Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:56, курсовая работа
Целью моего исследования является теоретико-правовой анализ юридического нигилизма как деструктивного фактора белорусской жизни, а также обозначить причины возникновения правового нигилизма и выработать необходимые предложения и рекомендации по преодолению причин указанного феномена.
Также нигилизм может быть стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда скажем, гражданин не доволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние [10, c. 260].
2.3 Источники правового нигилизма
Что касается источников правового нигилизма, то наиболее серьезным источником и формой политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, честь, имущество, жилище, безопасность [10, c. 263].
Также одним из источников правового нигилизма является политический радикализм. Последний выражается в устойчивом предпочтении решительных действий в политике всем иным шагам, уверенность в наличии простых решений сложных проблем.
Одним из постоянных источников
правового нигилизма можно
Подпитывается правовой нигилизм и такими социальными аномалиями, как беспризорность, наркомания, алкоголизм, проституция. Эти негативные явления можно с полным основанием считать источниками правового нигилизма. Существовали они в той или иной мере практически всегда и везде, а преодолеть их полностью не предоставляется возможным.
Истоки правового нигилизма
также могут уходить в
Нигилизм возникает как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как пол, возраст, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование. В научной литературе не выработано единого определения правового нигилизма, и каждый автор предлагает свою трактовку правового нигилизма и классификацию форм его проявления, опираясь на тот или иной критерий. Поскольку распространенность правового нигилизма очевидна, то этой проблеме стоит уделять больше внимания и продолжать ее дальнейшее изучение.
Причины правового нигилизма в Беларуси можно разделить на исторические и современные.
Правовой нигилизм, как
явления социально-правового
– особенности, связанные со становлением белорусского права. Прежде всего речь пойдет о геополитическом положении государства. Беларусь находится в пограничной зоне между государствами различных цивилизаций, способами и формами построения государственной власти, что приводит к частой смене политических интересов элиты Беларуси. В истории Беларуси периодически происходит нарушение устоявшихся общественных структур. Война с Тевтоновским орденом и заключением Кревской унии 1385 года, войны с Московским государством и заключение Люблинской унии 1569 года, разделы Речи Посполитой конца 18 века и присоединение к российской империи, революция в России 1917 года и участие в создании Советского Союза – все данные события обусловливали нестабильность в праве Беларуси. С помощью права государство навязывало народу новые модели поведения, основанные на резко сменявшихся ценностях культуры, подходов к пониманию сущности государства и права. Следовательно, у народа на территории Беларуси издревна формировался страх перед правом, как перед чем-то новым, неизвестным [2, c. 10];
– исторические корни как естественное наследие самодержавия в дореволюционной России [3, c. 405]. Несоблюдение законов – это устойчивая русская традиция, так как на Руси всегда правили люди, а не законы. Отсюда негативное отношение к закону как свойство русского обывателя. А.И. Герцен сказал: «Жить в России, не нарушая законов, нельзя». А. Валицкий, американский исследователь общественной мысли в России, придерживался мнения, что Россия антиюридическое государство. Он говорил, что в России право отвергалось «по самым разным причинам: во имя самодержавия или монархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».
В конце 19 века в России несмотря на то, что в стране складывалась сильная юридическая наука на уровне мировых стандартов, юридические профессии набирали вес, в обществе преобладали идеологические течения, которые были отмечены печатью антиюридизма либо безразличию к праву. Например, славянофилы считали, что России свойственно строить свою жизнь на нравственных и религиозных началах. Объясняли это тем, что русский народ самобытен, негосударственный и право с конституцией ему не нужны. К.С. Аксаков говорил, что «дух закона» чужд русскому народу, что русская нация привыкла жить по церковным заповедям, нарушения которых можно замолить у Бога. Русский народ предпочитает решать проблемы «полюбовно», чем следовать предписаниям норм права.
И.С. Аксаков (поддерживавший точку зрения своего старшего брата) предсказывал гибель «правовых государств». Он говорил:» посмотрите на Запад. Его народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций и обеднели душой, готовы рухнуть каждую минуту». Б. Алмазов изложил взгляды многих славянофилов в шутливо-стихотворной форме, которой воспользовался знаменитый поэт-сатирик К.С. Аксаков:
«Широкие натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезают в формы узкие
Юридических начал» [2, c. 10-11].
– теория и практика понимания после 1917 г. диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами [3, c. 405]. В начале 20 века Беларусь вошла в состав Советского Союза. Коммунисты хотели отменить сухие нормы закона и ввести предписания «пролетарского самосознания». В СССР правовым нормам отводилась второстепенная роль, они были временными. Было введено понятие о «революционной целесообразности». Если закон ей противоречил, то поступали согласно «революционной целесообразностью». В 30-х годах государство захлестнула волна жестоких репрессий. Были созданы специальные суды, решения которых противоречили нормам уголовного и уголовно-процессуального кодексов. Закон не обеспечивал защиту прав граждан. Даже после 60-х на право в Советском Союзе смотрели как на инструмент, с помощью которого обществу можно навязывать любые социальные модели поведения.
Третья причина правового нигилизма сложилась в годы перестройки (конец 80 – начало 90-х годов). Некоторые воспользовались пробелами в праве и нелегально улучшили свое материальное положение. Остальная часть общества получила наглядный пример, как можно быстро повысить свой материальный уровень, нарушая закон [2, c. 11].
Все эти исторические причины способствовали укоренению правового нигилизма в общественном сознании белорусского народа.
После образования Республики Беларусь идея правового государства начинает укореняться в сознании граждан. Однако кроме исторических причин правового нигилизма, на его интенсивность в современной Беларуси оказывают влияния и современные факторы. К ним относятся:
– во-первых, неточное разграничение по юридической силе законов, указов, декретов. Непрофессионалу трудно разобраться в сложной правовой системе. Он просто ее не понимает. Как известно, право, как и всякое социальное явление, вызывает в обществе различное отношение к себе. Оно может быть положительным, когда человек понимает сущность, необходимость и ценность права, но может быть и отрицательным, когда человек убежден в «бесполезности и никчемности» права, его необоснованной запутанности;
– второй проблемой является борьба между политическими элитами общества. Правящая элита не настроена искать компромисс с оппозицией, и наоборот. В результате народ не воспринимает право как результат справедливого компромисса;
– в-третьих, народ скептически относится не к правовым нормам, а к обладателям реальной власти, праваприменителям. Из-за отдельных недобросовестных чиновников народ негативно относится ко всей правовой и государственной системе. Существуют пословицы подтверждающие это: «То-то и закон, коли судья знаком» или «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Ситуация усугубляется существованием бюрократизма – формального отношения к правам и свободам. Это пренебрежение правовыми процедурами, не соблюдение прав и обязанностей.
Крайним проявлением правового нигилизма является совершение правонарушений, в том числе и преступлений. Бывают ситуации, когда преступники избегают справедливого наказания, и у потерпевших возникает чувство недоверия к закону, который не смог их защитить.
Все эти причины и факторы помогают развиваться правовому нигилизму, укореняют недоверие к праву в общественном сознании [2, c. 11].
В данной главе я исследовала историю государства и права Беларуси с целью выявления исторических предпосылок существования правового нигилизма в правовой культуре белорусского народа. В общем можно сказать то, что на формирование правового нигилизма очень повлияли Российская империя и нахождение Беларуси в составе Советского Союза. Также мною были выделены и современные факторы, которые влияют на интенсивность правового нигилизма в Республики Беларусь.
Проблема правового нигилизма является сегодня весьма ощутимой и актуальной, поскольку «…как свидетельствует современная практика, юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметен и опасен, чем при праве невостребованном». Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а иногда даже в отрицании, игнорировании требований законов. Проявляясь во всех сферах жизни общества, нигилизм принял повсеместный характер. Правовой нигилизм является деструктивным элементом, затрудняющим становление правового государства в Республике Беларусь [13, c. 113].
Как было показано в предыдущих главах, современный юридический нигилизм – серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга – сложная задача. Зрячкин уверяет, что пути преодоления этого зла тесно связаны с его причинами. Он выделяет три основные группы мер по преодолению этих причин.
Первую группу образуют политические
меры (устранение фактов, препятствующих
построению правового государства;
эффективная целенаправленная правовая
политика; упрочнение законности, правопорядка
и государственной дисциплины; уважение
и всемерная защита прав личности;
совершенствование
Вторую группу составляют социально-экономические меры (повышение уровня жизни граждан, снижение бедности, безработицы, нищеты, люмпенизации; обеспечение должностного прожиточного минимума; материальное стимулирование отдельных категорий граждан; сокращение разрыва между богатыми и самыми бедными слоями населения, установление хотя бы относительной социальной справедливости и т.д.).
Наконец, третью группу образуют
меры культурного, духовного, морального
плана (повышение уровня юридической
культуры органов власти и населения,
их правового, нравственного и юридического
сознания; последовательное правовое
воспитание и просвещение; введение
повсеместного правового
Преодоление правового нигилизма
– это длительный процесс, затрагивающий
изменение объективных условий
жизни общества, целенаправленную идеологическую,
организационную работу, осуществление
комплекса специально-
В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса – социального, экономического, политического, нравственного, духовного. В то же время многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла. Р. Иеринг писал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона – словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества» [10, c. 265].
Важным фактором является комплекс мер, направленный на совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности на всех уровнях и повышение компетентности представительной и исполнительной власти. Основным условием успешной реализации мероприятий, направленных на предотвращение правового нигилизма, является их комлексный, скоординированный характер. И если причины юридического нигилизма кроются в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества – необходимо сначала устранить эти аномалии. Вместе с тем не исключено и применение принудительных мер, связанных с нарушением закона. Именно такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой нигилизм в стране [6, c. 25].