Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:50, реферат

Краткое описание

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"
3. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"
4. Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?
5. Заключение
6. Список итературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 45.45 Кб (Скачать)

Основной причиной формирования общественного мнения является необходимость  в естественной движущей силе для  общества, а, как уже писалось, именно общественное мнение является глобальной движущей силой, ведь общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое  или явное) различных групп людей  к событиям и фактам социальной действительности.

Цель формирования общественного  мнения - направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий  и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

Типология общественных мнений:

по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);

по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные),прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);

по различным видам  признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и  изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные  и неофициальные, консервативные и  новаторские, запоздалые и своевременные  и т.д.

В социологии сложилось несколько  концепций общественного мнения:

монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));

мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);

плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).

Современные исследователи  попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает  несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем  из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).

Именно из - за монистически-плюралистической природы появляется возможность манипулирования общественным мнением.

Социальное манипулирование  рассматривается как процесс  воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей. В социальных системах он представляет собой воздействие субъекта манипулирования на объект манипулирования с целью перевода его в новое желательное состояние.

Если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты  в период зарождения или на начальном  этапе формирования общественного  мнения, его значительно легче  сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, например: мнений, суждений, убеждений, идеологий, слухов, сплетен, заблуждений.

В формировании общественного  мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом  авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Для манипулирования общественным мнением характерны следующие функции:экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная, директивная.

Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам.

Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, "руководящие лидеры", группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение.

Одним из основных регуляторов  общественного мнения являются средства массовой информации.

Формирование общественного  мнения и его выражение посредством  печати, радио и телевидения - две  взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение обеспечивают общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля их реализации.

Сами печать, радио и  телевидения также находятся  под воздействием общественного  мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории.

За последние тридцать лет телевидение значительно  усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни  и поведения, на мировоззрения людей.

Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется  в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой - то степени способствует изменению природы выборов. Иногда этот источник становится разработчиком  определённых суждений, которые в последствие воспринимаются обществом как правильное решение какой - либо проблемы. Для достижения данного обстоятельства применяются такие средства воздействия на сознания людей как пропаганда и реклама.

Пропаганда - особый род социальной деятельности, основной функцией которой  является распространение знаний, идей, художественных ценностей иной информации в целях формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных  состояний, а через них - оказание влияния на поведение людей.

Так же можно сказать о  том, что общественное мнение зависит  от того общества, в котором оно  формируется и развивается, от принципов  этого общества, от культурных ценностей  и степени демократизации общественного  строя. В тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую  от него ожидают власти. Соответственно использование такого "общественного  мнения" является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Можно сказать, что пропаганда, средства массовой информации, реклама  и общественное мнение постоянно  находятся в тесном взаимодействии.  

Этапы общественного мнения:

Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного  мнения.

Выделим следующие основные этапы:

1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной  и т.д.) на уровне отдельных  людей.

2. Выводы и оценки индивидуума  - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3. Обмен имеющейся информацией,  выводами, дискуссии с другими  людьми.

4. На этой основе, формирование  определенного мнения небольшой  группы людей.

5. Обмен между небольшими  группами и формирование мнения  социального слоя.

6. Возникновение общенародного  мнения.

Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного  мнения:

1. Рождается

2. Достигает определенной  степени развития

3. "Умирает" или реализует  себя в конкретных проявлениях  жизни.

Практика показывает, что  если необходимые меры, в частности  пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе  формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении  либо локализовать, не дать перерасти  в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

4 Функции общественного  мнения :

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех  или иных социальных институтов или  отдельных лиц в первую очередь  от характера влияния, воздействия  первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного  мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком  смысле контрольная); консультативная; директивная.

Экспрессивная функция - самая  широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым  фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность  придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами  власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров  партий, государства.

Таким образом, объективным  содержанием деятельности общественного  мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной  властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами  контроля со стороны трудящихся.

Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь  к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

И, наконец, директивная функция  общественного мнения -проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. 
Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. 
Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Под наблюдением подразумевается  прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель  самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.Наблюдение бывает простым и научным. Простое 
- это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной  исследовательской цели и четко  сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется  по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или  дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем  научного наблюдения, должна поддаваться  контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости от  положения наблюдателя различают  соучаствующее (или включенное) и  простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В невключенном 
(простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто  или инкогнито.

Одна из модификаций включенного  наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает  воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

Информация о работе Общественное мнение