Насилие в семье. Понятие и виды насилия. Насилие в отношении женщин и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель:рассмотреть возможности социальной работы в помощи семье с насилием.
Задачи:
• Проанализировать феномен домашнего насилия
• Рассмотреть семью как объект социальной работы
• Выделить методы работы с семьями, имеющими различные типы насилия.
• Рассмотреть возможности психологической помощи жертвам насилия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Понятие и виды насилия 5
1.2. Семья с насилием в отношении женщин и детей 9
2. Социальная работа как фактор стабилизации семьи 14
2.1. Семья как субъект и объект социальной помощи 14
2.2. Психологическая помощь при нарушении супружеских, семейных и родительско-детских отношений. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Насилие в семье.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

Часто женщинам, подвергающимся насилию бывает нелегко навсегда покинуть дом по различным социальным и экономическим причинам, в том  числе из-за ответственности за судьбу детей.15

 Семья с насилием  в отношении детей.

Выше речь шла преимущественно  о насилии мужей в отношении  жен. Но особого обсуждения заслуживает  тема насилия над детьми.

По оценкам Г.М. Миньковского, в нашей стране лишь о 7% случаев  жестокого обращения с детьми становится известно правоохранительным органам. При этом учителя и воспитатели  детских садов в 8-10 раз лучше  осведомлены об этом, чем сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних.

В целом в настоящее  время насилие над ребенком понимается достаточно широко.

Насилие над ребенком- любой  акт действия или бездействия  индивидов, социальных институтов или  общества в целом, а также любые  условия, возникшие впоследствии таких  действий, которые лишают ребенка  равных с остальными прав и свобод и/или мешают его оптимальному развитию.16

К жестокому обращению  с детьми относят:

  • Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, укусов и с использованием различных предметов в качестве орудий изуверства.
  • Сексуальное насилие – использование ребенка взрослым для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
  • Пренебрежение интересам и нуждам ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей. Типичным примером пренебрежительно отношения к детям является оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.17

Дети, пережившие насилие  в семье, сталкиваются с различными эмоциональными, когнитивными и социальными  трудностями.

Как правило, что не существует ни одного вида поведения, который был бы присущ всем детям, пережившим насилие. Такие трудности, как повышенная агрессивность, проблемы в отношении со сверстниками, ограниченное социальное познание, дефицит эмпатии, депрессия и слабый уровень решения когнитивных задач, могут быть связаны не только с опытом жертвы насилия, но и другими негативными факторами среды. Также к этому перечню форм поведения добавляются проблемы в общении, слабую успеваемость в школе и неспособность к обучению у таких детей.

Особого внимания заслуживает  тема сексуального насилия над детьми в семье.

Сексуальное насилие с  равной вероятностью происходит в различных  социальных группах и не связано  с расой, социальным положением, культурой, религией или регионом проживания. Мужчины, использующие насилие в собственной семье, с большей вероятностью прибегают к нему и вне ее. Нет четкой связи между использованием насилия в семье и сексуальным насилием. Однако многие дети- жертвы вспоминают, что их отец избивал мать.18

Анализ последствий сексуального насилия над детьми нередко в  значительном количестве работ, начиная  с З. Фрейда, был основан на изучении отдельных клинических случаев, репрезентативность которых неясна. Однако, так или иначе, были зафиксированы  следующие симптомы у детей, подвергшихся сексуальному насилию: депрессия, чувство  вины, трудности в обучении, сексуальная  неразборчивость, побеги из дома, соматические жалобы, приступы истерии, фобии, ночные кошмары, саморазрушающее (вплоть до суицида) поведение.19

Насилие родителей над  детьми тесно связано с другими  показателями качественного воспроизводства  в семье  (пьянство, образование, возможно,- правопослушность родителей), а также обеспечения материальных средств для поддержания жизни(бедность).20

Таким образом, насилие в семье в отношении детей и женщин это проблема, о которой очень важно говорить, так как никто не должен подвергаться насилию и другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Важно вовремя помочь семье и оказать ей всестороннюю помощь и поддержку.

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЬИ

2.1. Семья как субъект и объект социальной помощи

Единственное, что представляет действительную ценность в этом мире – это семья. Только семья дает нам силы и уверенность в себе, помогает постигать уроки, которые  преподносит нам жизнь, учит моральным  ценностям. Становление будущей  личности во многом зависит от того, в какой среде она воспитывается, какие окружают ее люди, какие между  ними существуют отношения. Семья является миниатюрной моделью общества, где  все роли распределены, и от мастерства исполнения каждой роли зависит дальнейшая жизнь маленького человека, постоянно  наблюдающего за развитием «семейного сюжета»21

В основе семьи лежат функции  защиты и удовлетворения потребностей, ведь изначально в понятие «семья»  входили представления о питании  или кормлении, утолении голода, а  также обучение подрастающего поколения  каким-либо необходимым жизненным  навыкам. Семья является самой первой защитной средой новорожденного, благоприятным  микроклиматом, в котором будет  происходить рост и развитие ребенка. Однако она же может стать фактором жизненных кризисов, причиной лишений  и ущемления. Так, внутрисемейные конфликты, ссоры между родителями могут  вызвать у детей болезненные  психические реакции, провоцировать  суицидные попытки и даже самоубийство.

В случае насилия внутри семьи, сама семья является объектом социальной помощи, так как не способна справится с проблемой самостоятельно и нуждается в поддержке социальных служб.

Субъектом же являются социальные службы, которые помогают семье справится со сложной жизненной ситуацией, связанной с насилием.

Одним из важных и ответственных  направлений работы органов социальной защиты населения является работа с семьей.

Являясь субъектами, социальные службы должны руководствоваться такими принципами как:

  • уважение прав всех членов семьи, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
  • соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия;
  • обоснование использование власти и контроля;
  • учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска.

Семья на протяжении всей своей  истории заботилась о благосостоянии своих членов, т.е. играла роль субъекта социальной помощи. Будучи субъектом  социальной помощи, семья нуждается  в поддержке, без которой ей сложно восстановить нарушенные функции.22

Основными субъектами психосоциальной  работы с жертвами насилия в семье являются центры социального обслуживания населения, которые призваны решать те или иные задачи, проблемы, помощи семье с насилием.

Как правило, семья выступает как специальный объект социального взаимодействия, где усилия направляются на нейтрализацию ее отрицательных влияний на детей, перестройку внутрисемейных отношений, создание основ формирования социально значимых ценностей. В целом ряде случаев нельзя ждать, когда сама семья добровольно и сознательно займется преодолением собственных трудностей, так как кризисы и противоречия, будучи затяжными, могут не осознаваться как опасные.

В России функционирует комплекс кризисных центров и отделений  социально-реабилитационных центров, куда жертвы насилия могут обратится за помощью.

Женщины, столкнувшиеся с  проблемой домашнего насилия, имеют  возможность лично обратиться за помощью.

Следующим этапом работы по данной проблеме, является оказание комплексной  помощи жертвам домашнего насилия. Эта помощь отличается своей многофункциональностью, предполагающей взаимодействие специалистов кризисного отделения различного профиля: психолога, специалистов по социальной работе, психотерапевта, юриста.

Главной целью вмешательства  специалистов в сложившуюся ситуацию заключается в том, чтобы предоставить всю необходимую информацию и  поддержку для того, чтобы жертва насилия приняла свое собственное  решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять  агрессору, помочь раскрыть свой собственный  потенциал.

Делая вывод хочу отметить, что реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать, семье преодолевать трудности, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

 

2.2. Психологическая  помощь при нарушении супружеских,  семейных и родительско-детских   отношений.

Большое значение в борьбе с насилием имеет предупредительная и профилактическая деятельность органов социального обслуживания населения.

Помощь пострадавшим от насилия  в семье призваны оказывать не только правоохранительные органы, но и социальные службы.  Одно из направлений деятельности социальных служб заключается в оказании определенной помощи гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, от жестокого обращения в семье, к ним можно отнести:

  • предоставление приюта, убежища,
  • консультативная помощь,
  • реабилитационные услуги

Наиболее распространенной формой оказания помощи жертвам домашнего  насилия стали кризисные центры.

Целью создания таких центров  является оказание психологической, юридической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся в кризисном и  опасном для физического и  душевного здоровья состоянии и  подвергшимся психофизическому насилию.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные  семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к  среднесрочным программам помощи, ориентированным  на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между  родителями и детьми, взаимоотношений  всех указанных членов семьи с  окружающими.

Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.23

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье  – одна из важнейших задач социального  работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или  не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических  ограничений или по иным объективным  причинам. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не остается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, проблемы с едой, беспокойный сон, ночное недержание мочи.24

Для минимизации психологических  последствий пережитого насилия  недостаточно того, чтобы ребенка  только перестали бить, важно оказывать  психологическую помощь для отработки  травматических переживаний.

Можно выделить несколько  существенных составляющих такой работы:

    • Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт. Ребенок, подвергавшийся или подвергающийся физическому насилию дома, может как искать помощи у других взрослых, так и избегать воздействия с ними, испытывая недоверие к возможностям окружающих защитить его, боясь ухудшить положение других членов семьи, стыдясь происходящего, опасаясь того, что специалист тоже может обвинить его, например, в плохом поведении.
    • Помощь в реагировании. Физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности, боль, обиду, страх, гнев и вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один с этими переживаниями и мог отреагировать свои чувства, он должен иметь возможность рассказать о ситуации насилия. При этом многие дети могут испытывать сложности, вязанные с амбивалентным отношением к члену семьи, со стороны которого они переживали или переживают насилие, чувство вины за собственные поступки в тех или иных ситуациях и т.п.
    • Многие дети оценивают физическое насилие с позиции родителей («справедливо - несправедливо», «виноват – не виноват»), поэтому очень важно четко озвучить позицию специалиста по отношению к актам физического насилия. При этом нужно учитывать, что дети склонны идентифицировать себя с родителями и резкая критика поведения последних может привести к нарушению контакта с ребенком. Поэтому однозначное высказывание неприятия физического насилия должно сопровождаться взвешенными оценками самих родителей.25

Информация о работе Насилие в семье. Понятие и виды насилия. Насилие в отношении женщин и детей