Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:31, контрольная работа
В широком смысле (макросреда) - это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность (группа, человек): общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В более узком смысле - это непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей; семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РГТУ)
Кафедра гуманитарных и правовых дисциплин
Учебная дисциплина. Региональная социология
Контрольная работа
Выполнил: студент Минченко Е. Е. 2курса заочной (сокращенной) формы обучения по специальности Менеджмент на предприятиях туризма
Студентка Белова З. А. 2курса заочной (сокращенной) формы обучения по специальности Менеджмент на предприятиях туризма
Проверила: д.ф.н., доцент Арефьева Нина Тимофеевна
Иваново 2012
Национально-этнические взаимоотношения в регионе и их участие в развитии региона
Этническая среда является
производным понятием социальной среды:
в центре ее внимания находятся социально-этническая
общность, социально-этническая группа,
человек той или иной социально-этнической
группы, общности. Исходя из этого этническая
среда - это окружающие человека (слой,
группу, общность) общественные, материальные
и духовные условия существования,
формирования и деятельности. В широком
смысле (макросреда) - это общественно-политическая
система в целом, в которой
функционирует (действует, развивается)
социально-этническая общность (группа,
человек): общественное разделение труда,
способ (способы) производства, совокупность
общественных отношений и институтов,
общественное сознание, культура данного
общества (сообщества). В более узком
смысле - это непосредственное окружение
социально-этнической общности, группы,
слоя, отдельных их представителей;
семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые
и поселенческие коллективы, разнообразные
группы людей социального и социально-
На современном этапе
чаще всего пользуются терминами
«межнациональные» и «
Конечно, в современном мире главной социально-этической общностью является нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народности. Это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа.
Однако народность - одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью, - не исчезла с лица земли. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытнообщинных отношений. Если характерной чертой, сущностью родоплеменных объединений являлись кровнородственные связи, то для народности - территориальные, а для нации - экономические. Народность присуща, прежде всего, периодам рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, народность превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию.
Более того. Несмотря на то,
что древняя форма социально-
Это не удивительно. Вдумаемся
в определение названных
Это несоциальное единение
людей, их сцементированность предопределила
необходимость использования
Такая устойчивая совокупность людей при всей важности социальных ее характеристик, подчеркнем это еще раз, всегда стремится сохранить свое этническое единство (хотя, безусловно, нельзя здесь отрицать и моменты сближения народов, их интеграции, в том числе в этой сфере, что, естественно, не тождественно состоянию «Иванов, родства не помнящих»). Это касается не только целого этноса, но и этнических групп как части этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т.д.). Этнические группы могут находиться как в компактном, так и в дисперсном (рассеянном) состоянии.
В литературе, особенно при рассмотрении проблем социальной работы в этнической среде, используются также и такие понятия, как «национальные меньшинства» (точнее, социально-этнические «меньшинства», группы). Под ними подразумеваются национальные (социально-этнические) группы, проживающие за пределами территории своей нации - например, живущие в России украинцы (более 4 млн. человек), белорусы (более 1 млн.), немцы (по состоянию на конец 1989 г. - более 840 тыс.), казахи (свыше 635 тыс.), армяне (более 500 тыс. человек).
В составе этих групп выделяют несколько категорий (диаспор):
• внутренняя диаспора (проживает вне своих республик - коми, карелы, алтайцы, чуваши, осетины и др.);
• ближняя диаспора, представленная социально-этническими группами в России, историческая родина которых - бывшие советские республики;
• дальняя диаспора, исторической родиной которой являются государства дальнего зарубежья (болгары, греки, немцы, корейцы, поляки и др.);
• диаспора, не имеющая национально-
Особой является российская диаспора в новых постсоветских государствах, представленная как этническим русским, так и русскоязычным населением, насчитывающая около 25 млн. человек.
Специфическими являются этнографические группы в составе той или иной социально-этнической общности (нации, народности). Они отличаются от основной массы населения особенностью культуры, языка (говором, диалектами или наречиями).
Следует обратить внимание на условность определения «меньшинства», поскольку они по своей численности превосходят многие так называемые коренные народы России - к примеру, численность бурят, осетин, ингушей, тувинцев, карелов составляет от 400 тыс. до 120 тыс. человек.
Национальные меньшинства образуются в результате как миграции (добровольной или вынужденной), так и депортации целых народов. В России (СССР) это имело место в отношении немцев Поволжья, греков, корейцев, чеченцев, ингушей и др.
Это понятие не тождественно понятию «малочисленные народы» - к их числу в России относят аборигенов, т.е. народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков сохраняющие самобытный уклад жизни и насчитывающие не более 50 тыс. человек. Так, 30 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ханты, манси, ненцы, эвенки, нивхи и другие) насчитывают менее 200 тыс. человек (6,4% населения районов их компактного проживания).
Органическое единство социальных
и этнических (несоциальных) характеристик
общностей людей, их многообразие и
взаимосвязь позволяют
Такое толкование отношений
между социально-этническими
Последнее обстоятельство имело и имеет большое значение как для бывшего Советского Союза (в котором проживало около 200 наций, народностей и этнических групп), так и для России, где проживает около 130 социально-этнических групп. Ситуация усугубляется не только наличием огромного числа различных общностей, но и распадом в начале 90-х гг. Советского Союза, в результате чего значительное число коренных народностей России оказалось за пределами своей исторической родины.
Вопросы, связанные с нацией
и этничностью, вызывают сегодня
большой интерес в мировой
и отечественной науке, продиктованный
причинами как академического, так
и социального характера. Представления
о том, что в условиях глобализации
этничность потеряет свое значение, очевидно,
в целом оказались
Ивановская область — регион Центральной
России, 93 % населения которого составляют
русские. Вместе с тем его этническое многообразие
уходит корнями в историю. Глобализация
и демографические тенденции сегодняшней
России делают возрастание этого многообразия
объективно неизбежным, в чем немало плюсов
для нашего региона. Однако данный процесс
не должен быть стихийным, нерегулируемым.
Для того чтобы он был управляемым и предсказуемым,
необходима продуманная этническая политика,
что, в свою очередь, предполагает исследование
реального состояния этнической ситуации
в области. Отсутствие межэтнических конфликтов
в регионе, обусловленное в том числе и
давними традициями дружеских отношений
между различными этносами на Ивановской
земле, не означает полной идиллии сегодня
и не гарантирует, что они не станут реальностью
в будущем. В этом контексте остро стоит
вопрос об оптимальной модели интеграции.
Этническое многообразие станет позитивным
фактором развития региона в том случае,
если будут созданы условия для развития
культур всех этносов региона. При этом,
уважая и поддерживая стремление сохранить
язык и культуру в диаспоре, отнюдь не
с меньшим вниманием следует относиться
к желанию русского этноса сохранить свою
культуру, жизненный уклад, традиции, включая,
кстати, и традицию терпимости и умения
уживаться с другими народами. Очевидно,
в связи с этим изучаться должны и этнические
проблемы русских.
В последнее десятилетие XX в. в нашей стране произошли
глубочайшие изменения во внутриполитической жизни, в харак-
тере функционирования власти и особенно в этнических отноше-
ниях. В данный период проблема межкультурных контактов и их
последствий стимулировала
интерес к природе
взаимодействия. В связи с этим было проведено большое коли-
чество исследований по выявлению отношения титульной нации
к национальностям Кавказа. В основном они касались крупных
городов России — Москвы и Санкт-Петербурга, где еще с начала
90-х стал ощущаться бурный приток эмигрантов из бывших со-
ветских республик и на сегодняшний момент этническая обста-
новка очень сложная.
Могут ли культурно различные группы жить в одном горо-
де на равных правах, без взаимных обид, столкновений, претен-
зий на доминирование? Каково отношение к выходцам с Кавказа
в русских городах и каковы основные причины межэтнических
отношений? Эти вопросы
как никогда остро стоят
сийском обществе.
Резкий рост антиамериканских настроений в современной
России — факт достаточно очевидный
1
. Причин тому несколько,
и одна из важнейших лежит не столько в отношении к политике
США на международной арене, сколько в потребности консо-
лидации российской нации, укреплении новой национальной
идентичности россиян, что в какой-то степени становится воз-
можным благодаря проведению четких границ между Своими и
Чужими, обозначению Врага, перед лицом которого необходимо
сплотиться.
Традиционно наиболее значимым Другим в разные перио-
ды российской истории являлся Запад. В последние десятилетия
в условиях глобализации, которая во многом идет не просто по
западному, а по американскому подобию, образ Запада нередко
совпадает с образом Америки или подменяется им. Достижения
и провалы нашей страны, ее нормы и ценности сравниваются
именно с американским стандартом.
Одним из средств конструирования символических границ
между Своими и Чужими является стереотипизация. По образно-
му выражению М. Пикеринга, наиболее важная функция стерео-
типа — четко определить, где проходит «изгородь» и кто нахо-
Информация о работе Национально-этнические взаимоотношения в регионе и их участие в развитии региона