Общая характеристика причин и условий, затрудняющих становление социального государства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Главная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… ..3
Общая характеристика причин и условий, затрудняющих становление социального государства в РФ.……………….........................................................................................4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

основы соц государства.docx

— 41.54 Кб (Скачать)

___________________________

6 см.: http://www.lawmix.ru/comm/1948 Бизнес и власть

революционно-романтическая  и революционно-прагматическая фаза антикоммунистической революции, и, как это бывает после всякой революции, начался восстановительный период, при котором возвращается положительное старое и удерживается приемлемое новое.

У народа осталась вера в  консолидирующую общество функцию  государства, в патерналистскую  его роль и в стремление к справедливости. Термин «сильное государство», ставший частью официальной риторики, воспринимался как обозначающий социальное государство, направившее свои усилия на искоренение имеющихся недостатков и на борьбу с приватизацией власти олигархами и губернаторами. Были предприняты меры по укреплению властной вертикали, деприватизации власти, приведению законов автономных республик в соответствие с федеральными законами, проведена партийная реформа, позволившая осуществить большую консолидацию общества вокруг власти. Стратегическая цель новой социальной политики в России сегодня определяется как переход к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека.

Россия не реагирует и  на глобализацию как новый тип  социальной трансформации, но, тем не менее, проблема занятости здесь имеет место. Находясь в фазе индустриального развития, наша страна вместе с тем не может сегодня ставить вопрос о том, чтобы догнать постиндустриальный Запад, а тем более о догоняющих моделях модернизации в политике. Более адекватной формой российского государства может быть не модернизированное социальное государство постиндустриального периода, а социальное демократическое государство эпохи индустриализма, государство, на формирование которого оказал влияние российский социалистический опыт. Нам необходим социальный консенсус, ограничивающий бегство капитала.7

Россия не может перейти  к модернизированной схеме социального  государства английского типа, поскольку в ней не построено гражданское общество, нет ответственного и готового заместить государство в социальных проектах бизнеса, нет

___________________________

7 см.: Рац М. Какое государство мы построили? Власть. 1997, №12.

условий для самоответственности граждан и даже для нормальной оплаты профессионального труда, которая позволила бы провести намеченные реформы жилищно-коммунальной сферы, образования и здравоохранения. Россия нуждается в разработке функций социального государства и создании блока социальных программ, способных удовлетворить потребность населения в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду.

В настоящий момент для  России важно финансирование нацчного сектора и перевод страны на постиндустриальные рельсы. В первый год правления В. Путина была произведена попытка освоить достижения Запада, мировые тенденции и на этой базе сформировать национальную модель модернизации. Разумеется, такой проект нуждался бы в детальной разработке. Важным в нем были признание рынка и нацеленность на построение социального государства, но осталось незамеченным строительство гражданского общества. Далее возобладала либеральная, догоняющая модель, отрицающая социальное государство, заменяющая его правовым. Но в России государство никогда не станет правовым, если оно не будет социальным.

Вместе с тем необходимо признать несовершенство российской демократической системы и рынка. При всех особенностях и своеобразии российского пути к современному социальному государству здесь также действуют общие принципы его зарождения и формирования, следование которым является необходимым условием реализации заявленных целей.

«Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений  социальной политики государства, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения».8 В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.

Резюмируя все вышеперечисленное  можно сформулировать некоторые  про-

___________________________

8 см.: Под ред. Л.А. Окунькова, Постатейный комментарий к Конституции РФ, М., 1996

блемы создания социального государства в России:

- Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

- в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

- не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

- отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

- снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства;

- существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

- в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

- в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной функции государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни - актуальные задачи правовой науки.

Исходя из данной работы целесообразно сделать следующие выводы:

- Государство как основной институт политической системы общества, выступает носителем императивной власти;

- Социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны;

- В России становление современного социального государства началось после принятия новой Конституции страны 12 декабря 1993 года;

- Проблема социального государства начала свой старт в советском социалистическом обществе. Социальное государство коммунистических стран не было демократическим. Оно принимало тоталитарные, авторитарные или патерналистские формы в зависимости от остроты внутренней и внешней ситуации;

- Стратегическая цель новой социальной политики в России сегодня определяется как переход к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека.

Современному российскому  обществу еще далеко до достижения идеалов социального и правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грищенко Н.Н., Волгин Н.А. и др. Основы социального государства. М.: Изд. Дом АТ и СО (Академия труда и социальных отношений), 2009.

 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.01.2009,№ 4.

3. Милецкий В.П. Социальное государство. Эволюция. Теория и практика (политико-социологический анализ) Санкт-Петербург, 1998.

4. Рац М. Какое государство мы построили? // Власть. 1997, №12.

5. Россия: путь к социальному государству – материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008г.). - М.: Научный эксперт, 2008. - 1008 с.

6. С.В. Калашников. Социальное государство: эволюция и этапы становления.// Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235).

7. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 - 314 с.


Информация о работе Общая характеристика причин и условий, затрудняющих становление социального государства в РФ