Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:31, контрольная работа
В широком смысле (макросреда) - это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность (группа, человек): общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В более узком смысле - это непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей; семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера.
дится по ту сторону этой изгороди
2
. Исследователи сходятся в
определении стереотипизации как процесса приписывания инди-
видам характеристик на основании их групповой принадлежно-
сти, а стереотипов — как набора представлений о характеристи-
ках (атрибутах) группы людей
3
. Среди стереотипов различных
видов стереотипы этнические (разделяемые схематизированные
образы этнических групп) и гендерные (образы мужественности
и женственности) занимают особое место по причине чрезвычай-
ной значимости для человека его гендерной и национальной
идентичности. Что касается гендерных стереотипов, следует учи-
тывать и то, что представления о мужском и женском укорене-
ны в каждой национальной культуре, следствием чего является
восприятие различий полов как естественных и безупречно ле-
гитимных.
ыстраивания исследуемого стереотипа.
Во-первых, о социальном стереотипе в точном значении
этого термина можно говорить лишь в том случае, если он разде-
ляется внутри стереотипизирующей социальной общности
5
.
Во-вторых, стереотип — это упрощенный способ репрезен-
тации Другого: несколько характеристик «сплющиваются» в од-
ну, весьма упрощенную, фигуру, которая и призвана репрезенти-
ровать сущность всей группы. При этом имеет место гомогениза-
ция Другого; он представлен как нечто однородное; «…стерео-
типизация есть способ мышления, который не признает возмож-
ных различий между членами стереотипизируемой группы и не
допускает исключений из общих правил»
6
.
В-третьих, следует учитывать, что стереотип проводит же-
сткую грань между свойствами Своих и Чужих; нередко различия
между свойствами представителей двух групп превращаются в
противоположности
7
. Врагу как крайнему случаю Чужого — в
силу закономерностей бинарной логики — атрибутируются ха-
рактеристики, противоположные тем, которые наиболее значимы
для коллективной идентичности.
В-четвертых, эти противоположности не являются аксиоло-
гически нейтральными: то, что характерно для своих, получает
позитивную оценку, то, что приписывается Другим, — как пра-
вило, негативную.
Борьба и конкуренция на международной
арене осуществляются в том числе и с помощью стереотипных
образов Чужих. Эти стереотипы могут быть далеки от реально-
сти, а могут и соответствовать истине. Однако, изучая представ-
ление российских респондентов о том, каковы они, американцы,
мы должны иметь в виду, что это и взгляд на то, каковы русские.
Если рассматривать стереотипы американцев и американ-
ских ценностей, присущие жителям города Иванова, то можно
констатировать, что они носят негативный характер на фоне по-
зитивной стереотипизации русских. Наконец, отметим, что кар-
тина практически не отличается от общероссийской, несмотря на заявления ряда политологов о том, что антиамериканизм — удел
политической элиты, в российской же глубинке народ озабочен
скорее проблемами выживания.
Информация о работе Национально-этнические взаимоотношения в регионе и их участие в развитии региона