Нормативно-правовое регулирование семейно-брачных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Роль семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

Введение 

     Роль  семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными  институтами, так как именно в  семье формируется и развивается  личность ребенка, происходит овладение  им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе.

     Семья - это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние  на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального  благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего  общества. В Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это закреплено в основном законе страны - в Конституции РФ (ст. 38). Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи. Особое место при этом отводится правовым нормам, и, прежде всего закону.

     Доминирующее  положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного  права, направленные на установление в  семье таких отношений, при которых  нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы  необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное  развитие каждого члена семьи, воспитание детей. Отношения в семье между ее членами (семейные отношения) относятся к числу таких, где возможности применения правовых норм существенно ограничены. Это связано с их лично-доверительным характером. Они определяются главным образом не законом, а нравственными, моральными правилами. Принимая соответствующие законы, государство стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил (правовых норм), которые необходимы для укрепления семьи, для осуществления и защиты прав и законных интересов всех ее членов. Семейные правоотношения - правовые отношения, в которые многократно в течение всей своей жизни вступает каждый из нас. Можно даже сказать, что каждый из нас не прекращает выходить из семейных правоотношений, а последние только меняю свою форму, будь то правоотношения с родителями, брачные правоотношения и др. При этом мы можем быть одновременно участником сразу нескольких семейных правоотношений. Как правило, в семейном праве первоначальны личные правоотношения и только потом возникает имущественная составляющая семейных правоотношений. Это подтверждается и мнением ряда исследователей, которые отмечают, что семейные правоотношения в основном носят личный характер, имущественные отношения являются вторичными, производными от личных. Однако данный тезис - о преобладании в семейном праве личных неимущественных отношений легко подвергается критике, так как они почти не поддаются правовому регулированию. Нельзя же, в самом деле, возложить на супругов правовую обязанность, например, любить друг друга?.. Также в семье находят отражение все социальные проблемы, характерны для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применены все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой. 
 
 

     Нормативно-правовое регулирование семейно-брачных  отношений. Социальный смысл норм семейного  законодательства.

     Семья – это основанная на браке или  кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего  хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу.  Семьей также называют социальный институт, т.е. устойчивая форма  взаимоотношений между людьми, в  рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные  отношения, деторождение, первичная  социализация детей, значительная часть  бытового ухода, образовательного и  медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лица пожилого возраста. Кроме того, семья - это сильнейший источник эмоциональных  реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.

     Семейное  законодательство представляет собой  систему нормативных актов. Кроме  прочего системность обеспечивается единством принципов правового  регулирования семейных отношений.

     Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам. Вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

     Среди основных начал семейного законодательства названы: необходимость укрепления семьи; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав; обеспечение возможности судебной защиты семейных прав; добровольность брачного союза мужчины и женщины; признание только гражданского светского брака; равенство прав супругов в семье; приоритет семейного воспитания детей; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

     К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права  на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным. Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга»

     Невозможно  принудить к исполнению в натуре «обязательства» любить и уважать  других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и  соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к  цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем  дело с призывом, лишенным правового  содержания. Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других. Наконец, словосочетание «ответственность перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права или о необходимости признания семьи субъектом права, закон не  и т.д.

     На  укрепление семьи направлено очень  большое количество норм семейного  законодательства. Даже регламентация  отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей  семьи (ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при  отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство  дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). Расторжение брака в  судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд  не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. 69, 70 СК) и т.д. и т.п. Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

     Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что  члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих  интересы семьи. Никто не вправе «диктовать»  членам семьи или осуществлять вмешательство  в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни). Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК). Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

     Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению  возможности беспрепятственного осуществления  субъективных прав. В соответствующей  части комментируемой статьи по сути воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, — государственными органами или органами опеки и попечительства (см. ст. 8 СК и комментарий к ней). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суд. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК). Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака. Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно. Церковный брак законом не признается. При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.

     В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих  совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том, что само понятие «гражданский брак» появилось тогда, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского состояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует.

     Иногда  лиц, совместно проживающих без  регистрации брака, именуют «фактическими  супругами». Следуя этой логике, можно  говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом ( «фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

     Говоря  о равенстве супругов как об одном  из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему). Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения; один субъект не может повелевать другим. Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно канули в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми). Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим. Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (п. 2 ст. 31 СК), супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны. Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. 31 — 39 и др.)

     По  общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей СК РФ (см., в частности, ст. 54, 55, 63, 121 — 123 СК и соответствующие комментарии).

     Необходимость приоритетной защиты прав и интересов  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что  эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам сложнее, чем  другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование семейно-брачных отношений