Наука как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:16, реферат

Краткое описание

Понятие науки - это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, это также и сфера человеческой деятельности, главной задачей которой является выработка и систематизация адекватных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению новых знаний. Результатом такой деятельности является сумма всех научных знаний, которая составляет основу научной картины мира.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

Введение

Понятие науки - это не только форма  общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и  снабжающая человечество пониманием закономерностей, это также и сфера человеческой деятельности, главной задачей которой  является выработка и систематизация адекватных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению  новых знаний. Результатом такой  деятельности является сумма всех научных  знаний, которая составляет основу научной картины мира.

На протяжении тысячелетий человек  стремился познать себя, окружающий мир, явления, которые в нем происходят. 5 тысяч лет назад по наводнениям  Нила и восходу Сириуса Египтяне определили продолжительность года - 360 дней. Позже (около 2000 г. до н.э.) Вавилонцы выделяют календарный месяц и семидневную неделю. В 540 г. до н.э. Анаскимандром создается географическая карта и идея бесконечности Вселенной. Все эти достижения свидетельствуют о необходимости познания человеком закономерностей и адекватных знаний о действительности. Однако в современном понимании такую познавательную деятельность нельзя назвать наукой.

Рождением современной науки следует  считать XVI - XVII века. В ходе своего развития наука превращается в социальный институт, закрепляет за собой экспертизу, внедрение научных знаний и ответственность  за производство. Современную науку  можно охарактеризовать и как  особую сферу культуры.

Содержание науки как социального  института таково:

система научных знаний;

система отношений в науке;

научная деятельность;

научные учреждения и организации.

Данный процесс институциализации науки говорит о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. М., 2006. С. 234.:

совокупность знаний и их носителей;

наличие специфических познавательных целей и задач;

выполнение определенных функций;

наличие специфических средств  познания и учреждений;

выработка контроля, экспертизы и  оценки научных достижений;

существование определенных санкций.

Все это еще раз подчеркивает, что институты призваны рационально  упорядочить жизнедеятельность составляющих, общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами.

Наука как социальный институт зависит  от других социальных институтов, которые  обеспечивают необходимыми материальными  и социальными условиями для  ее развития. Исследователи раскрыли зависимость современной науки  от потребностей развития техники, социально - политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. А  также доказано, что современная  научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт.

В связи с этим возможны ограничения  исследовательской деятельности и  свободы научного поиска. Набор базовых  ценностей варьируется. Однако в  настоящее время ни один из научных  институтов не будет сохранять и воплощать в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения.

Наука как социальный институт берет  на себя функции распределения вознаграждений, обеспечивает признание результатов  научной деятельности, переводя, таким  образом, личные достижения ученого  в коллективное достояние.

Социология науки исследует  взаимоотношения института науки  с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в  различных социальных системах, динамику групповых взаимодействий формальных профессиональных и неформальных сообществ  ученых, а также конкретные социокультурные  условия развития науки в различных  типах обществ.

Проблеме институциональности уделяли внимание в своих работах западные мыслители. Каждый из них отмечал специфические характеристики института. Например, Вебер видел в институте способ включения индивидов в коллективную деятельность, участие в социальном действии.

 

1. Идейно-теоретические предпосылки  становления социологии М.Вебера

Немецкий ученый Макс Вебер (1864 - 1920) - один из классиков социологии, оказавший  наибольшее влияние на ее проблемы, модели, основные понятия и структуру. Образованный ученый, специалист во многих областях, таких как: политэкономия, право, философия, политология, религия, социология. Принятый на факультет права Вебер изучает также историю, экономику, философию и теологию. Принимает участие в жизни студенческой корпорации. Находясь в Восточной Пруссии вступает в союз социологической политики, куда входит группа представителей университетской интеллигенции самых разных убеждений. Все они интересуются социальными проблемами.

Вебер являлся профессором двух всемирно известных университетов (Фрайбургского и Гейдельбергского), автором всемирно известного исследования «Протестантская этика и дух капитализма» (1905г.). Главной задачей своих исследований Вебер считал проблему общезначимости наук о культуре.

Внимание ученого привлекает русская  революция, он изучает русский язык. Этой теме посвящается публикация второй части "Протестантская этика и  дух капитализма".

Вебер был активным участником конгресса  немецкой ассоциации социологов, где  занимал четкую позицию против расистской идеологии. Но из-за расхождения во взглядах по вопросу о "свободе  от оценки" вскоре покидает данную ассоциацию социологов.

На протяжении многих лет выполнял официальные миссии в Брюсселе, Вене, Будапеште. Вебер не жалел сил  для того, чтобы убедить германских руководителей избежать расширения войны, но в то же время настаивал  на ведущей роли Германии в мировой  политике и видел главную опасность  для неё в России.

Занимаясь проблемами социологии права, Вебер стремилсявыявить специфику «правового» по сравнению с «моральным». В работе"Хозяйство и общество" сформулировал понятие «правовойперсонал» - это специальные представители общества (руководитель, полицейский, судья), которые уполномочены наблюдать за соблюдением норм и применять санкции к их нарушителям. По Веберу, развитие права идет в направлении его рационализации, которая включает возрастающую специализацию и бюрократизацию персонала.

Труды Макса Вебера можно разделить  на несколько категорий:

1. Методологические исследования, критические и философские разработки. Такие труды касаются в основном  духа, объекта и методологии истории  и социологии. Они одновременно  научно-исследовательские и философские.

2. Работы сугубо исторического  характера: исследования о производственных  отношениях в сельском хозяйстве  античной эпохи, общая история экономики. Все эти работы посвящены некоторым специфическим проблемам Германии и современной Европы.

3. Социологические работы о религии,  содержащие в себе сравнительный  анализ наиболее значительных  религий. Веберпроанализировал взаимодействие экономических условий, факторов и религиозных убеждений.

4. Главный труд М. Вебера - это  трактат по общей социологии "Хозяйство  и общество". Работа опубликована  уже после смерти автора его  женой.

Творческое наследие Вебера обширно. Он внес вклад в теорию и методологию. Заложил основы отраслевых направлений  социологии: бюрократии, религии, города, труда.

Взгляды Вебера существенно различались  со взглядами Карла Маркса и Эмиля Дюркгейма. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу, Вебер превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.

Согласно Веберу только индивид  обладает мотивами, интересами и сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» - собирательные понятия. Мы говорим « о капитализме», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о  среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя и рабочего вообще не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним словом обозначить целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Вебер предложил изучать логику образования понятий, которыми оперирует  историк, ибо только выражение в  форме общезначимых понятий того, что постигнуто интуитивно, превращает субъективный мир представлений  в объективный мир науки.

«Идеальные типы» могут быть истолкованы как базисные научные  понятия. В совокупности они образуют в некотором смысле «модель» реальности. Для Вебера, который в основном придерживался номиналистических  позиций, идеально-типовые понятия, например, «экономический человек» не представляют характеристик реальности.

В соответствии с Риккертом, идеальный тип мыслится только в качестве формального «инструмента», который используется для упорядочивания бессмысленного многообразия реальности. Он высвечивает специфические аспекты предмета исследования и не имеет никакого нормативного значения. Идеальные типы не имеют ничего общего с «идеалами» в нормативном смысле.

Например, идеальный тип «харизматическое королевство» описывает тип королевства, которое никогда не будет найдено  в чистом виде в любом обществе. Это же относится к таким идеально-типовым  конструкциям, как «Ренессанс», «протестантская  этика», «дух капитализма», «целерациональное действие» и т.д. В этом отношении Вебер близок к Риккерту, хотя и корректирует его позицию. Ценностный анализ Риккерта, по мнению Вебера, рассматривая предметы, относит их к ценностям, находящимся за пределами исторического. Против этого и выступает Вебер.

Он подчеркивал, что объект идеальной  личности исторически обусловлен, и  считал, что если будут неизвестными общие условия множества нюансов  и выражений, то мысли, такие как  общественная среда, исторический период, состояние проблемы, окажутся непонятными.

Уточняя понятие ценности, Вебер  предлагает свой методологический инструмент, свою теоретическую конструкцию  в виде понятия «идеальный тип». Смысл данной мыслительной конструкции  Вебера объясняет П.П.Гайденко в предисловии к «Избранным произведениям» Вебера со ссылкой на его работы.

Идеальный тип есть «интерес эпохи», представленный в виде теоретической  конструкции. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как  теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет идеальный тип  «утопией».

Веберовский идеальный тип близок к идеальной модели, которой пользуется естествознание. Это подчеркивает и сам Вебер... «Вебер называет идеальный тип продуктом нашей фантазии... подчеркивая тем самым его внеэмпирическое происхождение. Именно благодаря своей отдаленности от эмпирической реальности, своему отличию от нее идеальный тип может служить как бы масштабом для соотнесения с ним этой последней»2Гайденко П.П. Социология Макса Вебера в кн.; Вебер М., Избранные произведения, М. 1990..

Используя данную теоретическую конструкцию  идеального типа, Вебер предпринимает  исторический, культурологический, религиозный, экономический анализ современного ему европейского капитализма в  работе «Протестантская этика и  дух капитализма». В этой работе он рассматривает европейский капитализм Нового времени, повышенную экономическую  активность, работоспособность людей, готовых ограничить личное потребление  ради расширения производства.

Вебер старается сформулировать, характеристики «идеального капитализма» и «идеального  производителя - капиталиста». Их он находит  в протестантских странах Англии, Германии, Голландии.

В странах же католической религии -- Италии, Франции, Испании -- промышленное производство развивается медленнее, и этот факт Вебер связывает с образовательными ориентациями и предпочтениями. «Католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий... В этих случаях, несомненно, налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности»Вебер М. Избранные произведения. Указ. соч..

Выдвинув гипотезу протестантского  характера европейского капитализма, Вебер создает идеальный тип  личности, которая формируется в  условиях обожествления труда и господства учения Кальвина с его жесткой программой самосовершенствования через труд, упорство и осуждение лени, праздности, расточительства.

Веберовская формула капитализма - это есть единство стремления к максимальной прибыли и рациональной дисциплине. Не созерцание, авантюры и военные походы, а наука и дисциплина -- вот ценности современного общества. Вебер подчеркивает в своей работе, что предметом его анализа является не Кальвин, а кальвинизм. И приводит краткое его изложение.

Информация о работе Наука как социальный институт