Общественное телевидение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:05, доклад

Краткое описание

2011, 22 декабря — Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе оглашения послания народу предложил создать в России общественное телевидение. По словам главы государства, общественный канал может быть создан на базе одного из федеральных. Он уверен, что ни один из владельцев этого нового СМИ не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений — ни государство, ни частный владелец[2][3].

Файлы: 1 файл

Обществ телев в России.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

Теоретическая база

 Для создания Общественного  ТВ можно выбрать два варианта: создать его с нуля или сделать  ТВ на базе уже существующего. Первый вариант кажется менее вероятным, поскольку тогда в новый продукт надо будет вложить миллиарды рублей государственных денег, однако чисто теоретически ничего невероятного в этом нет. В конце концов, хватило же власти сил всего за несколько лет построить с нуля Russia Today, а ведь с этим телеканалом было в какой-то мере еще сложнее: он выходил на новые для России рынки в США, Европе, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

 Если власти все же решат  сэкономить, то тогда Общественное  телевидение должно будет формироваться на базе уже существующих площадок. В прессе считают, что скорее всего такой площадкой станет ВГТРК. С одной стороны, выглядит логично, ведь "Россия-2" и "Культура" и так выполняют часть общественных функций, не свойственных коммерческому телевидению, и на каждой из них можно было бы пустить "общественные передачи". С другой стороны, непонятно, зачем будет нужно Общественное телевидение, которое, если сравнивать с аудиторией Первого и "России-1", никто не смотрит.

Общественное телевидение, по крайней мере на Западе, получает преференции по отношению к другим каналам. Если оно будет на "Культуре" или "России-2", преференции будут по-прежнему получать "Первый" и "Россия-1", их же и будет смотреть основная часть россиян. Чтобы этого избежать, новый проект можно было бы сделать на базе "Первого", но там такая сложная ситуация с акционерами, что на ее упрощение может понадобиться не один год.

 Еще одним камнем преткновения  может стать оплата Общественного  ТВ. Совет при президенте предложил абонентскую плату с каждого дома в 46 рублей в месяц, но даже такая скромная цифра наверняка вызовет неудовольствие значительной части россиян, особенно в глубинке, где дилемма "два батона хлеба или месяц Общественного ТВ" выглядит не такой уж абсурдной. Если же от идеи абонентской платы откажутся, а деньги будут выделяться напрямую из бюджета и от спонсоров, то это ничем не будет отличаться от существующего положения дел на "Первом" и ВГТРК.

 Таким образом, в случае  если переделке не подвергнется вся система российского телевидения, велик шанс, что в итоге получится либо просто новый телеканал, который никто не будет смотреть, либо площадка, которая в основных своих чертах будет напоминать современное распределение сил. А в коренные изменения на ТВ верится слабо - власть вряд ли будет заинтересована в том, чтобы разрушать столь мощный канал воздействия на россиян.

 

 

1. Введение 

По результатам общенационального  опроса, проведенного 7-8 января 2012 г. социологической  службой ВЦИОМ, создание общественного телевидения находится сейчас на втором месте по актуальности — его одобрили 77,6% россиян. Этот приоритет уступает лишь теме контроля над расходами госслужащих с целью пресечения коррупции (одобрили 87%).

 

Таким образом, по важности идея «другого ТВ» уже опережает такие предложения политической реформы, выдвинутой Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года, как прямые выборы губернаторов, перераспределение бюджетных полномочий в пользу регионов, возвращение одномандатных округов на выборах, регистрацию новых партий.

Можно констатировать: создание общественного  вещания — уже одобренная большинством населения сфера ожидаемой модернизации.Его  реализация должна быть осуществленавформах  телевизионного и радиовещания на всех возможных платформах (эфир, кабель, спутник) и устройствах: телевизионные и радиоприемники, компьютеры, мобильные устройства – смартфоны, планшетные компьютеры и т.д.

 

4. Экономическая модель и механизмы  финансирования общественного вещания

 

Для обеспечения общественного  вещания предлагается создать некоммерческую организацию - Фонд общественного телевидения  и радио (далее - Фонд).

ФПРОВ - организация, обеспечивающая реализацию миссии и функций общественного  вещания, поддерживающая все виды и формы общественного вещания.

Обеспечение общественного вещания  может происходить из следующих  источников финансирования:

средства федерального бюджета;

вводящиеся обязательные отчисления (неналоговые платежи) вещателей  телеканалов,

благотворительные пожертвования, рекламные и спонсорские поступления.

Бюджетное финансирование будет обеспечиваться через предоставление субсидий в  Фонд через введение отдельной целевой  статьи федерального бюджета.

Предполагается, что Фонд будет  учрежден Президентом Российской Федерации по аналогии с Российским институтом стратегических исследований, а функции учредителя возложены на Администрацию Президента Российской Федерации.

Обязательные отчисления (неналоговые  платежи) вещателей телеканалов  вводятся в целях обеспечения внебюджетного финансирования общественного вещания через внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». При этом учитывается опыт введения обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторов связи сетей общего пользования в целях формирования резерва универсального обслуживания.

Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг по рекламе, оказываемых  телеканалами. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

Ставку обязательного отчисления (неналогового платежа) телеканалов  предполагается установить в законе размере от 3 до 5 процентов, в зависимости  от предполагаемого объема прямого бюджетного финансирования.

В случае юридических затруднений  с введением соответствующих  обязательных отчислений, они могут  быть заменены введением налога на телевизионную рекламу по аналогии с транспортным налогом.

Иные внебюджетные источники финансирования общественного вещания включают:

- благотворительные пожертвования  граждан и организаций, дополнительно  стимулируемые предоставлением  разного рода преференций в  зависимости от размеров взносов  - от 1000 руб. до 100 000 000 руб. в год. Данный вид финансирования осуществляется в рамках организаций по типу ассоциаций, клубов и обществ друзей крупных российских и зарубежных музеев, иных некоммерческих организаций;

- средства от эффективного управления  средствами целевого капитала (эндаумента). Целевой капитал пополняется за счет взносов юридических и физических лиц. Весь доход от размещения средств целевого капитала направляется на нужды Фонда. Целевой капитал призван обеспечить независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений, а также финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

- спонсорство - спонсируемые форматы  не должны поощрять продажу,  покупку или аренду товаров  или услуг спонсора или третьего  лица путем упоминания об этих товарах или услугах;

- гранты, направляемые на достижение  общественно значимых целей и  решение социальных проблем и  связанные с участием организации  общественного вещания в различных  социальных проектах;

- реализация интеллектуальных  прав на продукт, произведенный общественным телевидением и радио, на рынке медиаконтента в России и за рубежом.

Сочетание разных источников финансирования Фонда повышает его финансовую устойчивость, при этом дополнительно обеспечивая  независимость вещательной политики. Так, обязательные отчисления с рекламы телеканалов отличаются валатильностью, связанной с рыночной конъюнктурой, но обеспечивает независимость от госбюджета. Бюджетное финансирование, напротив, компенсирует валатильность обязательных отчислений, но усиливает зависимость от бюджета. Таким образом, баланс может быть достигнут за счет использования возможности взаимной компенсации рисков при использовании разных каналов финансирования.

 

 

5. Модель управления общественным  вещанием 

Высшим органом управления общественным вещанием является Попечительский совет Фонда.

Попечительский совет Фонда  является коллегиальным органом, состоящим  из 21 члена, избираемых на 4 года. Членами  Совета не могут быть лидеры партий, депутаты Федерального Собрания, государственные  служащие, сотрудники других телерадиокомпаний и Интернет-СМИ, а также лица, занимающиеся на момент избрания в Попечительский Совет производством медиаконтента для государственного, коммерческого или общественного вещания.

Попечительский совет на конкурсной основе выбирает генерального директора Фонда и утверждает по его представлению его заместителей.

Попечительский совет учреждает  от имени Фонда автономную некоммерческую организацию, которая берет на себя функции общественной телерадиокомпании. В свою очередь, эта автономная некоммерческая организация учреждает средства массовой информации – телеканал и радиоканал общественного вещания, получает лицензии на их вещание по всей территории Российской Федерации.

Попечительский совет утверждает и корректирует стратегию общественного вещания, а также влияет на программную политику общественной телерадиокомпании путем согласования и утверждения соответствующих документов, предоставляемых ее генеральным директором.

В составе Попечительского совета работают три Комитета – по стратегии, по кадрам и вознаграждениям и по аудиту общественного вещания.

Комитет по стратегии организует выработку  рекомендаций по формированию основных направлений программной политики общественного вещания и его  развития.

Комитет по вознаграждениям осуществляет подготовку предложений по размерам вознаграждений топ-менеджмента для утверждения на Попечительском совете.

Комитет по аудиту – организует аудит  деятельности общественного вещания  путем определения на конкурсной основе независимой аудиторской компании и заключения договора с ней от имени Попечительского совета.

Первоначальный состав Попечительского  совета формируется Президентом  Российской Федерации на основе предложений, разработанных на паритетной основе Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палатой Российской Федерации. В дальнейшем состав Совета каждые два года обновляется наполовину в том порядке, который будет определен уставом Фонда, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Формирование предложений по кандидатурам в состав Попечительского совета проходило в рамках Совета при  Президенте Российской Федерации специальную  процедуру. В декабре 2011 года Совет  сформировал Рабочую группу по общественному  вещанию, пригласив в нее признанных экспертов в области журналистики, развития телевидения, радиовещания и Интернет-СМИ, социальной и культурной политики, развития общественных институтов, правоведения и т.д. В составе Рабочей группы – 33 человека (персональный состав прилагается).

Каждый член Рабочей группы выдвинул по 21 кандидатуре  в качестве возможных кандидатов в состав Попечительского совета. С учетом повторяемости общий  список кандидатов составил 133 человека. На заседании Совета 29 февраля 2012 года было проведено тайное голосование по всем этим кандидатурам, которое позволило определить кандидатов, получивших наибольшее число голосов.

 

 

6. Подходы к определению площадок  базирования для федерального  телеканала общественного вещания 

При определении площадок базирования для телеканала общественного вещания (например, на телеканалах ТВЦ, «Звезда», «Россия 2») предлагается использовать следующие критерии.

1. Рейтинг и охват аудитории.  Меньший рейтинг предпочтительнее  с точки зрения минимизации  потерь зрителей, вследствие изменения редакционной политики телеканала.

2. Затраты на увеличение зоны  охвата сигнала до момента  перехода к цифровому телевидению. 

3. Затраты на создание или  развитие корреспондентской сети, необходимой для общественной  модели вещания.

 

 

7. Формирование региональных каналов  общественного вещания 

Фонд общественного телевидения  и радио обеспечивает поддержку  создания в субъектах Российской Федерации общественного вещания, предполагая последовательный перевод  в статус общественных всех государственных телерадиоканалов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Общественному телевидению "Звезда" не светит

 Новый телеканал начнет вещание  с нуля

Телеканал "Звезда" больше не рассматривается как платформа для начала вещания Общественного телевидения (ОТ) в России. Об этом "Ъ" заявил вчера его руководитель Анатолий Лысенко. Подтверждает это и замминистра обороны, председатель совета директоров "Звезды" Николай Панков. Впрочем, в судьбе ОТ уже наметился новый этап развития: по информации "Ъ", вчера в Минюсте было зарегистрировано юридическое лицо телекомпании — автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России".

Информация о работе Общественное телевидение в России