Департамент образования и науки Кемеровской
области
Государственное образовательное
учреждение
среднего профессионального
образования
«Кузнецкий металлургический
техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_______ Н.Б. Макаров
Курсовая работа
По дисциплине: «Право
социального обеспечения»
На тему: «Общая характеристика
предмета права социального обеспечения»
Выполнила студентка группы
ПВС-122:
Осипова С.Р.
Проверила преподаватель:
Фомичева К.В
Новокузнецк 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. История развития права
социального обеспечения…………………..5
- Система права социального обеспечения………………………………...7
- Принципы права социального обеспечения…………………………….11
Глава 2. Понятие предмета
права социального обеспечения………………...15
2.1. Метод права социального
обеспечения……………………………………19
2.2. Общественные отношения
как предмет отрасли права социального
обеспечения………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29
Введение
Российская Федерация является социальным
государством, социальная политика которого
направлена на создание благоприятных
условий, которые обеспечивали бы достойную
жизнь и свободное развитие каждого отдельного
гражданина. В Российской Федерации охраняются
здоровье и труд людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты
труда, обеспечивается государственная
поддержка материнства, отцовства, семьи
и детства, инвалидов, а также пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты.
Социальная политика, которая, главным
образом, направлена на реализацию конституционных
установок по обеспечению достойной жизни
и свободного развития человека и общества,
является достаточно развернутой и широкой
категорией. Важным системообразующим
ее элементом является социальное обеспечение,
представляющее собой комплексный государственный,
правовой и общественный институт.
В свою очередь, право социального обеспечения
— это самостоятельная отрасль российского
права, которая представляет собой совокупность
правовых норм и институтов, которые регулируют
отношения по материальному обеспечению
из государственных целевых внебюджетных
фондов социального назначения или за
счет средств государственного бюджета
лиц, застрахованных по обязательному
государственному страхованию или нуждающихся
в государственной социальной помощи
и обслуживании.
Другими словами, социальное
обеспечение — это форма распределения
материальных благ с целью удовлетворения
жизненно необходимых личностных потребностей
(физических, социальных, интеллектуальных)
стариков, больных, детей, иждивенцев,
потерявших кормильца, безработных, всех
членов общества в целях охраны здоровья
и нормального воспроизводства рабочей
силы за счет специальных фондов, создаваемых
в обществе на страховой основе, или ассигнований
государства в случаях и на условиях, установленных
законом.
Таким образом, именно потому, что право
социального обеспечения регулирует отношения
по поводу обеспечения жизни самых незащищенных
слоев населения, которых в условиях современного
развития экономики Российской Федерации
становится все больше, выбранная тема
представляется особенно актуальной.
Целью данной курсовой работы является
всестороннее изучение предмета права
социального обеспечения.
Объектом изучения данной курсовой
работы является характеристика предмета
права социального обеспечения. Предметом
изучения – отношения, которые составляют
предмет права социального обеспечения.
Для достижения указанной цели в курсовой
работе ставятся следующие задачи:
1) Изучение истории развития
права социального обеспечения;
2) Характеристика понятия предмета
права социального обеспечения;
3) Изучение отношений, входящих
в предмет права социального обеспечения,
в частности материальных, процедурных
и процессуальных.
При написании курсовой работы
автором использовались общенаучные и
частно - научные методы: диалектический
метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой
методы. Использование данных методов
помогло глубже и шире подойти к изучению
выбранной темы.
Глава 1. История развития
права социального обеспечения
В советской науке права
не сложилось единого подхода к определению
предмета отрасли права социального обеспечения.
Позиции ученых варьировались от «узкой»
до «широкой» концепции в зависимости
от авторского определения форм социального
обеспечения и признаков (критериев) социально-обеспечительных
отношений. В первом случае в предмет отрасли
включались только отношения по социальному
(материальному) обеспечению (пенсии, пособия
и др.) нетрудоспособных лиц (по возрасту,
инвалидности и болезни), т.е. квалифицирующим
признаком социально-обеспечительных
отношений признавал и «нетрудоспособность
лиц. М.Л. Захаров конкретизировал круг
отношений, указав на те, которые связаны
с обеспечением нетрудоспособных, больных
и семей, где есть дети. В названных случаях
определяющими критериями отношений по
социальному обеспечению являлись их
особая целевая направленность и круг
обеспечиваемых лиц.1 Более емкое определение предмета
отрасли было обосновано В.С. Андреевым,
который в предмет отрасли включал не
только отношения по обеспечению
граждан в старости и при нетрудоспособности,
но и отношения по медицинской помощи
и лечению, по поводу содержания детей
в детских учреждениях. Квалифицирующим
признаком социально-обеспечительных
отношений он называл их социально-алиментарный
характер.2
Такой подход к определению предмета отрасли
нашел широкую поддержку ученых-специалистов
права социального обеспечения (А.Д. Зайкин,
Р.И. Иванова, В.А. Тарасова, Т.М. Кузьмина
и др.). Таким образом, к предмету отрасли
причислялись следующие отношения:
1) пенсионные отношения;
2) отношения по обеспечению граждан
пособиями;
3) отношения по медицинской помощи
и медицинскому обслуживанию;
4) отношения по оказанию помощи семье
в содержании и воспитании подрастающего
поколения;
5) отношения по социальному обслуживанию
престарелых и инвалидов. Некоторые ученые
дополняли этот перечень отношениями
по предоставлению других форм социальной
заботы. Для всех этих отношений, входящих
в предмет отрасли, характерными назывались
следующие признаки:
1) социально-алиментарный характер;
2) одним из субъектов отношения
выступает гражданин или семья, с одной
стороны, с другой — органы государства
или по его поручению иные органы;
3) распределительный характер за счет
фондов общественного потребления (фондов
нетрудоспособных).
Так
же В.С. Андреев констатировал, что в
отраслевой науке права социального обеспечения
было создано учение о предмете отрасли,
наметился подход к определению специфики
метода права социального обеспечения,
раскрыта объективная система данной
отрасли, в основных чертах создано учение
о правоотношениях по социальному обеспечению
и т.д.3
«Широкий»
подход к определению предмета отрасли
был сформулирован Т.В. Иванкиной. В качестве
определяющего критерия социально-обеспечительных
отношений, охватываемых предметом отрасли,
она указывала на распределение благ и
услуг из фондов общественного потребления
на безэквивалентной основе. В этом случае
в предмет данной отрасли включаются не
только отношения по материальному обеспечению
нетрудоспособных, по медицинскому обслуживанию,
по содержанию детей в детских учреждениях
и помощи семьям, имеющим детей, но и отношения
по распределению материальных благ и
услуг на жилищные нужды и образование.4 В
последнем случае можно говорить о предоставлении
благ из общественных фондов для совместного
потребления. Здесь мы поясним, что советскими
учеными часть общественных фондов потребления,
которая шла на содержание лиц пенсионного
возраста, нетрудоспособных, медицинское
обслуживание, лечение и пр., условно объединялась
в фонд социального обеспечения. Между
тем, в составе общественных фондов потребления
такого единого обособленного фонда не
существовало.
В настоящее время в России идет довольно
сложный процесс формирования новой системы
социального страхования, принципиально
отличной от государственного социального
обеспечения советского периода. Он сопровождается
значительными социальными издержками.
Полностью обновляется нормативная база
социального страхования, но проводимая
пенсионная реформа, реформирование медицинского
страхования свидетельствуют о весьма
непоследовательной государственной
политике в этих сферах. Не вызывает сомнения,
что современное состояние права социального
страхования нельзя понять вне процесса
его исторического развития. Особое значение
в связи с этим приобретает изучение развития
научных взглядов на право социального
страхования
1.1. Система права
социального обеспечения
Система права социального обеспечения —
это научно обоснованная, объективно существующая
последовательность связи правовых институтов
и норм социального обеспечения, составляющих
в целом единую отрасль права. Социальное
обеспечение можно разделить на общую,
особенную и специальную части.
В соответствии с положениями теории права
общая часть охватывает положения и нормы,
регулирующие все отношения по социальному
обеспечению, и состоит из общих правовых
институтов, нормы которых в концентрированном
виде отражают специфику данной отрасли
права и являются основополагающими для
всех общественных отношений, входящих
в предмет отрасли.
Общая часть права социального обеспечения
находится сегодня в стадии формирования.
В современной литературе нет однозначного
подхода к определению ее структуры и
содержания. Происходящие изменения в
законодательстве о социальном обеспечении
отражаются на методе регулирования общественных
отношений, входящих в предмет права социального
обеспечения. Меняются и руководящие начала,
определяющие основные черты права социального
обеспечения (принципы правового регулирования),
расширяется круг субъектов социального
обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют
темпы формирования общей части этой отрасли
права.
К Общей части отрасли права социального
обеспечения относятся правовые нормы,
главным образом содержащие указание
на сферу действия и предмет регулирования,
а также выражающие принципы данного права:
- понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;
- принципы права социального обеспечения;
- источники права социального обеспечения;
- правоотношения по социальному
обеспечению;
- история отечественного законодательства
о социальном обеспечении.
К Особенной части отрасли права социального
обеспечения относятся все другие нормы
законодательства о социальном обеспечении.
Они детально регламентируют основания,
порядок и размеры предоставления гражданам
различных видов обеспечения. Данные нормы
объединяются в институты, которые регулируют
отдельный вид пенсионных отношений или
отдельные виды иных отношений, являющихся
предметом этой отрасли права.
В структуре Особенной части права социального
обеспечения сегодня сформировался достаточно
устойчивый комплекс самостоятельных
институтов трудового стажа, пенсионного
обеспечения, пособий и компенсационных
выплат, обеспечения по страхованию от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, социального
обслуживания, медицинской помощи и лечения,
установления юридических фактов, разрешения
жалоб и споров, институт юридической
ответственности. При этом институт пенсионного
обеспечения, институт пособий и компенсационных
выплат, институт социального обслуживания,
а также институт медицинской помощи и
лечения считаются комплексными, состоящими
из нескольких подинститутов.
Нормы, регулирующие пенсионные отношения,
многочисленны и разнообразны. Поэтому
они подразделяются по общим признакам
на несколько институтов, в соответствии
с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:
- по старости;
- инвалидности;
- за выслугу лет;
- по случаю потери кормильца;
- социальные.
В особый институт выделяются нормы, определяющие
порядок назначения и выплаты пенсий,
исчисления среднего заработка и пенсий.
Нормы, регулирующие другие отношения,
объединяются в следующие институты:
- стаж;
- пособия;
- социальное обслуживание;
- медицинская помощь;
- социальные льготы; и т.д.
Каждый из институтов делится на пединституты.
Так, институт трудового стажа подразделяется
на пединституты в зависимости от общего,
специального, непрерывного и страхового
стажа.
В системе права социального обеспечения
выделяется Специальная часть, в которую
включены нормы, регулирующие международно-правовые
аспекты социального обеспечения.
Следует также отметить, что большинство
норм права социального обеспечения имеет
управомочивающий характер и является
дозволениями. При этом используется разрешительное
регулирование: субъектам дозволяется
только то, что прямо предусмотрено законом.
Запрещающие нормы возникли относительно
недавно — на современном этапе развития
социального обеспечения.
Система науки права социального обеспечения
(так же, как ее предмет) традиционно более
широка, чем система соответствующей отрасли.
Система законодательства о
социальном обеспечении как совокупность
нормативных актов, обладающих внутренним
единством и взаимосвязью, хотя и отражает
структуру отрасли права, однако также
не совпадает с ней. Показателем самостоятельности
той или иной отрасли права является наличие
не только предмета и метода правового
регулирования общественных отношений,
но и специфических отраслевых принципов.
1.2. Принципы права социального
обеспечения.
Показателем
самостоятельности отрасли права является
наличие не только собственного предмета
и метода правового регулирования общественных
отношений, но и специфических отраслевых
принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли,
выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права,
их права и обязанности.
В теории права под правовыми принципами
понимаются руководящие идеи, которые выражают
сущность, основные свойства и общую направленность
развития правовых норм в пределах всей
системы права либо ее отдельных отраслей
или институтов.
Принципы права социального обеспечения
(ПСО) – основополагающие руководящие
положения, определяющие содержание и
развитие правовых норм в пределах ПСО
либо его институтов.
В российском законодательстве последних лет,
регулирующем отдельные институты социального обеспечения,
прослеживается тенденция закрепления
внутриотраслевых принципов непосредственно
в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального
закона от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации»5 указаны
следующие принципы социального обслуживания:
· адресность;
· доступность;
· добровольность;
· гуманность;
· приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним,
находящимся в трудной жизненной ситуации;
· конфиденциальность;
· профилактическая направленность.
Под принципами права социального
обеспечения понимаются основополагающие
идеи, руководящие начала, которые, с одной
стороны, характеризуют внутреннее единство
данной отрасли права, а с другой — указывают
основные тенденции ее развития.
В рамках права социального обеспечения
действуют три группы принципов: общеправовые,
межотраслевые и отраслевые принципы.
К числу отраслевых принципов относятся следующие
принципы права социального обеспечения:
1) всеобщность социального обеспечения. Согласно
данному принципу правовой основой социального обеспечения являются
Всеобщая декларация прав 1948г., Пакт «Об экономических, социальных
и культурных правах», Конституция Российской Федерации 1993г.6 и
иные нормативные акты. Реализация принципа всеобщности социального
обеспечения предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные
виды социальной поддержки независимо от пола,
расы, национальности и т.п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем
гражданам, которые осуществляли трудовую
деятельность, но также и тем, кто по объективным
причинам не работал (уход за детьми, нетрудоспособность,
инвалидность);
2) общедоступность социального обеспечения. Данный
принцип находит воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения,
предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения;
3) установление уровня социального обеспечения,
гарантирующего достойную жизнь человека,
свободное развитие личности. Кроме того,
уровень социального обеспечения должен удовлетворять потребности не только самого
гражданина, но и нетрудоспособных и несовершеннолетних членов
его семьи, находящихся на его обеспечении. Достаточный уровень
жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду,
достаточное жилище и непрерывное улучшение
условий жизни. Фактически же речь идет об установлении определенных
минимальных гарантий — минимальный размер
оплаты труда, минимальный набор товаров
и услуг, льгот, необходимых для обеспечения
достаточной жизни при наступлении обстоятельств,
признаваемых государством социально-значимыми;
4) многообразие оснований, форм и видов социального
обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают
обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает
право па социальное обеспечение.