Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:07, курсовая работа
Цель работы – показать роль социологии в жизни общества. Исходя из этого, необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать общетеоретические представления о социологии и ее роли в жизни общества;
- определить место социологии в системе других общественных и гуманитарных наук;
- перечислить различные подходы к структуре социологии;
- рассмотреть функции, выполняемые социологией.
С момента зарождения социологии как наукивозникли дискуссии относительно взаимодействияэтой науки с социальной философией. Первая точка зрения свидетельствует, что социология сравнивается с социальной философией, то есть социология подразумевается как дисциплина о наиболее общих законах формирование общества. Хотя в данном случае остается непроясненным положение определенных, эмпирических микросоциологических исследований. Вторая точка зрения абсолютизирует прикладные (конкретные социологические) исследования. В данном случае в 1960-1970-е гг. у ряда российских ученых появился взгляд на социологию как на прикладную науку, задачей которой считалась только создание фактических советов по управлению общественными процессами.
Наконец, третья точка зрения отображает непростую картину взаимодействия этих наук: социология пкроме общесоциологической теории содержит в себя как определенные социологические изучения, так и исследования разных социальных общностей9.
Рассмотрим роль социологии в ряде общественных и гуманитарных наук:
Таким образом, без социологии многие науки не смогли бы добиться тех успехов, которыми обладают сейчас. Социология разрабатывает междисциплинарные связи, которые способствуют развитию не только наук, но и всей современной жизни.
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Первый подход - содержательный предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: эмпирии (комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики); теории (совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов); методологии (системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания).
Второй подход - целевой. Как правило фундаментальная социология (академическая,базовая) ориентирована на увеличение знания и научного вклада в фундаментальные открытия. Социология решает насущные научные проблемы, которые связаны, прежде всего, с формированием знания об общественной действительности, объяснением,описанием и пониманием процессов общественного развития. Социология прикладная ориентирована на практическую пользу, включающую в себя совокупность теоретических методов, моделей, процедур исследования, а также социальных технологий, программ и рекомендаций, направленные на достижение общественного эффекта. В целом, прикладная и фундаментальная социологии вбирают и теорию, и эмпирию, и методологию.
Третий подход - масштабный делит науку на макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные явления (государства, этносы, социальные институты, группы); Микросоциология - сферы непосредственного социального взаимодействия (процессы общения в группах, межличностные отношения)11.
В сущности, вопрос структуры социологии всегда интересовал социологов. В частности, описание различных подходов к определению структуры социологического знания можно выявить в работах Э. Дюркгейма, О. Конта, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, П. Сорокина. Например, Питирим Сорокин определял структуру социологии следующим образом:
Общетеоретические учение об обществе: определение общества или какого-либо социального явления, описание основных его характеристик, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, характеристика современных социологических направлений и учений о методах социологии,истории социологии;
Социальная механика - изучающая социальные силы и социальные процессы;
Социальная генетика - или теория эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений. Ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса);
Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии»12.
Г.В. Осипов предлагает следующую структуру социологии:
Социальная структура и социальные процессы;
Специальные отрасли социологического знания;
Междисциплинарные исследования;
Социологические исследования: методы, методики, математика и статистика13.
К практическим задачам социологии применим подход В.А. Ядова. В подходе автора выделяется общая социология, специальные социологические теории, прикладная социология - методика и технология социологического исследования.
Общая социология, в его понимании, сконцентрировано на исследовании социальной сферы жизни общества, социального явления или процесса, а также осуществление на деле полученных результатов. Прикладная социология направлена на исследование обособленных сторон общественной сферы и жизни, общественного процесса или явления, а также осуществление на деле полученных знаний. Методика и технология социологического исследования - изучение и применение на практике методов, методики и технологии конкретного социологического исследования14 (см. приложение 1).
Итак, мы видим, что нынешняя социология предполагает собой многоуровневую совокупность теорий, разных типов знания, взаимосвязанные друг с другом и представляющие собой единую целостность - современную социологическую науку. Как правило в качестве ее составных элементах акцентируют внимание на теоретическую макросоциологию, базирующуюся на определенной социально-философской концепции; социологические теории среднего уровня, основанные на прикладных теориях, изучающих ту или иную подсистему общественной жизни; микросоциологию, основанную на эмпирическом знании.
Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять процессы и явление, имеющие место в нем. Кроме того, они изучают общество и его системы социальных организаций, отношений, институтов, например, социологизм Э.Дюркгейма, формационная теория К. Маркса, социокультурная теория П. Сорокина, понимающая социология М. Вебера, органицизм Г. Спенсера.
Необходимо отметить, что микросоциологические теории, как правило, сосредоточены на изучении сферы определенной деятельности людей или общностей, сферы их взаимодействия (сфера повседневной реальности, отношения социальной коммуникации, социальная мотивация, социальное поведение), можно привести такие примеры, как символический интеракционизм Дж.Г. Мида, теории обмена Дж. Хоманса, социометрия Дж. Морено, этнометодология Г. Гарфинкеля15.
Теории среднего уровня или специальные социологические теории связаны с изучением той или иной подсистемы общества, пониманием ее внешних и внутренних связей и зависимостей (социология экономики, социология культуры, социология политики, социология искусства, социология досуга, социология труда, социология образования, социология медицины, военная социология, социология молодежи.
Таким образом, структура социологии в настоящее время рассматривается социологами в различных ее видах с преобладанием трехуровнего варианта: общая социологическая теория, специальные (то есть частные) социологические теории и конкретные (то есть эмпирические) социологические исследования.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное значение определяется, в первую очередь, через функции, которые она выполняет. Со слов В.А.Ядова социология как самостоятельная отрасль знания реализует все присущие социальной науке функции: теоретико-познавательную, прогностическую и описательную, преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. При этом ее главные прикладные функции состоят в объективном анализе социальной действительности: «познании глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, то есть представлении обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами»16.
В социологической литературе в настоящее время используется различные способы классификаций функций социологии. Например, Г.П. Давидюк отмечает девять функций: описательную, теоретическую, прогностическую, информационную, критическую, идеологическую, управленческую, организационную и образовательную. А.Г.Здравомыслов выделяет четыре функции: идеологическую, теоретическую, критическую и инструментальную. Ж.Т.Тощенко указывает, что социология как общественная наука выполняет управленческую и теоретико-познавательную функции, которые могут образовывать производные функции, зависимые от первых двух: просветительную, мировоззренческую, прогностическую, практическую, профилактическую. По мнению Э.В.Тадевосян, социология выполняет такие многообразные функции, которые в общем виде целесообразно разделить на три основные: теоретико-познавательную, идейно-воспитательную и практически-политическую. А.Н.Елсуков выделяет четыре функции социологии:идеологическую, гносеологическую, прогностическую, праксеологическую17.
Рассмотрим более подробно функции социологии18:
Как любая научная дисциплина, у социологи есть познавательная функцию. Она на всех ступенях и во всех составных частях обеспечивает, накопление ранее неизвестного знания о разных сферах общественной жизни, кроме того она раскрывает закономерности надежды на социальное развитие общества. Этому служат как основательные теоретические исследования, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, дающее научной дисциплине богатый фактический материал о тех или иных областях общественной жизни.
Необходимо отметить, что у социологии есть характерная черта – цельность теории и практики. Значит, узнавая объективные законы существования, функционирования и развития социума, социология совместно с другими научными дисциплинами осуществляет сбор, систематизацию и накопление информации, передаваемая из поколения в поколение, которую использует для принятия управленческих решений. Другими словами в социологии присутствует информационная функция.
Как и любой другой науке, социологии присуще описательная функция. Приумножение информации и группирование ее осуществляется в форме описания процессов и явлений социальной жизни в виде учебников, книг, научных отчетов, статей.
Большая часть социологических исследований ориентирована на решение каких-либо практических задач. В данном случае преимущественное место отводится прикладной функция социологии, в рамках которой, необходимо отметить, что присутствуют и другие ее функции . Так в другую отрасль научного знания, можно отнести менеджмент как социологическая теория управления производственными коллективами. Социологические исследования дают определенную информацию для осуществления действенного социального контроля над общественными процессами. Поскольку без этой информации возникнет вероятность проявления общественного напряжения, а также социальных кризисов и катаклизмов. Однако во многих «процветающих» странах органы представительной и исполнительной власти, политические партии и объединения, которые довольно умело пользуются всеми возможностями социологии, для того чтобы провести целенаправленную политику во всех сферах общественной жизни. Соответственно здесь проявляется функция социального контроля.
Практическая направленность социологии выражается в том, что она вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Крайне необходимо иметь прогнозы в переходный период развития общества. Поэтому социология способна:
- представить возможные прогнозы развития будущих социальных явлений и процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
- определить, каковы могут быть возможности, вероятностеи, открывающиеся перед участниками событий на данном историческом этапе;
- предположить вероятные потери по каждому из возможных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.
Огромное значение в жизни общества имеет использование социологических изучений для составления плана развития различных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, вне зависимости от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности всемирного сообщества, отдельных регионов и стран, заканчивая социальным планированием жизни городов, населенных пунктов, отдельных производств, предприятий и коллективов.