Наркомания, как вид девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

Девиантное поведение или, иначе говоря, нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и всё больше стало привлекать внимание социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Глава 1. Понятие «Негативная девиация»…………………………………4
3.Глава 2. Наркомания как вид девиантного поведения……………………7
4.Глава 3. Особенности наркомании в современном российском
обществе…………………………………………………………………..9-11
5.Заключение………………………………………………………………….12
6.Список литературы…………………………………………………………13
7.Практическое задание 1…………………………………………………14-16
8.Практическое задание 2…………………………………………………17-20

Файлы: 1 файл

Социология - контрольная.docx

— 75.18 Кб (Скачать)

       Существенным  фактором, влияющим на употребление  молодежью наркотических веществ,  является социальная неудовлетворенность  жизнью и желание отвлечься  от нее. Этот мотив и является  основным для молодых людей,  потерявших в месяцы текущего  социально-экономического кризиса  работу и начавших активно  потреблять различные психотропные  вещества с целью ухода от  реально значимых житейских проблем  в мир наркотиков.

       Огромные  деньги тратятся на распространение  наркотиков - с одной стороны и  на лечение наркоманов и борьбу  с наркотиками - с другой.

      Все меры, которые применяются в сфере  борьбы с наркотиками, такие  как пропаганда здорового образа  жизни, медицина (борется с физической  зависимостью), религии (спасают  души) пока не приносят желаемого  результата, число наркозависимых  неуклонно растет. Интересно, что  в последнее время выросло  количество потребления наркотиков  в религиозных заведениях.

     Проблема наркомании  касается всех. Не надо думать, что вас она не коснется, не  надо закрывать на нее глаза.  Если проблема наркомании обойдет  лично вас стороной, то нет  гарантий, что вы не станете  жертвой наркомана-грабителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Итак, я выяснила, что девиантное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Можно также сказать, девиантность  - это состояние, когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

       Наркомания  является одним из видов девиантного  поведения и требует особого  внимания, так как представляет  собой одну из самых тяжёлых  социальных проблем. И, действительно,  в России с катастрофической  быстротой увеличивается количество  наркоманов. Уже сейчас наша страна  входит в пятерку крупнейших  производителей и экспортеров  синтетических наркотиков и стала  крупнейшим посредником при переправке  наркотиков на рынки Западной  Европы

      Почему  наркомания опасна? Ответ прост.  Это явление воплощает собой  деяния против общества, которые  обусловлены болезненной зависимостью  человеческого организма от постоянного  приема наркотических средств.  Наркотики приносят вред прежде  всего здоровью наркомана. Наркомания  ведет к крайнему истощению  организма, значительной потере  массы тела и упадку физических  сил. Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальнейшей эскалации проблемы наркомании возлагается на упреждающие меры.

Задачи массовой профилактики — это соблюдение и  развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникновения и развития заболеваний путем воздействия на неблагоприятные факторы окружающей среды и вредные привычки; предупреждение утяжеления заболевания; восстановление трудоспособности. Чем лучше социальная среда, окружающая человека, тем лучше общество, тем меньше социальных проблем в стране.

Список литературы

1. Киреева О.П. Социология  в вопросах и ответах : учеб. пособие / О.П. Киреева. – М. : КноРус, 2006. – 264 с.

2. Радугин А.А. Социология : курс лекций / А.А. Радугин, К.А.  Радугин. – М. : Центр, 1999. – 157 с.

3. Социология : конспект лекций / сост. И.Г. Широкова. – М. : Издательство  «ПРИОР», 2000. – 92 с.

4. Фролов С.С. Социология : учебник для высших учебных  заведений / С. С. Фролов. – М., 2000. – 343 с.

5. Адлер А. Практика  и теория индивидуальной психологии/ Пер. с нем.- М., 1995

6. Ассаджиоли Р. Духовное  развитие и его кризисы/ Психология  человеческих проблем.- Минск, 1998

7. Гилинский Я.И., Афанасьев  В.С. Социология девиантного поведения.- СПб., 1993

8. Знановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).-М., 2001

9. Клейберг Ю.А. Психология  девиантного поведения: Учебное  пособие для вузов. -М., 2001.

10. Кондрашенко В.Т. Девиантное  поведение подростков: социально-  психологические и психиатрические  аспекты.- Минск, 1988.

 

 

 

 

Практическое  задание:

 

1. Специалисты  утверждают, что человек, который  впервые попробовал наркотики  после 20 лет, к 30 годам становится  законченным наркоманом, но сохраняется  как личность. А ребенок, который  начал "колоться" в 13 лет,  к 23 годам как личность абсолютно  деградирует. Почему? Объясните с  помощью теории социализации.

Под социализацией понимают процесс становления человека в  системе социальных отношений как  компонента этой системы, то есть человек  становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов  культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Человеческое поведение, с позиций этой теории, генетически  не является предопределенным. Человек  в момент рождения еще только потенциальный  «кандидат в человека» (А. Пьерон). Это связано с тем, что видовой  опыт человека зафиксирован во внешней  форме — во всей совокупности предметов  материальной и духовной культуры. И каждый индивид может стать  достойным представителем рода человеческого, только если он усвоит и воспроизведет  в себе этот опыт. Усвоение или присвоение общественно-исторического и культурного  опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза. Отсюда обучение и  воспитание — это общественно  выработанные способы передачи человеческого  опыта, которые обеспечивают облигатное и факультативное развитие человека. Воспользуемся для разбора вышесказанного схемой 1, предложенной Ю.Б. Гиппенрейтер.   В верхней части схемы (1) обозначены наследственные предпосылки поведения. В нижней части — индивидуальный опыт, приобретенный в результате онтогенетического развития (2).

Обозначения:

1 — генетические предпосылки  развития психики (поведения)  индивида;

2 — результаты онтогенетического  развития индивида;

3 — процесс реализации  генетических предпосылок; 

4 — видовой (культурно-исторический) опыт человечества;

5 — процесс присвоения  видового опыта человечества  ребенком;

6 — взрослый, опосредствующий  процесс онтогенетического развития  ребенка. 

 

Схема 1. Видовой опыт и  его воспроизведение в индивидуальном развитии человека

У человека наследственные органические предпосылки (1) имеют  следующие отличительные особенности.

Во-первых, они жестко не детерминируют будущее поведение: многие инстинкты у человека в  результате общественной истории оказались  расшатаны и стерты. Во-вторых, в  генетических структурах мозга не смог зафиксироваться относительно молодой  собственно человеческий видовой опыт, т. е. достижения его культурной истории. В-третьих, мозг человека отличается чрезвычайной пластичностью, особой способностью к  прижизненному формированию функциональных систем.

Все перечисленное составляет условие для безграничного развития специфически человеческих способностей и функций. Но это лишь условия  — потенциальная, биологически обеспеченная возможность (пунктирные стрелки 3).

Чтобы такая возможность  реализовалась, необходимо усвоение общественно-исторического  опыта, представленного во внешней  форме. Блок 4 обозначает всю совокупность видового опыта человечества. Он имеет  свою специфику по способу передачи и способу фиксации. Фиксация опыта — это процесс «опредмечивания» человеческих деятельностей, а передача его — процесс «распредмечивания» опыта при усвоении индивидом. Процесс усвоения человеческого видового опыта (стрелки 5) происходит в индивидуальной жизни ребенка, в его практической деятельности, которая обязательно опосредована взрослым (6). Двоякая направленность стрелок 5 отражает одновременно активность ребенка по отношению к осваиваемому миру и воспитательную активность общества (взрослого), направленную на ребенка.

Дальнейший путь формирования конкретных психологических функций  и способностей человека известен по концепции Л.С. Выготского. С его  позиций, «... всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену  дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Из всего изложенного  можно сделать вывод, что у  ребенка, начавшегося употреблять  наркотики в 13 лет, замедляется процесс  развития и социализации в целом  и к 23 годам он себя не чувствует  личностью как его сверстники, у ребенка недостаточно жизненного опыта в здоровом обществе для  дальнейшей жизнедеятельности. Такой  человек ничего не добился и отсюда формирование новых комплексов и  разочарований – меньше шансов отказаться от девиантного поведения (практически  равны нулю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида социализации. Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания наркомании.

Девиантная карьера (deviant career) - процесс, в котором индивидуум приходит к принятию девиантного «самоотождествления» и зачастую к идентификации с девиантной субкультурой. Понятие связано с теорией стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения), указывающей на тот факт, что люди не рождаются девиантными, а начинают считать себя таковыми лишь в процессе общественной реакции.

Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут  поладить друг с другом, так как  расходятся в своих интересах  и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность  выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной  жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей  этих норм. Их интересует процесс, в  результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать  свое поведение как девиантное.

Приверженцы теории стигматизации  Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай  Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

Во-вторых, всем людям свойственно  девиантное поведение, связанное с  нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить  на нормальных и имеющих какие-то патологии. Например, некоторые превышают скорость езды, совершают кражи в магазинах, мошенничают с выполнением домашнего задания, скрывают доходы от налоговой инспекции, напиваются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права частной собственности или без спроса раскатывают в машине своего приятеля. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей рассматриваться  как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким  правилам предпочтет строго следовать  общество, в каких ситуациях и  в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил  права частной собственности  и т.п., осуждают. Так, в США чернокожих могут осудить за поступки, позволительные для белых; а женщин – за поступки, позволительные для мужчин; некоторых  могут осудить за те же поступки, что безнаказанно совершают их друзья; поведение отдельных людей может  быть осуждено как девиантное, хотя оно не нарушает никаких норм, просто потому, что огульно обвинили в  таких поступках, каких они, возможно, никогда не совершали (например, человек выглядит «женоподобным» и на него навешивается ярлык гомосексуалиста). Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет.

В-четвертых, навешивание  ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей. Оно создает условия, ведущие  к вторичной девиации – девиантному  поведению, вырабатывающемуся у  индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое  новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны  законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, «чокнутым», фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера («человека не нашего круга»). Подобный «главный» статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

В-пятых, те, кто получил  клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что законопослушные граждане осуждают их и не хотят «иметь с ними дела»; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых случаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизированных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре – это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу укрепляет у индивида представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жизненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением.

Итак, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается  как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.

Таким образом, согласно теории стигматизации, человек попробовавший  наркотики один раз может пойти  по двум жизненным путям. Первый: его  поймут и не осудят, близкие поддержат  и помогут преодолеть жизненные  проблемы. Второй: общество узнает о  наркотиках, будет осуждать за нарушение  общественных норм; навесит клеймо «наркоман»; человек потеряет работу, окружающие перестанут иметь с таким  человеком общие дела, тем самым  подтолкут на общение с наркоманами (вторичная девиация), т.е. с теми людьми, которые его понимают и  в дальнейшем укрепит связи с  данной субкультурой, потому что ослабеет связь с законопослушными гражданами.

Информация о работе Наркомания, как вид девиантного поведения