Нормативное прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:27, реферат

Краткое описание

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…………………..3
Нормативное прогнозирование

Нормативное прогнозирование……………………………………………….5

Характеристика нормативного прогнозирования………………………..….8


Заключение…………………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

нормативное прогноз.docx

— 40.59 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………..…………………..3 

    1. Нормативное прогнозирование
 
    1. Нормативное прогнозирование……………………………………………….5
 
    1. Характеристика  нормативного прогнозирования………………………..….8
 
 

    Заключение…………………………………………………………………………………..12 

    Список  используемой литературы………………………………………………………..13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

   Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

   Потребность в решении возникает только при  наличии проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями—заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки –управленческого решения и контроля за его реализа-цией.

   Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить  степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной  из основных функций управления—контроля. Исходя из этого можно сделать  вывод, что цель, степень достижения которой можно количественно  измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно (вербально).

   Прогнозирование—это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и  изменения в будущем. Так как  каждое решение—это проекция в будущее, а будущее—содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить правильно  определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы  оценки возможных потерь и выигрышей  при принятии данного решения.

   Нужно отметить, что выработка решения  есть процесс осознания целей  и средств и мысленного обсуждения и совершения действия, предшествующего  фактическому выполнению этого действия. Волевой фактор является одним из факторов, направляющих процесс выработки  и принятия решения. Поскольку решение  может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в выборе одного определенного варианта решения.

   В процессе прогнозирования нельзя ограничиваться решением задач экономико-математического  моделирования и выбором оптимального по тем или иным критериям решения  из конечного множества альтернативных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.1 Нормативное прогнозирование

   Нормативное прогнозирование (иногда его называют “прогнозированием наоборот”, т.к. в данном случае исследование идет в обратном направлении: от будущего к настоящему) представляет собой  попытку рационально организованного  анализа возможных путей достижения целей оптимизации управления. Этот вид прогнозов как бы отвечает на вопрос: “Что можно или нужно  сделать для того, чтобы достичь  поставленных целей или решить принятые задачи?”. Предметом нормативного прогнозирования  выступают субъективные факторы (идеи, гипотезы, предположения, этические  нормы, социальные идеалы, целевые установки), которые, как показывает история, могут  решающим образом изменить характер протекающих процессов, а также  стать причиной появления качественно  новых, непредсказуемых феноменов  действительности.

   Нормативное прогнозирование не только не исключает  нормативные разработки в сфере  управления, но и является их предпосылкой, помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности  и, следовательно, эффективности решений. Это обстоятельство побудило выявить  специфику прогнозов, обслуживающих  соответственно целеполагание, планирование, программирование, проектирование, непосредственно  организацию управления.

   Нормативное прогнозирование представляет собой  подход к разработке прогноза исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в  прогнозируемом периоде. Основным методом, использующимся в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение  первоочередности выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей  проектов.

   Обычно  используются двумерные и трехмерные матрицы. Наиболее часто горизонтальные матрицы решений используются для  определения оптимального распределения  ресурсов при заданных ограничениях. При этом в качестве ресурсов могут  выступать денежные средства, рабочая  сила, её качество и квалификация, оборудование, энергетические ресурсы и т.д.

   В частности, одно измерение горизонтальной матрицы решений может соответствовать  основным проблемам, возникающим при  достижении цели, второе измерение—ресурсам, которые могут потребоваться  для решения этих проблем.

   Согласованные матрицы более низких иерархических  уровней проблем объединяются в  матрицы более высоких уровней  вплоть до главных матриц для стратегических проблем организации.

   В трехмерной горизонтальной матрице  решений одно измерение, например, может  соответствовать коммерческим миссиям (областям сбыта), второе—ресурсам, третье—времени. Ресурсы в свою очередь, могут  подразделяться на финансовые, коммерческие, ресурсы сбыта, производства, оборудования и т.д.

   Вертикальные  матрицы решений предназначены  для отслеживания вертикального  перемещения технологий.

   Такая схема позволяет структурировать  мышление и четко осмыслить конечное использование результатов деятельности. Для более рационального выбора проектов для реализации могут быть использованы методы исследования операций такие, как:

    Вертикальная матрица  решений для внутрифирменного планирования 
 
 
 
 
 
 
 

   -линейное  программирование, позволяющее сформулировать  оптимизационную задачу в виде  линейных ограничений (неравенств  или равенств) и линейной целевой  функции; 

     -динамическое программирование, рассчитанное  на решение многоступенчатых  оптимизационных задач; 

     -целочисленное программирование, позволяющее  решать оптимизационные задачи, в том числе задачи оптимального  распределения ресурсов, при дискретных (целочисленных) значениях переменных  и др.

     В инструментарий нормативного  прогнозирования входят методы  построения деревьев целей, методы  типа ПАТТЕРН и др.

     Метод построения деревьев целей  может быть использован также  и в модели ожидаемой ценности.

     Ценность проекта А = 0,6 * 8 + 0,4 * 5 = 6,8

     Ценность проекта В = 0,6 * 4 + 0,4 * 7 = 5,2      

     Ценность проекта С = 0,6 * 6 + 0,4 * 6 = 6,0. 

     В этом случае каждой из  рассматриваемых целей приписываются  количественные весовые коэффициенты, а для каждого проекта оценивается  вклад в достижение каждой  из целей, если он ненулевой.  Степень вклада впоследствии  умножается на весовой коэффициент  цели.  

     Эта процедура может быть проиллюстрирована  следующим примером

   Дерево  целей модели ожидаемой  ценности проекто

   

1.2 Характерные особенности нормативных разработок

  Нормативный прогноз является самостоятельной  процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура  нормативного прогноза состоит из следующих  операций:

  – определение  абсолютного и относительного оптимумов  по предварительно разработанным и  заданным критериям и построение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

  – обсуждение построенных моделей методами опроса экспертов и, при необходимости, населения;

  – доработка  моделей на основе обсуждений. Нормативное  прогнозирование находится в  тесной и сложной связи со следующими моментами;

  – целеполагание;

  – нормы  и нормативы;

  – оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов. 

  Для разработки нормативного прогноза применимы почти  все методы, используемые в поисковом  прогнозировании, и различие между  нормативным и поисковым подходами  в этой области заключается не в методике, а в логике исследования. В основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно  более сложная идея, чем при  прогнозном поиске. Если в поисковом  прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического  ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем  известны, то в нормативном –  это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

  Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

  – абстрагируясь  от ограничений прогнозного фона;

  – в соответствии с этими ограничениями.

  Это две  идущие в одном направлении, но не тождественные друг другу цели. В  каждом случае требуется особый методологический подход.

  В случае абстрагирования от ограничений  прогнозного фона возможны два подхода: волюнтаристский и научный.

  Последний требует четкой ориентации на какой‑либо идеал, т.е. особую разновидность цели. Если идеал отсутствует, нормативный подход теряет смысл. В социальной сфере идеал существует всегда, во всяком случае объективно, на него ориентирована любая деятельность человека, группы, общества.

   На  выявление перспективных проблем,  эффективное решение которых  подразумевает конкретный идеал,  направлен поисковый прогноз.  Нормативный же прогноз ориентирован  на определение альтернативных  путей решения проблем, выявленных  прогнозным поиском, путей достижения  конкретного идеала.

  Скорректированный конкретный идеал играет роль обоснования  нормативного прогноза и призван  содействовать повышению эффективности  его в плановых, программных, проектных, организационных разработках.

  При анализе  данных прогнозного фона в силу их противоречивости необходимо находить компромисс между ними, ориентироваться  не просто на «наилучшее», «идеальное», а на «наилучшее из возможного». Это  реализуется путем перехода к  ориентации на какой‑то оптимум, который базируется на определенном идеале и представляет собой еще одну разновидность цели. Конкретный идеал станет абсолютным оптимумом, полученное его уточнение – оптимумом относительным. Оба они являются целью – продуктом целеполагания, т.е. принятия решения, касающегося цели.

  Для осуществления  нормативного прогноза необходимо перевести  это решение из категории «децидивного» (управленческого) в категорию «эвентуального» (возможного при известных обстоятельствах). С этого действия начинается собственно нормативный прогноз.

  Технически  он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции –  от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему, т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных  прогнозов. Его подкрепляют моделированием – матричным, сценарным, сетевым, операционным и пр., морфологическим анализом, опросом экспертов и т.д.

Информация о работе Нормативное прогнозирование