Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:07, курсовая работа
Цель работы – показать роль социологии в жизни общества. Исходя из этого, необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать общетеоретические представления о социологии и ее роли в жизни общества;
- определить место социологии в системе других общественных и гуманитарных наук;
- перечислить различные подходы к структуре социологии;
- рассмотреть функции, выполняемые социологией.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
Направление: 040100.62 – социология
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОБЩЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ
Студент 1 курса
Группа 13-306
«___»__________2014 г. ________________(Р. Э.
Научный руководитель
«___»__________2014 г. ________________ (З. А. Махмутов)
Казань – 2014
Содержание
В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом. Практически каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с явлениями социологии: это и средства массовой информации, оповещающие об итогах социологических опросов населения по самым разным вопросам, социологические службы президента и его окружения, а также различных исследовательских центров, анализирующие общественное мнение относительно насущных проблем социокультурной, экономической и политической жизни. Кроме того, в последнее время все чаще стали проводиться специальные социологические исследования, выявляющие народное мнение по поводу работы различных организаций и служб с целью удовлетворения интересов и потребностей простых граждан.
Таким образом, говоря о социологии, мы подразумеваем –науку, которая изучает общественную жизнь человека, изучает группы и общества, поведение людей. Более того, диапазон деятельности социологии чрезвычайно широк –начиная с анализа случайных столкновений индивидов на улице вплоть до исследований глобальных социальных процессов.
Данная исследовательская работа актуальна, поскольку обоснована тем фактом, что в нынешних обстоятельствах массовых перемен в культуре и экономике, а кроме того непростых общественно-политических взаимоотнотношений особенно немаловажно понимание общества как целостного социального организмеа, присутствие взаимосвязи представлений о функционировании и формировании отдельных сфер общественной жизни – государства, науки, семьи,религии – с целью преодоления переломных ситуаций а также регулирования взаимоотношений внутри социокультурной системы.
Объект исследования курсовой работы является социология как наука призванная исследовать, разъяснять и предсказывать взаимоотношения между людьми в самых различных областях жизни.
Предмет исследования курсовой работы – функционирующие особенности и основные механизмы работы науки социологии, позволяющие осуществлять функции,ей порученные.
Цель работы – показать роль социологии в жизни общества. Исходя из этого, необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать общетеоретические представления о социологии и ее роли в жизни общества;
- определить место социологии в системе других общественных и гуманитарных наук;
- перечислить различные подходы к структуре социологии;
- рассмотреть функции, выполняемые социологией.
Социология – это наука изучающая общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом.
Социология - это наука о поведении масс людей и закономерностях этого поведения1. Предпосылки возникновения социологии как науки берут свое начало в античности, когда Платон и Аристотель пытались сформулировать первые законы социальной жизни. Социология как наука возникла позже, в XIX веке. Возникновение социологии связано с именем О. Конта, который и придумал само название «социология». Он представил идею о потребности многстороннего рассмотрения социальных явлений, познания общества на научной основе и принципах позитивизма, т. е. эмпирического опыта. Согласно взгляду Огюста Конта, ученый обязан исследовать законы окружающей социальной действительности, основываясь на верных фактах, а не на схоластические, отвлеченные философские дисскусии. Становление социологии как научной дисциплины происходило в конце XIX – начале XX столетия, что связано с такими учеными как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ф. Тённис и прочими мыслителями того времени.
Таким образом, в широком смысле слова говоря о социологии, мы подразумеваем систематизированные знания об общественном строе жизни людей, о природе и разнообразных проявления человеческой коллективности. Тогда в узком смысле социология рассматривает структуры социальных отношений, процессов социального взаимодействия, коллективного поведения.
Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что имеется много определений социологии как научной дисциплины, порекомедованными знаменитами отечественными и зарубежными социологами: это и «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М. М. Ковалевский); и «наука о факторах культуры в широком смысле слова» (Е. В. де Роберти); и «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации, о социальных отношениях, о закономерностях социальных действий и массового поведения» (В. А. Ядов); и «наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности» (П. А.Сорокин). Краткое, но довольно лаконичное и четкое определение относится к современному британскому социологу Э. Гидденсу: «Социология — это наука о социальной жизни человека, групп и обществ»2.
Учитывая приведенные высказывания можно выявить следующее. Социология как научная дисциплина решает основные трудности формирования общественных форм жизни, а также процессов коллективного поведения и взаимодействия между людьми. Данная самочтоятельная научная дисциплина об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и единичных элементах, которая рассматривает все социальные явления и процессы в их взаимодействии. Необходимо отметить, что социология применяет уникально разработанными средствами, особыми методами познания. Из числа социологических источников получения информации применяются следующие методы: интервью, опросы, наблюдение, анкетирование, эксперименты.
В свое время французский социолог Э. Дюркгейм указал на самостоятельный характер социологии. Этой же точки зрения придерживались многие нынешние социологи, а имеенно П. Лазарсфельд, Т. Парсонс, Р. Мертон.
Значимые данные, которые собрала социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении для воздействия на политическое, правовое и экономическое поведение человека. При этом в условиях рыночной системы необходимы маркетологи, исследователи социальных сегментов рынка, развитие покупательских нужд, поэтому здесь не обойтись без такой науки как социология.
Особую значимость в современном обществе приобретает изучение и исследование социального мнения: точка зрения людей, их ценностные ориентации, взглядов о социальных вопросах относительно образования, здоровья и семьи, о растущей угрозе алкоголизации и наркотизации.
Необходимо выделить, что социология призвана не просто раскрывать и характеризовать тенденции общественного формирования, но и разъяснять, толковать их, представлять варианты практического решения тех или другихА актуальных проблем.
С 20-х гг. XX века по мнению многих исследователей началась активная специализация социологии. В настоящее время она объединяет свыше 40 отраслей (города, семьи, права, образования, медицины, труда, науки, катастроф, религии, управления, предпринимательства), и их число неизменно растет. Согласно формированию общества раздается и сфера исследуемых явлений и процессов внутри каждой отрасли3.
К примеру, в рамках социологии семьи до до 1970-х годов не придавали особое значение такому феномену, как пробный брак, но, когда он пприобрел массовое распространение (причем особенно среди молодежи), его начали исследовать наравне с другими явлениями, причастными к данному социальному институту. В социологии образования все чаще интерес многих ученых притягивает коммерциализация высшей школы, установление ЕГЭ, переход многочисленных российских вузов на коммерческую конфигурацию преподавания. К каковым результатам приведут эти перемены и как отразятся на социальной структуре общества, не усугубят ли социальное неравенство, не станут ли противоречия в системе образования серьезным тормозом общественного развития страны - в отыскании решений на эти проблемы социологи принимают наиболее прямое воздействие. Кроме того, роль социологии многократно растет в переходные периоды, когда, например, меняются решительно все стороны социальной жизни -политика, экономика, система ценностей, социальные институты, быт. По мнению польского социолога П. Штомпки, такого рода значительные социально-экономические преобразования носят ущербный характер4. В этом случае пред учеными подымаются две основные задачи: во-первых, понять радикальные модификации в обществе с помощью различных теоретико-методологических подходов и, во-вторых, отыскать предельно соответственную взаимосвязь между «высокой теорией» и повседневной социальной практикой.
В этом случае сводить социологию к опросам, процентам и цифрам не является верным. Такая точка зрения наоборот несколько упрощает ее содержание и лишает права считаться социологию наукой, сужает проблемное поле исследований. У социологии, как и у любой самостоятельной отрасли знания, существует определенная система четких понятий, концепций и постулатов, она имеет свои методы и функции.
Таким образом, роль социологии в настоящее время заметно возрастает. Она может рассказать о реальном состоянии общества ( о его проблемах и путях их решения), сообщить о изменениях в нем, дать знания о явлениях и процессах, не встречавшихся нам ранее. Помимо этого, социологи могут предугадать тенденции развития в будущем нашего общества, разработать научно обоснованные прогноз на ближайшие несколько лет и на более долгие перспективы.
До недавнего времени отвести социологии отдельное место среди остальных научных дисциплин, было очень спорным вопросом. Многие ученые думали, что социология объединяла опыт других наук, накапливающие материал с помощью различных наблюдений, фактов реальной жизни. Исходя из этого социология не может считаться самостоятельной научной дисциплиной5.
В общественной и гуманитарной науке известны случаи отождествления социологии с историей, правом, биологией. Это привело к возникновению различных школ и направлений в социологии, которые существуют по сей день. Эти новоявленные школы и направления известны своими разработками какой-либо областью человеческой деятельности или каким-нибудь фактором жизни, который признается определяющим и решающим для всего дальнейшего развития.
Заметим, что такой взгляд появился на начальном этапе развития науки социологии и соответственно имел свои объективные основания. При этом главным было общее состояние всех имеющихся наук о социуме. В это время они переживали переходный период в своем развитии. . Во время, которое ученые считают начальным этапом становление социологии как науки, понятия «социального»и «физиологического» фактически смыкались. Огюст Конт выделил такие понятия как социальная статика и динамика, при этом отнеся к социальной статике «социальную анатомию», которая изучает строение социального организма, а к социальной динамике – «социальную физиологию», которая изучает его функционирование6. Конт ввел не только термин и понятие «социология», но установил задачу изучения общества на научной основе.
О. Конт анализировал прогресс человечества как формирование знания, проходящее три стадии: от теологических систем к метафизическим, а потом уже к позитивизму (другими словами реальному, истинному знанию). Фундамент социологии формировался как раз во времена перехода от метафизических систем к позитивизму, сопровождаемый существенным видоизменением методологических основ. Социология отказалась от предшествующих знаний из философии, в частности от немецкой философии, в результате чего изменило мировоззрение по сравнению с философией.
Однако новое целостное представление о социуме как единой системе со свойственными ей противоречиями и отношениями разработано не было. Следовательно, социология, выступая в качестве «позитивной» науки, только декларировала создание нового общего взгляда на все мироздание и соответственно могла реально изучать лишь отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, конечно же то, как происходит взаимовлияние между ними.
Необходимо отметить,то что в любой стране институциализация социологии обладала присущей ей спецификой и различную очередность ее осуществления. К примеру, в РФ, в отличие от стран Западной Европы и США, такой процесс происходил дважды. В первом случае социология приобретала в России статус самостоятельной науки с 1860-х годов и до начала 1930-х годов. продолжился процесс в силу известных политических причин во второй половине 1950-х годов и закончился в 1990-х годах.
Видимо поэтому, по мнению многих современных исследователей, российская социология приобрела ряд отличительных черт. К примеру, влияние на образование науки процессов ее становления как автономной науки в ряде странах Западной Европы и США сочеталось с обратным влиянием, поскольку почти все из тех, кто создавал фундамент российской социологии, находясь зарубежом, оказывали активное содействии в институциализации западной социологии: читали в университетах лекции по социологии, публиковали свои работы, выступали на социологических форумах, являлись членами социологических ассоциаций.
Существует характерная особенность становления российской социологии от однородно развивающегося позитивистского западного направления, наличие большого количества школ и направлений к концу XIX — началу XX вв.: субъективная, марксистская, психологическая, формальная, бихевиористская, юридическая, механическая и историческая школы и направления7.
Таким образом, совершенно очевидно, что русские социологи были не просто хорошими учениками, которые не только хорошо воспринимали и перерабатывали многие идеи, но и даже пошли дальше, пропагандируя то, что позже было повторено на западе. Известный социолог П. А. Сорокин говорил, что «русская социология была независимым и оригинальным продуктом отечественной мысли, вклад которой в мировую социологию был значителен»8.
На сегодняшний день социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук, которые в свою очередь, анализируют общество под своим углом различных точек зрения и обретают свой свобственный аспектт, свой участок исследования. В системе общественных и гуманитарных дисциплин социология взаимодействует почти со всеми другими научными дисциплинами, обогащая их итогамисобственных изучений и обмениваясь важными сведениями. В этом процессе совершается взаимообогащение, формирование как социологии, так и соответствующих научных дисциплин.