Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:22, контрольная работа
Главная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… ..3
Общая характеристика причин и условий, затрудняющих становление социального государства в РФ.……………….........................................................................................4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Общая характеристика причин
и условий, затрудняющих становление
социального государства в РФ.…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Социальная проблематика принадлежала к разряду актуальных еще в советском обществе. Однако по известным причинам в этот период обсуждение социальных вопросов в политико-социологической литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства.
Современная мировая практика апробировала и реализует различные модели развития государств. Во второй половине прошлого века многие страны Европы утвердили конституционно и превращают в жизнь демократические социальные модели.
По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практике преобладает подход, ориентированный на усиление социальной функции государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой рыночными отношениями.
Главная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Конституция РФ провозглашает:
«Российская Федерация –
Общая характеристика причин и условий, затрудняющих становление социального государства в РФ.
В конце 80-х годов начались глубокие трансформации в советском социалистическом обществе, приведшие во второй половине 1991 года к открытию современной модернизации России. С этого времени проблематика социального государства начала постепенно входить в научный и политический оборот. Ценности социального государства нашли отражение в программных документах ряда политических партий и общественно-политических организаций. Наконец, положение о социальном государстве получило закрепление 12 декабря 1993 года в Конституции РФ, которая провозглашает: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»1 Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны. Научные исследования в области теории социального государства в России пока находятся в начальной стадии. В отечественной социологической и политологической литературе феномен социального государства пока остается малоизученным.
Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную. При этом увеличение удельного веса институтов (учреждений и органов власти, правовых норм и др.), связанных с осуществлением социальной функции, рост их управленческой эффективности при усилении приоритета социальной проблематики в обществе представляют собой процесс постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полнокровное социальное государство. Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом последнего выступает конституционное
___________________________
1 см.: Конституция Российской
закрепление ценностей социального государства. Только в 90-е годы данный процесс затронул и восточноевропейские постсоциалистические страны, включая Россию. Вместе с тем мировая практика позволяет увидеть, что социальное государство прежде всего успешно формировалось и эффективно действовало во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных) и республиках (парламентских, президентских и парламентско-президентских).
Также продуктивно функционирует
социальное государство во всех основных
формах территориально-
В настоящее время в России из государственного бюджета финансируется более 50 социальных программ. Еще большее число аналогичных программ реализуется на региональном и местном уровне. Помимо целевых программ социального развития используются и другие специфические методы управления социального государства. Среди них можно назвать метод адресной социальной помощи конкретным группам населения, метод превентивного предупреждения социальных ___________________________
2 см.: http://soc-work.ru/article/849 Социальная работа/ Собрание статей тематические учебно-методические материалы
рисков или антисоциальных
рецидивов, а также так называемый ваучерный
метод расходования социальных средств
и др. Первая мировая война, последовавшие
за ней две революции (февральская и октябрьская
1917 года) создали трудности на пути вызревания
формационных предпосылок становления
основ и компонентов социального государства.
В условиях функционирования планово-социалистического
народного хозяйства и авторитарного
режима власти была возможна лишь социальная
политика, основанная на остаточном принципе
финансирования, но не было условий для
становления современного социального
государства. И хотя при этом за годы советского
социализма был осуществлен заметный
прогресс в уровне жизни, здравоохранении,
образовании, жилищном строительстве,
сложились многочисленные институционально-
Современная стратегия модернизации России направлена на формирование информационно-технологического способа производства с социально ориентированной экономикой, современного гражданского общества, многочисленного среднего класса, демократической политической системы и правового государства. Заметную роль играет здесь также современная программа модернизации, включающая среди других мероприятий осуществление «Программы социальных реформ в Российской Федерации». Ключевую роль в этом процессе призваны сыграть становление социально ориентированной экономики и правового государства.3
___________________________
3 см. там же: http://soc-work.ru/article/849 Социальная работа/ Собрание статей тематические учебно-методические материалы
В России становление современного социального государства началось после принятия новой Конституции страны 12 декабря 1993 года. Оно с самого начала приобрело многовекторный характер. После легитимации ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование компонентов его содержания в единстве с обеспечением постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями.
Особенности названного процесса
состоят в том, что он протекает
в кризисно-реформируемом
Следует отметить политическую
динамику формирования нормативно-правовых
компонентов управляющей
Так в 1996 году в ходе организованного Академией труда и социальных ___________________________
4 см.: Конституция РФ, ст. 17, 25, 37, 40, 43
отношений и Федерации независимых профсоюзов России «круглого стола», на тему «Российская Федерация – социальное государство» были сформулированы основные критерии социального государства. Таким образом, в 2006 году были сформулированы основные подходы к содержанию будущей Концепции социального государства Российской Федерации.
Проблема социального государства начала свой старт в советском социалистическом обществе. Социальное государство коммунистических стран не было демократическим. Оно принимало тоталитарные, авторитарные или патерналистские формы в зависимости от остроты внутренней и внешней ситуации. Поскольку в России шла модернизация «сверху», государство выступало как главный фактор мобилизации масс для осуществления целей развития. Социальное государство коммунистических стран не было демократическим. Оно принимало тоталитарные, авторитарные или патерналистские формы в зависимости от остроты внутренней и внешней ситуации. Поскольку в России шла модернизация «сверху», государство выступало как главный фактор мобилизации масс для осуществления целей развития. Его жесткость была пропорциональна степени ускорения развития и сопротивления масс ее осуществлению из-за жертв и страданий, которые при этом приходилось переносить.5
Несмотря на это, в социальном государстве такого типа был заложен принцип солидарности. Солидарность предполагала справедливое (уравнительное) распределение, сходные для всех условия жизни, стремление к их улучшению, социальные услуги государства и его значимость в поддержании таких общественных секторов, как образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие средств коммуникации и связи. Государство включало в свою политику заботу о нравственном и культурном развитии граждан, полагая справедливой унифицированную систему среднего школьного образования, единые стандарты квалификации, равное представительство различных социальных групп и слоев населения в общественных и властных органах.
___________________________
5 см.: http://kraspubl.ru/content/
В России, стране не пройденного Просвещения, государство было патерналистским не только в политическом смысле (не доверявшим политической воле граждан), но и в культурном, обеспечивая представления о цивилизационном стандарте как для общества в целом, так и для каждого из его граждан. Наряду с принципом солидарности здесь применялся и принцип субсидиарности - защиты наиболее уязвимых слоев населения, прежде всего от непосильного бремени оплаты большинства предлагаемых услуг: образование, здравоохранение были бесплатными потому, что государство брало на себя основную часть расходов в этих сферах; жилье было дешевым потому, что государство доплачивало за него из бюджетных средств. Такая форма государства стала возможной на почве культуры, в которой идея справедливости и равенства имела первостепенное значение.
В период «перестройки» была
предпринята попытка
Это очень существенный пункт, объясняющий, почему либералами было отвергнуто социальное государство: эпоха индустриализма закончилась и исчезло присущее ей государство. Распад целостности советского социума и социалистической политической системы усилили стихийный и неуправляемый характер общественной динамики. Прежние институты власти уже утратили свою силу, а новые еще только формировались. Все эти обстоятельства наложили отпечаток на переходные процессы, связанные с формированием нового общественного строя и его подсистем.
Приход В. Путина к власти прошел под знаком усиления государства, автоматически воспринимавшимся населением как фактор наведения порядка. Закончилась