Неформалы, кто они?

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они ? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно

Оглавление

Введение-----------------------------------------------------------------------------------3

I. Понятие неформалов. "Неформалы, кто они?"----------------------------------4

1.1. Понятие «Неформалы»--------------------------------------------------------4

1.2. Символика------------------------------------------------------------------------5

1.3. Основные признаки неформалов---------------------------------------------7

II. История неформального движения. Причины возникновения---------------7

III. Классификация неформалов--------------------------------------------------------9

3.1. Асоциальные неформалы -----------------------------------------------------10

3.2. Антисоциальные неформалы-------------------------------------------------13

3.3.Просоциальные неформалы---------------------------------------------------15

3.4. Неформалы художественной направленности----------------------------16

Заключение---------------------------------------------------------------------------------17

Использованная литература------------------------------------------------------------ 18

Файлы: 1 файл

Неформалы.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
 

   ГОУ ВПО Кировская государственная  медицинская академия Росздрава 
 
 
 

   Факультет социальной работы 
 
 
 

   Контрольная работа 

   по  курсу: «Проблемы социальной работы с молодежью» 
 

   Тема: «Неформалы, кто они?» 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Выполнила: студентка 3 курса, группы351

                    Колупаева Татьяна Николаевна  

                                         Проверил(а)Колесникова Наталья Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 

   ОЦЕНКА____________ 

   ПОДПИСЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ____________ 
 
 
 

                                          Киров 2007   

                                  Содержание

     

    Введение-----------------------------------------------------------------------------------3 

   I.  Понятие неформалов. "Неформалы, кто они?"----------------------------------4 

         1.1. Понятие «Неформалы»--------------------------------------------------------4

         1.2. Символика------------------------------------------------------------------------5

         1.3. Основные признаки неформалов---------------------------------------------7 

   II. История неформального движения. Причины возникновения---------------7 

   III. Классификация неформалов--------------------------------------------------------9 

         3.1. Асоциальные неформалы -----------------------------------------------------10

         3.2. Антисоциальные неформалы-------------------------------------------------13

         3.3.Просоциальные неформалы---------------------------------------------------15

         3.4. Неформалы художественной направленности----------------------------16 

   Заключение---------------------------------------------------------------------------------17 

   Использованная  литература------------------------------------------------------------ 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ВВЕДЕНИЕ 

   Я взяла  эту тему потому что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в  основном молодежь. А я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.

   Но если можно так выразиться, видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, системщики и т.д.) эти виды как правило составляет молодежь.

   Кроме того, я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения, по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря, это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.

   Цели  и задачи:

   Я не ставлю своей задачей детальный анализ деятельности каждого объединения -  такой анализ должен быть  предметом  специальных исследований.

   В отношении неформальных объединений сложился самый острый дефицит – дефицит информации. Моей целью отчасти является хотя бы частичное удаление этого дефицита.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I. Понятие "НЕФОРМАЛЫ". "НЕФОРМАЛЫ" - кто они ? 

    1.1. Понятие «Неформалы»

        Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они ? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью  социального  института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации  и объединения ничего этого не имеют.

   НЕФОРМАЛЬНЫЕ  ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов  не объединяются люди и дети, подростки  и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики ?  Число таких объединений  измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя  их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы  правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи".      Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды  от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно  возникающие молодежные группы именуют то неформальными,то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему : во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему  употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.

        "Любителями" же по традиции  называют людей, посвятивших себя  творчеству в непрофессиональной  форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется более оптимальным и может быть отнесен  ко всем видам и направлениям молодежной активности.      Говоря  о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости :

        1. Сотрудничество.

        2. Оппонирование и критика.

        3. Оппозиция и борьба.

        Все эти три функции органически  взаимосвязаны и не могут быть  искусственно отменены.

        Таким образом, я думаю, что  мы уже немного разобрались  с вопросом : " Кто такие "НЕФОРМАЛЫ" ? Хотя это довольно короткое объяснение данного понятия, все же я думаю, что суть более или менее ясна. Можно сказать еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сама: "НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

        Может быть мое определение  не совсем полное и точное. Я просто попыталась выразится кратко. 

   1. 2. Поле  символики. Символ.

   Существует  способ определения (или представления) сообщества, кроме  как через его локализацию в социальной структуре : через символику. Именно  так обычно  происходит на уровне обыденного сознания или журналистской практики. Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.),мы прежде всего описываем их знаки.

        А.Петров  в  статье "Пришельцы"  в "Учительской газете" изображает  тусовку волосатых :

        " Лохматые, в  залатанной  и  сильно потертой одежде, иногда  босые, с холщовыми торбами  и рюкзаками, расшитыми цветами  и исписанными антивоенными  лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "...

        Автор передает как бы  непосредственное впечатление, просто указывая на явление : "вот оно". Указание  здесь - способ  введения понятия (вместо аналитического определения).

        Если присмотреться, то оказывается,  что это " непосредственное  впечатление " на самом  деле  целенаправленно вычленяет из наблюдаемой реальности символику тусовочного общества. Практически все, что упоминает А.Петров, служит у волосатых опознавательными знаками " своих ". Здесь символика внешности : лохматая прическа, потертая  одежда, самодельные сумки и.т.п. Затем графическая символика : вышитые цветы ( след Цветочной революции, породившей первых хиппи),антивоенные лозунги, типа :" Любите, а не воюйте"! - знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.

        Поведение, описанное в приведенном  пассаже : неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужденность - то же знак. Это все форма, а не содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к сообществу. И именно их описывают, желая это сообщество представить. И действительно, наличие особой символики, расцениваемой как " своя ", есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего социального образования.

        А.Коэн, например, вообще определяет  сообщество, как поле символики  :

   " Реальность  сообщества в восприятии людей  ,- пишет он,- заключается в их  принадлежности... к общему полю  символов ". И далее :" Восприятие  и понимание людьми их сообщества...сводится  к ориентации по отношению   к его символизму ". Наличие  своей символики создает возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации.      Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информация. В таком виде она отличима  от чужой, а  следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры.

             Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и  формы взаимоотношений. Присутствует  и Системное самосознание, которое выражается, в частности, в самоназваниях. Их есть несколько." Системными " или " системщиками " ее представители называют себя редко, да и то с иронией. Чаще всего - " пипл " (от англ."people"-люди, народ ). Иногда просто люди :

   " Мне  один человек вчера сказал...",- понимать надо так, что именно Системный сказал.

        Сленг  и  символика  составляют  основу внутренней коммуникативной  среды Системы, отделяя ее от  внешнего мира. При  этом символика  системы чрезвычайно эклетична,  в ее фонде можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп ( например, от кришнаитов или баптистов), молодежных и рок течений (атрибуты панк-рока или тяжелого метала), а также различных общественно-политических движений: пацифизма, анархизма, коммунизма и проч.

        Система обладает особенностью  впитывать чужую символику и,  перекодируя, включать в свой  фонд. Надо различать носителей  одной и той же символики,  принадлежащих к Системе и  не принадлежащих к ней. Например, есть панки в Системе, тусующиеся  вместе с хиппи, и панковские группировки вне ее. Последние совсем не причисляют себя к Системе и даже, бывает, приходят бить " пиплов ".Точно так же есть Системные и несистемные металлисты, буддисты, битломаны и проч. 

        Итак, наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим ее собственным языком, а также общего самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе (еще не зная его структуры). 

   1. 2. Основные признаки неформалов.

   1) Неформальные  коллективы не имеют официального  статуса.

   2) Слабо  выраженная внутренняя структура.

   3) Большинство  объединений имеет слабо выраженные  интересы.

   4) Слабые  внутренние связи.

   5) Очень  сложно выделить лидера.

   6) Не  имеют программы деятельности.

   7) Действуют  по инициативе небольшой группы  со стороны.

   8) Представляют  альтернативу государственным структурам.

   9) Очень  тяжело поддаются упорядоченной  классификации. 

   II. История неформального движения. 

   Причины возникновения.

     За  период с 88 по 93-94 год количество  неформальных объединений 

   выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первые дружинники.

     1) Волна  неформалитета после  революционные годы. Контр культурные

    группировки  молодежи.

     2) Волна 60-е годы. Период Хрущевской  оттепели. Это первые симптомы

    разложения  административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).

     3) Волна. 1986 год. Существование неформальных  групп было признано

    официально. Неформалов стали определять  по различным соматическим средствам  (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и.т.д.) С помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

Информация о работе Неформалы, кто они?