Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:50, реферат

Краткое описание

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"
3. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"
4. Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?
5. Заключение
6. Список итературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 45.45 Кб (Скачать)

3) По условиям организации  наблюдения делятся на полевые  (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной  ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и  “Как вести записи?”. Постараемся  найти на них ответы.На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. 
При этом используется следующее:

1) Общая характеристика  социальной ситуации, включающая  такие элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и  т.д.); правила и нормы, регулирующие  состояние объекта в целом  ( формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2) Попытка определить  типичность наблюдаемого объекта  в данной ситуации, относительно  других объектов и ситуаций; экологическая  Среда, область жизнедеятельности,  общественная, экономическая и политическая  атмосфера, состояние общественного  сознания на данный момент.

3) Субъекты или участники  социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса в коллективе или группе 
(руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и  социальные интересы субъектов  и групп: общие и групповые  цели и интересы; официальные  и неформальные; одобряемые и  не одобряемые в данной среде;  согласованность интересов и  целей.

5) Структура деятельности  со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных  намерений (мотивы), средств, привлекаемых  для достижения целей (по содержанию  средств и по моральной их  оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная,  спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).

6) Регулярность и частота  наблюдаемых событий: по ряду  указанных выше параметров и  по типичным ситуациям, которые  ими описываются.

Наблюдение по такому плану  позволяет более хорошо разобраться  в объекте наблюдения.

По собранным предварительным  данным задачи наблюдения уточняются. 
Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.

Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры  контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого  наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей  должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают  смысл индикаторов каких-то более  общих свойств или действий.

Поучительную технику  регистрации наблюдаемых событий  разработали московские социологи  в рамках исследовательского проекта  “общественное мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе одного из каналов выражения общественного мнения были выделены собрания. Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного периода, регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики собрания.

Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации  отношения участников собрания к  выступающему - докладчику, участнику  дискуссии.

Индикаторы отношения  участников собрания к выступающим путем прямого наблюдения реакций аудитории

Наблюдение большой аудитории  собрания производится несколькими  лицами, которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах ( в нашем случае - собраниях разных организаций и коллективов).

Следует ли наблюдателю вмешиваться  в наблюдаемый процесс?

Ответ на этот вопрос зависит  от цели исследования. Если цель исследования состоит в том, чтобы описать  и проанализировать 
(диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и может привести к нежелательному для исследования искажению информации.

Для этого существуют способы  добиться минимальных ошибок при  диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы  исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой способ - создать ложное представление  о цели наблюдения. Конечно эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том случае, если узнав о них люди смогут неправильно истолковать задачи исследования.

Если же цель исследования заключается в принятии определенных управленческих решений, то вмешательство  будет полезно, так как позволит изменять ход событий и оценивать  полученные результаты. Именно этим целям  служит стимулирующее включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления  о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может  потерять способность объективно оценивать  ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком  “вживается” в свою роль соучастника  событий. Поэтому как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько  вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать  их?

Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Основным недостатком  этого метода является необъективность  наблюдателя. Человек очень редко  оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности наблюдателя  определенно сказываются на его  впечатлениях.

Наблюдению не подлежат события  прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой  части которых делает их изучение непредставительным.

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы  для начала работы или помогает проверить  результаты других методов сбора  информации.

ОПРОСЫ

Опросы - незаменимый прием  получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах  деятельности, мнениях.

Опрос - почти универсальный  метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.

 

 

Сравните  понятия "субъект общественного  мнения" и "выразитель общественного  мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?

 

Достаточно часто при  обсуждении проблемы субъекта общественного  мнения встречаются два понятия: "субъект" общественного мнения и "выразитель" общественного  мнения. Следует различать эти  понятия.

Субъектом общественного  мнения может являться только общество в целом, народ, международная общественность. В данном понятии "субъект" общественного  мнения выступает "творцом мнений". ООН (Организация Объединённых Наций) - яркий тому пример. Это организация, занимающаяся постановкой и решением глобальных международных проблем, как, к примеру, терроризм. В тоже время, мнения лиц этой организации  являются мнением общества.

"Выразители" же являются  более узким понятием. Это небольшие  социальные общности: отдельные  государства и народы, организации  и союзы, политические и общественные  деятели, рядовые граждане ("лидеры  мнений", "носители" мнений). Примером  этому явлению могут послужить  политические партии со своими  лидерами, страна и её глава.

Следует отметить, что, как  и во всех областях, понятие "общественное мнение" может носить также и  негативную окраску. Например, когда  объектом становится фашизм. "Выразители" представляют собой достаточно сильную  организацию, и в период своего расцвета принесла немало негативных последствий. Не следует забывать об этом.

В разговоре о социологическом  изучении общественного мнения допускается  употребление словосочетания "мнение общества". Под ним подразумеваются мысли определенной группы людей, по какому - либо заинтересовавшему их вопросу, вызвавшему дискуссию. По сути, "мнение общества" также употребляемо с понятием "выразитель" общественного мнения, как понятие "общественное мнение" с понятием "субъект" На мой взгляд, мнение общества, или общественное мнение, оно всегда противопоставляется мнению индивида.

 

Заключение

Существует такое понятие, как социальная установка - устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект. Общественное настроение - более широкое, чем общественное настроение, понятие, характеризующее  отношение людей к экономическому, политическому, социальному состоянию  общества в определенный период времени. Но и социальное настроение формируется  под влиянием политических, экономических, социальных и духовных факторов. Общественное мнение, определяемое общественным настроением, объединяет и побуждает к действию определенные группы и слои населения. Человечество добилось определенных успехов  в управлении фирмами и другими  деловыми организациями, но управлять  обществом оно пока не научилось, о чем свидетельствует история.

Каждое общество на определенном этапе своего развития создает специальный  институт, называемый государством. С  этого момента жизнь каждого  человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов, которые они создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, что решения, принимаемые на государственном  уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как  от них зависит судьба общества страны и каждого его члена, поэтому  государственные деятели должны использовать в работе такие знания, изучать общественное мнение и все  процессы, с ним связанные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.         Социология. Учебник для вузов. Под ред.В.Н. Лавриненко, М., "ЮНИТИ ", 1998.

2.         "Философия права", Г.В. Гегель, М., 1990

3.         Основы социологии.М., 1993

4.         Менеджмент и маркетинг в социальной сфере.В.А. Бачук, "Книжный дом", 2003г.

5.         Социология. Учебник для вузов. Ю.Г. Волков, М., 1998.

6.         Социология общественного мнения.Л.Н. Короткова, М., 2000.

7.         www.dobroe.ru

8.         BRES (Большой Российский Энциклопедический словарь)


Информация о работе Общественное мнение