Молодежь в России: социокультурная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе со-вокупности возрастных характеристик, особенностей социального положе-ния и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества [6, с. 833].
До сегодняшнего дня остается актуальным ценностный подход к изуче-нию всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества.

Оглавление

Введение
I. Возрастные особенности самореализации молодежи.
II. Социальная ответственность и гражданская активность молодежи в России.
III. Религиозность российской молодежи.
IV. Работа в жизни молодых россиян.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР по социологии.docx

— 78.04 Кб (Скачать)

  Источник: исследование «Роль общественных молодежных объединений в формировании гражданской ответственности молодежи» [1, с. 25].

     Сохранять  культурно-историческое наследие  страны готовы 57% и 42% молодежи. С  одной стороны, эти намерения  совпадают с ценностями индивидуального саморазвития, а с другой, базируются на значительно укорененном в массовом представлении о ценности российского культурно-исторического наследия.

     Полная уплата  налогов, как мера гражданской  активности, способствующая развитию страны, поддерживается 46-ю % молодежи. Распространенное в молодежной среде отношение к налоговой дисциплине граждан будет в значительной мере определять налоговую культуру страны в ближайшем будущем. Второй обязательный пока по действующему законодательству гражданский долг – служба в армии находит еще меньше сторонников, чем полная уплата налогов.

     Участие в  политической жизни страны в  разных формах готовы принимать от 42 до 23 % молодежи. Выборы, как форма политического участия и вклад в развитие России, рассматривается 42% молодежи [1, с. 26].

     Структура  ценностей гражданской активности  у молодежи отражает сложившееся в обществе представление о гражданском обществе и моделях его развития. Современная молодежь в основной своей массе лояльна и настроена на интеграцию и социальное взаимодействие. Однако в условиях отсутствия в России общеразделяемых моделей социальной ответственности и гражданской активности в молодежной среде возникают собственные представления и стереотипы, бесконтрольное развитие которых может приводить к социальным дисфункциям.

     Основными  проблемными моментами являются:

- вытеснение коллективистских  настроений индивидуалистическими,  в которых отсутствуют элементы социальной интеграции;

- слабость позиций общественных  организаций в социально-политическом  пространстве, вытеснение их с  поля идеологии религиозными  организациями;

- наличие конфликта между  запросом молодежи на новые  формы участия в гражданской  деятельности и традиционными  бюрократическими формами организации  молодежной инициативы;

- отсутствие социальных  институтов, способных преобразовать  инициативы молодых в новые  инновационные формы вовлечения  молодежи в процессы гражданской  деятельности и осуществлять  легитимацию этой активности, удерживая  ее в рамках конструктивного  социального взаимодействия;

- несформированность эффективного  механизма социальной мобильности  молодежи посредством участия  в политических процессах в  рамках организованной, а не спонтанной политической деятельности [1, с. 34].

   

    III. Религиозность российской молодежи 

     Анализ религиозности  российской молодежи позволяет,  прежде всего, констатировать  новое, по сравнению с данными  доперестроечного периода, явление.  Речь идет о преодолении ранее  бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что “религия мешает развитию науки”, “религия — удел старушек” и т.д.).

     Если еще  10-15 лет тому назад среди всех  возрастных групп самый низкий  показатель религиозности (1-2%) был  среди молодых (среди взрослых  — около 10%), то ныне возрастные  различия не влияют сколько-нибудь  заметно на религиозность населения.  
     В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых — 34,9%; колеблющихся между верой и неверием соответственно 27% и 27,6%; безразлично относящихся к религии 13,9% и 14,7%; неверующих — 14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Разжиганию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература, пользующаяся повышенным спросом, особенно среди молодежи и женщин.

     Для объективного  понимания роли и места религии  в сознании молодежи важно  учесть и то, что значительное  число молодых людей, отнюдь  не только верующих в Бога, но и представителей других  мировоззренческих групп, включая  индифферентных и неверующих,  считает себя сторонниками традиционных религий.

     Сказывается здесь среди прочих причин тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, скажем, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни (“русский — поэтому православный”, “татарин — поэтому мусульманин”). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные cилы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.

     Особо подчеркнем и то, что само мировоззрение, в том числе и религиозное, многих молодых людей далеко от “монолитности”, его характеризует довольно сложная структура и размытость. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.

     Уважение к своим национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не переходит в готовность слепо и беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных руководителей.     

     Рассмотрим эти проблемы подробнее. Тем интереснее проследить, каким видится место религиозных организаций нынешней молодежи в новых условиях общественно-политической жизни России. Так, на вопрос: “Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны?”, ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена — служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).

     Популярность этого тезиса в общественном мнении молодежи подтверждает и то, что в поддержку духовно-нравственной деятельности религиозных организаций выступают представители всех мировоззренческих групп (верующие в Бога — 56,1%, колеблющиеся — 52,4%, верующие в сверхъестественные силы — 58,4%, индифферентные — 35,0%, неверующие — 34,2%), а также конфессиональных групп (православных — 56,0%, мусульман — 60,0%, католиков 75,0%, протестантов — 64,3%, буддистов — 50,0%).

     Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции. Эти настроения и мнения, кстати, воплощаются также в гражданские действия, политическое поведение населения, что можно проиллюстрировать, например, на отношении верующих к политическим объединениям на конфессиональной основе.

     Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и другую, пока недостаточно проявляемую тенденцию: наличие, хотя и малого числа, респондентов в мировоззренческих и конфессиональных группах, выступающих за активную роль конфессий в собственно мирской сфере — общественно-политической жизни (среди верующих в Бога 10,9%, верующих в сверхъестественные силы — 3,7%, православных — 8,0%, мусульман — 10,0%). Подобные клерикальные настроения и ориентации могут при определенных условиях (ущемление национальных чувств, нарушение конституционных принципов, в первую очередь равенства религиозных организаций перед законом, использование религиозных чувств экстремистскими лидерами и т.д.) расшириться. Современная жизнь (увы!) дает основания для таких мрачных предположений.

     Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет к разным аспектам политического бытия конфессий, в том числе государственно-церковным отношениям. Интересно в этой связи проследить, насколько уважительно в стране, где Конституция провозглашает светский характер государства, равенство конфессий перед законом, верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма. Разумеется, тут перекрещиваются интересы различных религиозных организаций, поэтому восприятие и трактовка этой проблемы не могут быть одинаковыми. И все же главное, как показало исследование, то, что, в отличие от некоторых религиозных руководителей, население, в том числе молодое, не соглашается с идеей исключительности одной религии. Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых. Равенство религий перед законом, независимо от их вероучения и истории, поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%.

     Как видим, хотя в нашем обществе несколько поутихли дискуссии, связанные с миссионерской деятельностью зарубежных религиозных организаций, как и доморощенных новых конфессий, но в общественном мнении (разделяемом почти четвертью опрошенных) существует на этот счет устойчивый иммунитет.

     Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога (17,4%), а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные силы (5,7%). За равенство религий выступает большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными показателями — около среднего значения по молодежной выборке 40,0%. Знаменательно, что аналогичный показатель также среди взрослого населения — 40,8%. Среди сторонников оказывать предпочтение традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0% (верующие в Бога) до 18,5% (неверующие).

     В конфессиональных группах государственный статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов при полном отказе от этого респондентов-мусульман, католиков, протестантов, иудеев. Идея равенства религий нашла более значительную и довольно дружную поддержку, хотя и с разными показателями, у 37,0% православных, 44,0% буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев, 80,% мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались, естественно, представители этих же конфессий - православные 24,2%, мусульмане 20,0%, буддисты 22,2% и только 14,3% протестантов.

     Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны толкования ею нравственных сдержек, характера возможных действий в различных жизненных ситуациях, в том числе неординарных. Вниманию молодежи был предложен перечень действий, не поощряемых общественной моралью, тем более религиозной. Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с общими данными по выборке наглядно показывает, как это ни парадоксально, что в отношении к сомнительным мирским “развлечениям”, и даже к девиантным формам поведения, нет принципиальной разницы в ответах верующей молодежи со средними данными по выборке. Убедиться в том, что отношение к религии, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы и по другим позициям.

     Так, на вопрос: “Чем Вы занимаетесь в свободное время?” лишь 3,2% опрошенных ответили “посещаю церковь (религиозные объединения)”. При этом среди конфессиональных групп наиболее склонны посещать религиозную обитель молодые мусульмане (13,3%) и протестанты (57,1%). Менее популярным у молодежи в плане проведения досуга, чем посещение церкви, является только посещение политических организаций (0,4%). Заметим, что, хотя к православным себя относят 46,3% опрошенной молодежи, около 4,0% из них посещают церковь. На вопрос: “Каков Ваш обычный круг неформального общения?” только 4,4% ответили “единомышленники, разделяющие мои религиозные и политические взгляды”.

     Рассматриваемая проблема очевидного “обмирщения” ценностей и предпочтений молодежи может быть раскрыта и путем анализа ответов на вопрос об ее идеалах. Так, если только у 22,0% опрошенных в жизни есть идеал, которому бы хотелось подражать, то из них лишь у 11,4% в качестве идеала для подражания выступает духовный наставник.

     На вопрос “С кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными мыслями?” лишь 3,4% опрошенных назвали духовного наставника. Небезынтересно, что среди верующих в сверхъестественные силы этот показатель составил 6,9%, то есть в два раза больше, чем в среднем. Видимо, это говорит о том, что в их жизни большую роль играют новоявленные идолы, гуру, современные “колдуны” и т.д.

     Обратимся далее к кругу вопросов, раскрывающему взаимоотношения конфессионально-мировоззренческих факторов с социально- экономическими, политическими установками и ориентациями молодежи. В частности, ответы во всех мировоззренческих группах будь то верующая, колеблющаяся, индифферентная или неверующая молодежь -  выявили одну общую тенденцию: тех, кто считает, что проиграл от проводимых в России реформ, значительно больше, чем тех, кто считает, что выиграл от них. Однако среди верующих в Бога это противоречие менее острое: выигравших - 13,6%,  
а проигравших - 20,4%, среди неверующих соответственно 12,5% и 33,8%. Ещё более разительные ответы получены на вопрос: проводятся ли нынешние реформы в России в интересах молодежи, будущего страны. В различных мировоззренческих группах ответы отличаются значительной убежденностью в том, что реформы не соответствуют интересам молодежи, будущего страны. Так считают 46,6% верующих в Бога (уверены в таком соответствии только 12,3%), 43,6%  колеблющихся (считают, что соответствуют, 12,2%), 49,0% верующих в сверхъестественные силы (считают, что соответствуют, 11,8%), 53,7% неверующих (считают, что соответствуют, 11,0%). Примечательно, что на фоне отсутствия оптимизма среди значительной части молодежи относительно судеб своей страны все же верующие чуть менее пессимистично оценивают перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет.

Информация о работе Молодежь в России: социокультурная характеристика