Нигилизм как общесоциальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего исследования является теоретико-правовой анализ юридического нигилизма как деструктивного фактора белорусской жизни, а также обозначить причины возникновения правового нигилизма и выработать необходимые предложения и рекомендации по преодолению причин указанного феномена.

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 53.71 Кб (Скачать)

Также нигилизм может быть стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда скажем, гражданин не доволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние [10, c. 260].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Источники правового нигилизма

Что касается источников правового  нигилизма, то наиболее серьезным источником и формой политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, честь, имущество, жилище, безопасность [10, c. 263].

Также одним из источников правового нигилизма является политический радикализм. Последний выражается в устойчивом предпочтении решительных действий в политике всем иным шагам, уверенность в наличии простых решений сложных проблем.

Одним из постоянных источников правового нигилизма можно считать  своеобразный российский менталитет, точнее, его отдельные черты. Для  него характерно неуважительное отношение  к законам, порядку. К сожалению, мы не слывем в мире, в отличии, например, от японцев, англичан, немцев законопослушной  нацией.

Подпитывается правовой нигилизм и такими социальными аномалиями, как беспризорность, наркомания, алкоголизм, проституция. Эти негативные явления можно с полным основанием считать источниками правового нигилизма. Существовали они в той или иной мере практически всегда и везде, а преодолеть их полностью не предоставляется возможным.

Истоки правового нигилизма  также могут уходить в экономический  кризис, в отсутствие финансирования, некомпетентное управление и т.д [6, c. 22-23].

Нигилизм возникает как  результат неудовлетворенности  субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом  нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях  и группах общества, зависит в  известной степени от таких факторов, как пол, возраст, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование. В научной литературе не выработано единого определения  правового нигилизма, и каждый автор  предлагает свою трактовку правового нигилизма и классификацию форм его проявления, опираясь на тот или иной критерий. Поскольку распространенность правового нигилизма очевидна, то этой проблеме стоит уделять больше внимания и продолжать ее дальнейшее изучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Причины правового нигилизма в Республике Беларусь

Причины правового нигилизма  в Беларуси можно разделить на исторические и современные.

Правовой нигилизм, как  явления социально-правового плана  тесно связан с историческими  условиями зарождения и развития государства [5, c. 10]. К историческим причинам относятся:

– особенности, связанные  со становлением белорусского права. Прежде всего речь пойдет о геополитическом положении государства. Беларусь находится в пограничной зоне между государствами различных цивилизаций, способами и формами построения государственной власти, что приводит к частой смене политических интересов элиты Беларуси. В истории Беларуси периодически происходит нарушение устоявшихся общественных структур. Война с Тевтоновским орденом и заключением Кревской унии 1385 года, войны с Московским государством и заключение Люблинской унии 1569 года, разделы Речи Посполитой конца 18 века и присоединение к российской империи, революция в России 1917 года и участие в создании Советского Союза – все данные события обусловливали нестабильность в праве Беларуси. С помощью права государство навязывало народу новые модели поведения, основанные на резко сменявшихся ценностях культуры, подходов к пониманию сущности государства и права. Следовательно, у народа на территории Беларуси издревна формировался страх перед правом, как перед чем-то новым, неизвестным [2, c. 10];

– исторические корни как  естественное наследие самодержавия в  дореволюционной России [3, c. 405]. Несоблюдение законов – это устойчивая русская традиция, так как на Руси всегда правили люди, а не законы. Отсюда негативное отношение к закону как свойство русского обывателя. А.И. Герцен сказал: «Жить в России, не нарушая законов, нельзя». А. Валицкий, американский исследователь общественной мысли в России, придерживался мнения, что Россия антиюридическое государство. Он говорил, что в России право отвергалось «по самым разным причинам: во имя самодержавия или монархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».

В конце 19 века в России несмотря на то, что в стране складывалась сильная юридическая наука на уровне мировых стандартов, юридические профессии набирали вес, в обществе преобладали идеологические течения, которые были отмечены печатью антиюридизма либо безразличию к праву. Например, славянофилы считали, что России свойственно строить свою жизнь на нравственных и религиозных началах. Объясняли это тем, что русский народ самобытен, негосударственный и право с конституцией ему не нужны. К.С. Аксаков говорил, что «дух закона» чужд русскому народу, что русская нация привыкла жить по церковным заповедям, нарушения которых можно замолить у Бога. Русский народ предпочитает решать проблемы «полюбовно», чем следовать предписаниям норм права.

И.С. Аксаков (поддерживавший точку зрения своего старшего брата) предсказывал гибель «правовых государств». Он говорил:» посмотрите на Запад. Его народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций и обеднели душой, готовы рухнуть каждую минуту». Б. Алмазов изложил взгляды многих славянофилов в шутливо-стихотворной форме, которой воспользовался знаменитый поэт-сатирик К.С. Аксаков:

«Широкие натуры русские,

                                        Нашей правды идеал

                                        Не влезают в формы узкие

                                        Юридических начал» [2, c. 10-11].

– теория и практика понимания после 1917 г. диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами [3, c. 405]. В начале 20 века Беларусь вошла в состав Советского Союза. Коммунисты хотели отменить сухие нормы закона и ввести предписания «пролетарского самосознания». В СССР правовым нормам отводилась второстепенная роль, они были временными. Было введено понятие о «революционной целесообразности». Если закон ей противоречил, то поступали согласно «революционной целесообразностью». В 30-х годах государство захлестнула волна жестоких репрессий. Были созданы специальные суды, решения которых противоречили нормам уголовного и уголовно-процессуального кодексов. Закон не обеспечивал защиту прав граждан. Даже после 60-х на право в Советском Союзе смотрели как на инструмент, с помощью которого обществу можно навязывать любые социальные модели поведения.

Третья причина правового  нигилизма сложилась в годы перестройки (конец 80 – начало 90-х годов). Некоторые  воспользовались пробелами в  праве и нелегально улучшили свое материальное положение. Остальная  часть общества получила наглядный  пример, как можно быстро повысить свой материальный уровень, нарушая  закон [2, c. 11].

Все эти исторические причины  способствовали укоренению правового  нигилизма в общественном сознании белорусского народа.

После образования Республики Беларусь идея правового государства  начинает укореняться в сознании граждан. Однако кроме исторических причин правового нигилизма, на его  интенсивность в современной  Беларуси оказывают влияния и  современные факторы. К ним относятся:

– во-первых, неточное разграничение  по юридической силе законов, указов, декретов. Непрофессионалу трудно разобраться  в сложной правовой системе. Он просто ее не понимает. Как известно, право, как и всякое социальное явление, вызывает в обществе различное отношение к себе. Оно может быть положительным, когда человек понимает сущность, необходимость и ценность права, но может быть и отрицательным, когда человек убежден в «бесполезности и никчемности» права, его необоснованной запутанности;

– второй проблемой является борьба между политическими элитами общества. Правящая элита не настроена искать компромисс с оппозицией, и наоборот. В результате народ не воспринимает право как результат справедливого компромисса;

 – в-третьих, народ скептически относится не к правовым нормам, а к обладателям реальной власти, праваприменителям. Из-за отдельных недобросовестных чиновников народ негативно относится ко всей правовой и государственной системе. Существуют пословицы подтверждающие это: «То-то и закон, коли судья знаком» или «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Ситуация усугубляется существованием бюрократизма – формального отношения к правам и свободам. Это пренебрежение правовыми процедурами, не соблюдение прав и обязанностей.

Крайним проявлением правового  нигилизма является совершение правонарушений, в том числе и преступлений. Бывают ситуации, когда преступники  избегают справедливого наказания, и у потерпевших возникает  чувство недоверия к закону, который  не смог их защитить.

Все эти причины и факторы  помогают развиваться правовому  нигилизму, укореняют недоверие  к праву в общественном сознании [2, c. 11].

В данной главе я исследовала  историю государства и права  Беларуси с целью выявления исторических предпосылок  существования правового  нигилизма в правовой культуре белорусского народа. В общем можно сказать  то, что на формирование правового  нигилизма очень повлияли Российская империя и нахождение Беларуси в составе Советского Союза. Также мною были выделены и современные факторы, которые влияют на интенсивность правового нигилизма в Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Пути преодоления причин правового нигилизма

Проблема правового нигилизма  является сегодня весьма ощутимой и актуальной, поскольку «…как свидетельствует современная практика, юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметен и опасен, чем при праве невостребованном». Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а иногда даже в отрицании, игнорировании требований законов. Проявляясь во всех сферах жизни общества, нигилизм принял повсеместный характер.  Правовой нигилизм является деструктивным элементом, затрудняющим становление правового государства в Республике Беларусь [13, c. 113].

Как было показано в предыдущих главах, современный юридический  нигилизм – серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного  недуга – сложная задача. Зрячкин уверяет, что пути преодоления этого зла тесно связаны с его причинами. Он выделяет три основные группы мер по преодолению этих причин.

Первую группу образуют политические меры (устранение фактов, препятствующих построению правового государства; эффективная целенаправленная правовая политика; упрочнение законности, правопорядка и государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; совершенствование законодательства, повышение качества правотворчества; устранение коллизий между общефедеральными и региональными нормативно-правовыми  актами; профилактика правонарушений и прежде всего преступлений; борьба с криминалом во всех его проявлениях, с коррупцией и т.д.).

Вторую группу составляют социально-экономические меры (повышение  уровня жизни граждан, снижение бедности, безработицы, нищеты, люмпенизации; обеспечение  должностного прожиточного минимума; материальное стимулирование отдельных  категорий граждан; сокращение разрыва между богатыми и самыми бедными слоями населения, установление хотя бы относительной социальной справедливости и т.д.).

Наконец, третью группу образуют меры культурного, духовного, морального плана (повышение уровня юридической  культуры органов власти и населения, их правового, нравственного и юридического сознания; последовательное правовое воспитание и просвещение; введение повсеместного правового всеобуча; активная правовая пропаганда; подготовка высококвалифицированных кадров юристов) [6, c. 23-24].

Преодоление правового нигилизма  – это длительный процесс, затрагивающий  изменение объективных условий  жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление  комплекса специально-юридических  мер. В концентрированном виде эти  меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную  социально-правовую среду и утвердить  у людей веру в право [6, c. 24].

В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса – социального, экономического, политического, нравственного, духовного. В то же время многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла. Р. Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона – словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества» [10, c. 265].

Важным фактором является комплекс мер, направленный на совершенствование  правотворческой и правоприменительной деятельности на всех уровнях и повышение компетентности представительной и исполнительной власти. Основным условием успешной реализации мероприятий, направленных на предотвращение правового нигилизма, является их комлексный, скоординированный характер. И если причины юридического нигилизма кроются в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества – необходимо сначала устранить эти аномалии. Вместе с тем не исключено и применение принудительных мер, связанных с нарушением закона. Именно такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой нигилизм в стране [6, c. 25].

Информация о работе Нигилизм как общесоциальное явление