Неполная семья как фактор ее нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. В жизни и деятельности общества семья играет колоссальную роль.

Оглавление

Глава 1. Семья: основные характеристики, виды семей……………...……...3
Глава 2. Причины возникновения неполных семей……………………….….8
Глава 3. Влияние неполной семьи на несовершеннолетнего и общество………………………………………………………………..…11
Список используемой литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

Контр работа по семьеведению.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Глава 3. Влияние неполной семьи на несовершеннолетнего и общество.

  - социализация

    Успешная  социализация предполагает баланс между  активным приспособлением человека к условиям социальной среды и  устойчивостью его в поведении  и отношениях, которая позволяет  в определенной мере противостоять  обществу. Целью семейной социализации является формирование у ребенка таких качеств личности, которые будут способствовать его успешной социализации [4,с.18]

«В рамках семейной социализации ребенка особой спецификой обладает неполная семья с ее пониженными материальными возможностями, отсутствием условий для полноценной полоролевой идентификации ребенка, ограниченными контактами с социальным окружением.     В научном мире отсутствует единое мнение о качестве социализации подростков в семьях без одного родителя. Однако данные большинства исследований и педагогической практики свидетельствуют о том, что подростки из неполных семей демонстрируют специфический проблемный  характер физического и эмоционального развития, половой идентификации, а также усвоения социальных норм и формирования ценностных ориентаций. В силу названного  обстоятельства подростки из неполных семей нуждаются в адресной профессиональной педагогической помощи для преодоления трудностей социализации – педагогической поддержке.

    -проблема  психического здоровья

По  данным общенационального репрезентативного опроса 17 110 детей и подростков в возрасте до восемнадцати лет включительно, те, кто живет с матерью-одиночкой или с матерью и неродным отцом, гораздо чаще живущих с обоими биологическими родителями исключались из школы или оставались на второй год, проходили курс психиатрического лечения, имели проблемы с поведением в школе и дома и отличались повышенной уязвимостью организма к различным заболеваниям. Кроме того, эти дети чаще получали травмы, а те, кто проживает только с матерью, помимо этого еще и чаще страдали от астмы. [4,с. 28]

- развитие мужского и женского начала

  Принято считать, что мальчики, воспитанные  матерями, то есть в детстве не имевшие  перед глазами примера активного  и мужественного отца, в большой степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Чем раньше мальчик лишается отца и чем дольше длится период отсутствия мужчины в доме, тем сильнее это на нем сказывается. Однако по мере взросления юноши влияние на него отсутствия отца начинает уменьшаться. К моменту окончания школы подростки, воспитанные матерями, в той же мере адаптируются к своей мужской роли и имеют те же свойственные их полу предпочтения и интересы, что и их сверстники, выросшие рядом с отцами. «Отмечается, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [5,c.467]. 

                                            Заключение

Родительский  дом для ребенка — первая, главная  и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

  Бытуют  самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.

  Несомненно, каждая из этих точек зрения может  быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Не любая полная семья является нормальной средой для  полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей.

Вместе с тем  специалисты, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что хотя полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а создает лишь предпосылки для успешного формирования его личности, тем не менее воспитание в условиях неполной семьи более сложное дело и таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

  Ставший одиноким родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и к новым моделям взаимодействия с собственным ребенком или детьми, потому что ему приходится совмещать функции обоих родителей. Одинокий родитель постепенно приходит к новым взаимоотношениям с ребенком, с окружающим миром и другими людьми. Во-первых, ему приходится взять на себя ответственность за поддержание взаимодействия ребенка с проживающим отдельно вторым родителем (если супруги в разводе), а также с членами его семьи. Это важно для того, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к предавшему его отцу (матери) и его родственникам, не появлялось чувство вины за распавшуюся родительскую семью. Во-вторых, особой заботой одиноких родителей является установление адекватных взаимоотношений с представителями противоположного пола, чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ролью, а также формами поведения, принятыми в современном обществе.

  В общем, нелегка жизнь неполной семьи, но это вовсе не означает, что дети, воспитанные в таких условиях, вырастут бандитами и дебилами. Все зависит от родителей, их адекватного восприятия действительности. Я, как в какой-то мере очевидец и испытуемый, могу это подтвердить. Да, я росла без отца, но я вполне адекватная и социализировавшаяся успешно личность, я смогла поступить в  институт на одну из престижнейших специальностей, у меня нет психических и психофизических отклонений, и нет проблем в отношениях с противоположным полом. Я могу сказать, что мне повезло. Но в исследованиях ученых, занимавшихся проблемой неполнотой семьи, я узнала многих своих подруг. Теперь я в большей степени поняла мотивы их поведения, а зная причину можно искоренить следствие.  
 
 
 

                         
 
 

                          Список используемой литературы

  1. Филлип Райс. Психология подросткового возраста: учебное пособие для вузов- Спб.: Питер, 2000
  2. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко.- М.:Влада, 2003
  3. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2005
  4. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростков в полной и неполной семьях. // Воспитание школьников. – 2003. - №10. – С.13-17.
  5. Мацковский , М.С. Социология семьи: Пробл. Теории, методол. и методики. – М.:Наука, 1999 г.

Информация о работе Неполная семья как фактор ее нестабильности