Объект и субъект социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

В системе объект-субъектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1. Объект и субъект социальной политики в нормативно-правовых актах…..4
2. Объект и субъект социальной политики – теоретический аспект………….8
3. Характеристика объектов и субъектов социальной политики РФ………...13
4. Заключение…………………………………………………………………….15
5. Список литературы……………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

соц. политика.docx

— 44.90 Кб (Скачать)

 

Таким образом, в конкретных законах устанавливаются специальные  объекты социальной политики- категории граждан, на которых направлено действие закона, а также субъекты – органы государственной власти и учреждения, осуществляющие реализацию закона.

Так, Федеральный закон  «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает  в качестве субъекта управления государственную  систему социальных служб.

Государственная система  социальных служб – система, состоящая  из государственных предприятий  и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов  РФ и находящихся в ведении  органов государственной власти субъектов РФ.

Учреждениями социального  обслуживания независимо от форм собственности  являются:

  1. Комплексные центры социального обслуживания населения;
  2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  3. Центры социального обслуживания;
  4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  6. Социальные приюты для детей и подростков;
  7. Центры психолого-педагогической помощи населению;
  8. Центры (отделения) социальной помощи на дому;
  9. Дома ночного пребывания;
  10. Специальные дома для одиноких престарелых;
  11. Стационарные учреждения социального обслуживания.

 

2. Объект и субъект  социальной политики – теоретический  аспект

В таблице 2 приведены различные  точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

Таблица 2

 

Автор

источник

определение

характеристика

Смирнов

С. Н.,

Сидорина 

Т. Ю.

Социальная

Политика:

Учебник.М.:

Издательский

Дом «ГУВШЭ»,

2007.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной  власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

При этом в качестве объекта  собственно социальной политики, или  социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане.

Е. И.

Холостова

Социальная

Работа:

Теория и 

практика:

Учеб.

Пособие/отв.

ред.д.и.н.,

проф. Е. И.

Холостова,

д.и.н., проф.

А. С.

Сорвина.

М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

 

Объект – нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Объект воспринимается как  определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта(социальная ситуация клиента-индивида, семьи, общности, группы) либо чаще всего закономерности социальной политики.

Осадчая

Г. И.

Социальная

Политика,

социальное

управление и

управление

социальной

сферой,-М.:союз, 2004

Субъект – главный инициатор  конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения

 

Объект-население

К субъектам относятся  органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и  органы местного самоуправления.

Волгина

Н. А.

Социальная

политика.

М.: Экзамен.2006

Субъекты – люди, учреждения, организации, социальные институты

 

Объекты - население

К субъектам относятся  государство, органы государственной  власти, социальные организации, социальные работники

К объектам различные категории  населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.


 

По мнению Е. И. Холостовой, объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождественен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом. Холостова Е. И. подчеркивает три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной политике: их различия; органическое взаимодействие, связь;, их возможность меняться местами. Далее надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятием «субъект», и предмет. Субъектно-объектные отношения характеризуют главным образом социальную политику как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем  социальную политику как науку, то имеем  дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом  является либо сторона этого объекта (социальная ситуация клиента-инвалида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев  и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Также надо иметь в виду, что каждый человек в любое  время, в любой период своей жизни  нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности  они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в  сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможность реализовать  свои разнообразные установки; в  любой семье могут обостряться  отношения между супругами или  между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), т.е. каждый человек  в той или иной степени нуждается  вподдержке, помощи, защите.

Население структурировано  на различной основе, в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов. Этих объектов достаточно много, Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:

Состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и  дети), лица, подвергшиеся радиационному  воздействию, семьи, в которых имеются  дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие  психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонных к суицидальным попыткам;

Служба и труд в экстремальных условиях.

К этой группе лиц относятся  участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

Пожилой, пенсионный возраст  людей, в силу чего они оказались  в сложной жизненной ситуации, - это одинокие пожилые люди и  семьи, состоящие из пенсионеров  по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

Девиантное поведение в его различных формах и видах.

К этим категориям относятся  дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

Трудное, неблагополучное  положение различных категорий  семей.

К этой группе населения  можно отнести семьи, имеющие  на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи, в которых  родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагополучным психологическим  микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

Особое положение  детей (сиротство, бродяжничество и  т.д.)

На этом основании целесообразно  выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских  домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости  и социальной зрелости); осиротевшие  или оставшиеся без попечения  родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

Бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся  лица без определенного места  жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

Предродовое и  послеродовое состояние.

Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком;

Правовое (и в  связи с этим социальное) положение  лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные  группы людей более конкретно  или, наоборот, выделяя более широкие  категории – это зависит от целей и задач исследования, решения  практических задач.

Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики)

Субъектами социальной политики являются:

  1. Прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

Различные социальные службы: территориальные центры помощи семье  и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения  родителей и т.д.

Администрации государственных  предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

  1. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д. В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;
  2. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной политики. При этом можно их разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной политики.

По некоторым данным, в  мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных  специалистов появилось в последнее  время в России

 

3. Характеристика  объектов и субъектов социальной  политики РФ

Объектом социальной политики является практически все население  страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной  ситуации).

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступает  также:

- государственные ведомства  и учреждения;

- органы местного самоуправления;

- внебюджетные фонды;

- общественные, религиозные,  благотворительные или иные негосударственные  объединения;

- коммерческие структуры  и бизнес;

- профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;

- добровольцы;

- граждане (например, через  участие в гражданских инициативах,  группах самопомощи и т.д.)

Главный субъект социальной политики – социальное государство  – должно обеспечивать:

- движение к достижению  в обществе социальной справедливости;

- ослабление социального  неравенства;

- предоставление каждому  работы или иного источника  существования;

- сохранение мира и  согласия в обществе;

- формирование благоприятной  для человека жизненной среды.

Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры  законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство  РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. При  президенте РФ существует должность  Уполномоченного по правам ребенка  в РФ. На сегодняшний день им является П. Астахов. Основными задачами Уполномоченного  по правам ребенка является:

- обеспечение защиты прав  ребенка и содействие восстановлению  нарушенных прав ребенка;

- правовое просвещение  в области защиты прав ребенка;

- запросы и получение  в установленном порядке необходимых  сведений, документов и материалов  от федеральных органов власти, органов государственной власти  субъектов РФ, органов местного  самоуправления, организаций и должностных  лиц;

Информация о работе Объект и субъект социальной политики