Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:30, реферат

Краткое описание

Для своего реферата я выбрал тему «Молодежная субкультура» так как считаю что она является актуальной для нашего времени, так как молодым людям необходимо пройти через молодежную субкультуру, поскольку ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем пригодятся для входа во взрослую жизнь. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отдоляется от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чужого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы.

Оглавление

Введение.................................................................................................... 3
Понятие молодежная субкультура........................................................... 3
Эстетика молодежной субкультуры………………………………………………………5
Классификация молодежных субкультур………………………………………………6
Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры…………………………………………………………………………………………….9
Становление молодежной субкультуры……………………………………………..10
Первые молодежные субкультуры. Мировые субкультуры двадцатого века……………………………………………………………………………………………………….11
Развитие молодежных субкультур в России……………………………………….11
Особенности молодежных субкультур в современной России…………13
Предпосылки вхождения молодых людей в субкультуру………………….14
Примеры современных молодежных субкультур…………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.71 Кб (Скачать)

Проявление индивидуальности и контрастности в противовес существующим стандартам впервые были зафиксированы в США и Европе, и коснулись практически всех сфер жизнедеятельности социальной структуры того времени — литературы, музыки и кинематографа. Наглядным примером первого и самого распространенного молодежного движения, зародившегося в 50-е годы ХХ века, можно называть американских битников, главным толчком к возникновению которых стал протест против существующих культурных и социальных догм, непреодолимая жажда свободы везде и во всем.

Примерно в  шестидесятых стали появляться хиппи. Также шестидесятые годы знаменуются увеличением количества компьютеров в западных странах, отсюда рост интереса к ним и формирование культуры хакеров.

Семидесятые — годы расцвета рока, особенно, панк-рока. В эти времена появляется такое направление, как глэм-рок. В 1979 все средства массовой информации признают такую субкультуру как готика.

В восьмидесятых возникли неоромантики и электро-поп. Восьмидесятые также принесли рэп: специфическую поэзию, иногда просто лишенную смысла, и брейк-данс. К середине этого периода появляются свободные вечеринки, где играют рэйв, техно и другую электронную музыку. Девяностые годы это цветастая смесь различных субкультур. Придумывается мировая сеть Интернет, а с ним появляется и возможность играть по сети или участвовать в обсуждениях на форумах.

В конце двадцатого века постепенно появляются такие субкультуры, как  анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур.

8.РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ  СУБКУЛЬТУР В РОССИИ

Историю развития молодежных субкультур нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е годы «стиляг» – эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. С «первой волной» неформального молодежного движения связано и появление в конце 1950-х годов КСП (клубов самодеятельной песни). КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи. «Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – с середины 60-х годов молодежное движение приобретает важную оставляющую — рок-музыку. В молодежную среду постепенно проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно  в 1970-е годы возникает так называемая «Система» — советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование субкультур было признано официально. Стихийно возникающие молодежные группы называли то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры.

9.ОСОБЕННОСТИ  МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

По мнению Лупандина В.Н., формирование и развитие молодежной субкультуры характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. Особенность отечественных молодежных субкультур, состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

По мнению Кофарина Н.В., субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

· от уровня образования. У лиц с более низким уровнем  образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;

· от возраста. Пик  активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она заметно падает;

· от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так  как именно город с его обилием  социальных связей дает реальную возможность  выбора ценностей и форм поведения.

Российская Федерация  как государство с большим  территориальным пространством  и многонациональным составом населения  характеризуется существенными  региональными и национальными  отличиями, предопределяющими региональную специфику российской молодежной субкультуры.

Молодёжную субкультуру России необходимо рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные - формальные или неформальные структуры. Несмотря на различие в происхождении, молодежь различных социальных групп стоит перед одной и той же проблемой перехода из одной возрастной группы в другую.

10.ПРЕДПОСЫЛКИ  ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В  СУБКУЛЬТУРУ

Большинство молодых  людей избирает традиционный путь социализации. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. Можно выделить следующие предпосылки вхождения молодых людей в ту или иную субкультуру:

- в семье (излишний  контроль родителей или предоставление  подростку сверхсвободы);

- в формальной  группе: несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;

- в результате  участия в локальных войнах, когда  молодой человек приобретает  необычный для мирной жизни  опыт (боли, убийства, разрушения, потери  товарищей, страха) и уже не  может вписываться в ту мирную  жизнь, в которую возвращается;

- в среде безработных,  временно (частично) занятых работой  молодых людей (наличие свободного  времени при одновременном отсутствии  возможности самореализации);

- при несоответствии  реального социального статуса  желаемому (воображаемому). 

Существуют  и другие возможности попадания  молодых людей в неформальные  молодежные объединения (отсутствие  доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток  свободного времени). Однако базовыми  причинами первого шага, сделанного  в сторону молодежной субкультуры,  считаются указанные выше предпосылки.

Однако молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.

11.ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ  МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

  • Хипстеры

Хипстер, хипстеры (инди-киды) — появившийся  в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится  приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это  первоначально означало представителя  особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки; в наше время обычно употребляется в смысле «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п».

Идеология:

Кто-то называет хипстеров «антикапиталистами», либералами с социалистической философией. Сами представители данной субкультуры ничего открыто не пропагандируют, они всячески за внешнюю и внутреннюю свободу человека, поэтому и поддерживают движения за женские и гейские права. Хипстеры, как правило, не принадлежат к каким бы то ни было религиозным конфессиям — чаще всего они агностики или атеисты.

Происхождение:

Хипстеры самая спорная в  терминологии субкультура. О ее появлении  до сих пор ходят ожесточенные споры. Обычно ее относят к концу  сороковых годов. По составу втянутых в эту субкультуру людей можно с уверенностью сказать: для хипстеризма не было ни расовых границ, ни социальных ограничений.

Берроуз в «Джанки» писал: «Хипстер – тот, кто понимает и говорит на «джайве», просекает фишку, у кого есть и кто с этим».

Сейчас доподлинно известно, что эта субкультура  зародилась в Нью-Йорке. Причем, как  и первоначальное понятие, так и  современное.

Музыка:

Хипстер слушает  только модную музыку. В 40-е он был  повернут на джазе, в 60-е — на психоделическом роке. Хипстеры 90-х первыми узнали, что такое трип-хоп. Современный хипстер слушает американцев Clap Hands Say Yeah и Аrcade Fire и т.п. Некоторые всерьез увлекаются коллекционированием пластинок и дисков определенных стилей: джаза, нойза или инди-рока.

Атрибутика:

- Узкие джинсы.

- Майка с принтом. На майке  обычно изображены смешные фразы,  животные, кеды, машины, стулья, молескины,  ломографы и Лондон.

- Кеды.

- Очки в толстой пластиковой  оправе. В них часто стоят стекла  без диоптрий.

- Ломограф.

- Moleskine.

- Айпод/Айфон/Макбук.

- Блог в интернете.

Футбольные хулиганы

  Футбольные  хулиганы — представители одной из молодёжных субкультур, характеризующиеся тем, что символом своего объединения в некоторые группировки в рамках субкультуры считают принадлежность к разряду футбольных болельщиков определённой команды (клуба). Как и любая иная субкультура, футбольный фанатизм имеет определённые характеризующие его черты: «профессиональный» сленг, определённая мода в одежде, стереотипы поведения, иерархические общества, противопоставление себя «противникам» и т. д.

Зарождение:

Футбольное хулиганство в том  виде, в котором оно существует и на настоящий момент, начало зарождаться  в Великобритании в конце 1950-х  годов.

В России процесс зарождения новой  субкультуры напрямую связан с началом  выездной деятельности определённой части  поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака», вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд, а также фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

В настоящее  время:

В настоящее  время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге — «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

   




Стоит различать  футбольных хулиганов и такую  организацию, как ультрас. Ультрас — высокоорганизованные фанаты определенного клуба. Группировка Ультрас — это, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды — промо-атрибутикой, популяризацией своего движения, распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу на трибунах, организацией выездов на гостевые матчи любимой команды.

Признаки:

  • Отсутствие присущей обычным болельщикам атрибутики (футболок, шарфов клубной раскраски и дудок).
  • Куртки, футболки, поло, свитера фирм Lonsdale, Stone Island, Burberry, Fred Perry, Lacoste, Ben Sherman и прочее.
  • Белые кроссовки на липучках и прямой подошвой.
  • Прямоугольные сумки через плечо притянутые повыше к спине или сумочки типа «кенгуру», надетые через плечо и притянутые поближе к шее.

У футбольных хулиганов есть свой стиль и свои бренды, свои пабы, музыкальные группы, свои художественные фильмы.

Некоторые слова  из сленга хулиганов:

- А́кция — операция, проводимая  какой-либо группировкой фанатов  против другой

- Аргуме́нт — камень, бутылка,  палка, железная пряжка и пр.

- Ба́ннер — транспарант (как  правило, с эмблемой клуба или  фанатской группировки), размещаемый болельщиками во время матча на трибунах. - Как правило, содержит лаконичное, актуальное высказывание, имеющее прямое отношение к теме матча

- Вы́езд — поездка фанатов  в другой город/регион/страну  на матч своей команды

- Выноси́ть — одерживать победу  в драке с фанатами другой  команды    

- Глума́ — активная поддержка  команды на трибуне    

- Де́рби (английский Derby) — 1. встреча  двух команд из одного города; 2. встреча двух команд, находящихся на первых строчках турнирной таблицы

- Заря́д — речёвка

- Ле́вые — болельщики, не имеющие  отношения к официальным объединениям фанатов

- Мя́чик — футбольный матч

- Про́воды — нападение во  время отправления на выезд  одной фанатской группировки на другую

- Ро́за — шарф с атрибутикой  клуба

- Ска́ут — разведчик

- Трофе́й — снятый шарф, отнятая  пряга или флаг

Растаманы   

 Растаманами в мире традиционно  называют последователей             растафарианства.

Растафарианство — монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований негров — потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь, Маркуса Гарви), которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х.

Возникновение растаманства в России:

В России данная молодежная субкультура образовалась на постсоветском пространстве в начале 1990-х годов. При этом ее представители не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «зелёный-жёлтый-красный» (например, в одежде), некоторые носят дреды.

Информация о работе Молодежные субкультуры