Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:41, курсовая работа
Цель КР: дать характеристику основным научным и организаторским достижениям Ю.А. Левады.
Задачи:
Рассмотреть основные направления научного творчества Ю.А. Левады.
Охарактеризовать научную и организаторскую деятельность ученого.
Выявить научное значение достижений социолога.
Теоретико-методологическая основа: «В воспоминаниях о Леваде прсматривается установка на формирование двух его образов: один — гржданин, моральный лидер, другой — ученый, руководитель известного в стране и за рубежом центра изучения общественного мнения. Концеция двух Левад не кажется мне продуктивной. Думается, что прежде всего Левада видел в себе социального философа, аналитика, а свою гражданскую позицию трактовал как базис, этическую основу профессиональной деятельности». - Докторов Б. Жизнь в поисках «настоящей правды»/ Памяти Юрия Александровича Левады / [сост. Т. В. Левада]. – М : Издатель Карпов Е.В., 2011.
Введение
Научная деятельность Ю.А. Левады до 1988 года…………………………..5
Организаторская деятельность Ю.А. Левады………………………………11
Исследовательские проекты ВЦИОМ(а) до 2003 года……………...11
Создание Аналитического центра и руководство его коллективом..14
Основные направления научного творчества Ю.А. Левады………………17
Заключение
Библиографический список
Всероссийский центр изучения общественного мнения, появившийся в 1987 году, именно так, годами зарабатывал свой имидж объективного исследовательского института. ВЦИОМ проводил знаменитые исследования «Человек советский», в 1993 году под руководством первого руководителя Центра, академика Татьяны Заславской была разработана и запущена центральная исследовательская программа «Мониторинг социально-экономических перемен».
С 1988 по 1992 Юрий Александрович Левада был руководителем отдела теоретических исследований созданного на волне перестройки Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) под руководством Татьяны Заславской. C 1992 по 2003 - генеральный директор ВЦИОМ. Под руководством Юрия Александровича Левады ВЦИОМ превратился в первую в Россию профессиональную фабрику опросов, стал наиболее авторитетной в нашей стране исследовательской организацией. С 1994 - главный редактор журнала «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения»10.
Когда Левада переходит работать во ВЦИОМ, где у него появляется практическая возможность связать общетеоретический анализ с оперативными данными об общественном мнении. На протяжении всей его деятельности этого периода Левада напряженно ищет новые методологические, теоретические и организационные стратегии, помогающие совместить узкие полстерской задачи с исследовательскими императивами теоретически фундированной социологии. Как подчеркивает Левада, ему постоянно приходилось принимать во внимание такую «особенность ВЦИОМ как его гибридность, сочетание черт опросной фирмы и академического аналитического центра».
В своих исследованиях динамики общественного мнения и социальных настроений, Левада исходит из того, что «каждая социальная система в каждый значимый период формирует, выдвигает некоторый специфический набор социально-антропологических типов», что такие «образования доступны надежному, верифицируемому исследованию», что «массовые опросы – если подходить к ним как к инструменту социологического знания, применяемого в определенных концептуальных и методологических рамках, – могут немало дать для решения теоретических и практических проблем». В главе о российской политической культуре, написанной Левадой для коллективного труда «Russian culture at the crossroads: Paradoxes of postcommunist consciousness» («Русская культура на перепутье: парадоксы посткоммунистического сознания»), Левада формулирует свою исходную теоретическую посылку об особенностях российского общества следующим образом:
«Прежние тоталитарные структуры и авторитарный менталитет отнюдь не разрушены; они продемонстрировали замечательную приспособляемость и готовность к социальной мимикрии. Лояльность к антидемократической политике проявляют средства массовой информации, и прежние стереотипы все еще доминируют в общественном мнении. Основания для устойчивости старых установок следует искать в российской политической традиции, национальной гражданской культуре, которая была сохранена и усилена советским режимом. Авторитаризм, подкрепленный насилием и всеобъемлющим патернализмом, практически всеобщее игнорирование правовых норм и процедур, нетерпимость к инакомыслию являются наиболее отличительными чертами российской гражданской культуры»11.
Двадцатилетний опыт исследования общественного мнения Левадой и его коллективом дал богатейший материал, который еще предстоит полностью осмыслить. Многое здесь остается предметом споров, конфликтующих интерпретаций. Левада первым готов указать на методологические и теоретические недостатки работы его центра, на то, что « учиться понимать значение получаемого материала приходилось – да и сейчас приходится – на ходу, в процессе работы» и что «парадоксы, которые постоянно предстают перед исследователями при работе с принципиально противоречивыми сериями данных, вынуждают искать более сложные модели изучаемого предмета».
Однако в 2003 году всё изменилось.
ВЦИОМ был принудительно
Юрий Левада и ряд его
единомышленников создали компанию
«ВЦИОМ-А», которая позже из-за давления
Федеральной антимонопольной
«При Леваде начался застой в научной сфере, при нём были незаслуженно забыты исследования социальной ситуации в стране, проблемы бедности, безработицы, занятости, рынка труда, эмиграции», - постыдно объяснил увольнение великого социолога новый директор ВЦИОМа политолог Валерий Фёдоров.
Татьяна Заславская прокомментировала тогда изменения в руководстве ВЦИОМа так: «Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд».
Левада-Центр — российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования и является одной из крупнейших российских организаций в своей области. Центр носит имя своего создателя Ю. А. Левады.
История Левада-Центра:
1987-2003 годы: коллектив Левада-Центра начал складываться с 1987 года в рамках Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Первым руководителем центра стала академик Татьяна Заславская. Благодаря усилиям ее заместителя Бориса Грушина в 1987-1988 была развернута сеть социологических центров в республиках СССР и регионах России. Это позволило в ноябре 1988 года провести первые массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны, в следующем году исследования велись уже на систематической основе. В 1988 году в центр пришел работать Юрий Александрович Левада (1930-2006), который в 1992 году сменил Татьяну Заславскую на посту руководителя организации. С начала 90-х годов центр работал на самообеспечении, не получая финансирования из государственного бюджета.
В августе 2003 года Министерство имущественных отношений РФ приняло решение об изменении статуса центра, что привело к смене руководства центра. Исследовательский коллектив, несогласный с произведенными изменениями, в полном составе покинули организацию, создав «Аналитическую службу ВЦИОМ» (ВЦИОМ-А). Однако по решению суда название было изменено и сегодня организация продолжает работу под названием «Аналитический Центр Юрия Левады» (Левада-Центр).
Первым директором Левада-Центра был Юрий Левада. В декабре 2006 года на эту должность был избран социолог, доктор философских наук Лев Гудков. Центр в полном объеме продолжает исследовательские проекты, начатые в 90-е годы, а также проводит новые исследования российского общества.
Сотрудники центра продолжают программы исследований, разработанные ими в рамках ВЦИОМ. Издают журнал «Вестник общественного мнения». С 1993 по 2003 год редакторский коллектив «Вестника» создал и издавал журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» — по названию одной из основных исследовательских программ, разработанных под руководством академика Татьяны Заславской.
Центр поддерживает партнёрские
связи с региональными
Ведущие сотрудники Левада-Центра —
постоянные участники конференций и круглых
столов фонда «Либеральная
миссия», Московского Центра Карнеги, Горбачёв-Фонда , общества «Мемориал», публичных лекций
«Полит.ру», Московской высшей
школы социальных и экономических наук и «Интерцентра» (симпозиум «Пути России»), общественного
центра им. А. Д. Сахарова, Ходорковских чтений, международных конференций и симпозиумов.
Статьи, интервью и комментарии экспертов
центра регулярно появляются в отечественных
и зарубежных СМИ: Коммерсантъ, Ведомости, Н
Левада-Центр включен в список независимых аналитических центров Европы, представленный Freedom House. Данные Левада-Центра были использованы при составлении The Economist Special Report on Russia. Совместно с Левада-Центром на Радио Свобода еженедельно выходит передача «Общественное мнение: граждане России у микрофона Радио Свобода»13.
Левада занимает ведущее положение в российской социологии второй половины 20-го и начала 21-го веков. Согласно Льву Гудкову, возглавившему Левада-центр после смерти своего учителя и коллеги, Юрий Александрович является «наиболее ярким и даже самым крупным социологом в российской социологии. В этом сходились и те, кого он удостаивал своего уважения, и те, кому бы он никогда не подал руки». Алексей Левинсон один из ближайших сотрудников Левады, утверждает, что «Юрий Левада – основоположник современной отечественной социологии». Борис Дубин, многолетний соратник Левады, развивает мысль об особом вкладе Левады в отечественную социологию: «Он был теоретиком, что называется, от бога: его считанные, но так и не прочитанные научным сообществом статьи как будто бы немого десятилетия 1974-1984 гг. в конспективном наброске представляют единственный на тот момент в России, да и по сей день, теоретический проект социологии как самостоятельной дисциплины».
Коллеги по цеху, не имевшие повседневного опыта работы с ним, подтверждают статус Левады-ученого. По словам Владимира Паниотто, Левада был одним из «отцов основателей социологии в СССР». «По моему глубокому убеждению, он был самым теоретически образованным и талантливым человеком в нашей когорте», отмечает Игорь Кон. Владимир Ядов вторит этому суждению: «Его компетентность в области теории, вероятно, не уступала познаниям моего близкого друга Игоря Кона. Но различие заключалось в том, что Игорь – историк, для которого труды Дюркгейма или Парсонса были предметом изучения, а Левада относился к теоретическим концепциям как к исследовательскому инструментарию». Отмечая его «высочайший авторитет в нашем профессиональном сообществе», Борис Докторов ставит Леваду в один ряд с самыми известными именами в российской социологической науке, «назову здесь лишь Татьяну Заславскую и одного из друзей Левады еще со студенческих лет Бориса Грушина».
Общие оценки обрастают конкретными деталями. Так мы узнаем, что Левада «читал первый в Советском Союзе курс лекций по социологии»14, что он «великолепный лектор», что он «открывал поразительное окно в мир», что его отличали «высочайшая культура мысли и речи». Левадой «была привнесена в эту область высокая культура социального философа и феноменолога». «Не цифры были важны – важно было суждение Левады по поводу этих цифр». В научном плане Левада – явление не только национальное. Под его влиянием, утверждает Дубин, «оформилась разновидность социологии, которой, кажется, нет аналогов ни у нас в стране, ни за рубежом».
В своих воспоминаниях о Леваде Игорь Кон обращает внимание на близость профессиональных интересов и отношения к делу у него и Левады: «Интеллектуально нас сближали общие теоретические интересы, в том числе – к западной социологии. Большинство наших коллег-социологов читали преимущественно то, что относилось к сфере их узких профессиональных занятий, Леваду же интересовали общие, в том числе междисциплинарные, тенденции. Кажется, он был единственным московским социологом, который регулярно посещал выставку новых поступлений в ИНИОН». Тот, кто знает взгляды Кона на необходимость свободно ориентироваться в новейшей отечественной и иностранной литературе, оценит этот жест по поводу профессионализма Левады.
В российской прессе
появилось множество
Левада хотел выйти на эмпирическое изучение проблем современного общества, и развитие социологии и конкретных социальных исследований в стране которые открывали в этом отношении заманчивую перспективу.
Заключение
Нельзя не оценить огромный вклад Юрия Александровича Левады в становление и развитие всей российской отечественной социологии. Этот человек был великим теоретиком, первым написавшим сборник лекций по социологии, который сам и читал. Им был сформулирован ряд общих подходов к социологическому исследованию культуры, показано, как обществом, человеком воспринимаются сложные явления окружающего мира, и описан механизм становления управляющей общественной системы. Попыткам отделить социологию от других наук сопутствовали идеи Левады о необходимости изучения реального человеческого поведения, что началось уже с левадовского семинара.
Именно под руководством Юрия Александровича Левады ВЦИОМ превратился в первую в Россию профессиональную фабрику опросов, стал наиболее авторитетной в нашей стране исследовательской организацией.
Левада прекрасно связывал общетеоретический анализ общественных процессов с оперативными данными об общественном мнении. ННа протяжении всего жизненного пути этот ведущий социолог искал новые методологические, теоретические и организационные стратегии, которые и помогали совместить узкие полстерской задачи с исследовательскими императивами теоретически фундированной социологии.
Информация о работе Научная и организаторская деятельность Ю.А. Левады