обслуживания.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг по рекламе, оказываемых телеканалами. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставку обязательного
В случае юридических затруднений с введением соответствующих обязательных отчислений, они могут быть заменены введением налога на телевизионную рекламу по аналогии с транспортным налогом.
Иные внебюджетные источники финансирования общественного вещания включают:
- благотворительные
- средства от эффективного
- спонсорство - спонсируемые форматы
не должны поощрять продажу,
покупку или аренду товаров
или услуг спонсора или
- гранты, направляемые на достижение
общественно значимых целей и
решение социальных проблем и
связанные с участием
- реализация интеллектуальных прав на продукт, произведенный общественным телевидением и радио, на рынке медиаконтента в России и за рубежом.
Сочетание разных источников финансирования
Фонда повышает его финансовую устойчивость,
при этом дополнительно обеспечивая
независимость вещательной
5. Модель управления
Высшим органом управления общественным вещанием является Попечительский совет Фонда.
Попечительский совет Фонда является коллегиальным органом, состоящим из 21 члена, избираемых на 4 года. Членами Совета не могут быть лидеры партий, депутаты Федерального Собрания, государственные служащие, сотрудники других телерадиокомпаний и Интернет-СМИ, а также лица, занимающиеся на момент избрания в Попечительский Совет производством медиаконтента для государственного, коммерческого или общественного вещания.
Попечительский совет на конкурсной основе выбирает генерального директора Фонда и утверждает по его представлению его заместителей.
Попечительский совет
Попечительский совет
В составе Попечительского совета работают три Комитета – по стратегии, по кадрам и вознаграждениям и по аудиту общественного вещания.
Комитет по стратегии организует выработку
рекомендаций по формированию основных
направлений программной
Комитет по вознаграждениям осуществляет подготовку предложений по размерам вознаграждений топ-менеджмента для утверждения на Попечительском совете.
Комитет по аудиту – организует аудит деятельности общественного вещания путем определения на конкурсной основе независимой аудиторской компании и заключения договора с ней от имени Попечительского совета.
Первоначальный состав Попечительского совета формируется Президентом Российской Федерации на основе предложений, разработанных на паритетной основе Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палатой Российской Федерации. В дальнейшем состав Совета каждые два года обновляется наполовину в том порядке, который будет определен уставом Фонда, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Формирование предложений по кандидатурам в состав Попечительского совета проходило в рамках Совета при Президенте Российской Федерации специальную процедуру. В декабре 2011 года Совет сформировал Рабочую группу по общественному вещанию, пригласив в нее признанных экспертов в области журналистики, развития телевидения, радиовещания и Интернет-СМИ, социальной и культурной политики, развития общественных институтов, правоведения и т.д. В составе Рабочей группы – 33 человека (персональный состав прилагается).
Каждый член Рабочей группы выдвинул по 21 кандидатуре в качестве возможных кандидатов в состав Попечительского совета. С учетом повторяемости общий список кандидатов составил 133 человека. На заседании Совета 29 февраля 2012 года было проведено тайное голосование по всем этим кандидатурам, которое позволило определить кандидатов, получивших наибольшее число голосов.
6. Подходы к определению
При определении площадок базирования для телеканала общественного вещания (например, на телеканалах ТВЦ, «Звезда», «Россия 2») предлагается использовать следующие критерии.
1. Рейтинг и охват аудитории.
Меньший рейтинг
2. Затраты на увеличение зоны
охвата сигнала до момента
перехода к цифровому
3. Затраты на создание или
развитие корреспондентской
7. Формирование региональных
Фонд общественного
Общественному телевидению "Звезда" не светит
Новый телеканал начнет
Телеканал "Звезда" больше не рассматривается как платформа для начала вещания Общественного телевидения (ОТ) в России. Об этом "Ъ" заявил вчера его руководитель Анатолий Лысенко. Подтверждает это и замминистра обороны, председатель совета директоров "Звезды" Николай Панков. Впрочем, в судьбе ОТ уже наметился новый этап развития: по информации "Ъ", вчера в Минюсте было зарегистрировано юридическое лицо телекомпании — автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России".