Молодежь в России: социокультурная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе со-вокупности возрастных характеристик, особенностей социального положе-ния и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества [6, с. 833].
До сегодняшнего дня остается актуальным ценностный подход к изуче-нию всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества.

Оглавление

Введение
I. Возрастные особенности самореализации молодежи.
II. Социальная ответственность и гражданская активность молодежи в России.
III. Религиозность российской молодежи.
IV. Работа в жизни молодых россиян.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР по социологии.docx

— 78.04 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ»

студентки I курса (ЗФО) Хузеевой Алены

                                                                                

                                                                             Преподаватель: Верчагина И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЛОДЕЖЬ В  РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Возрастные особенности самореализации молодежи.
  2. Социальная ответственность и гражданская активность молодежи в России.
  3. Религиозность российской молодежи.
  4. Работа в жизни молодых россиян.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества [6, с. 833].

     До сегодняшнего дня остается актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу к молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе [8].

В данной контрольной работе я, используя теоретическую и  практическую литературу по теме, попытаюсь ответить на вопрос: «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремиться?»

 

 

  

 

 

 

 

 

 

I.  ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

     Возрастная  периодизация, принятая психологами  на одном из международных симпозиумов, позволяет определить границы молодежного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста. В последние десятилетия произошло снижение границы в связи с ускоренным физическим и умственным развитием, с ранним включением молодежи в общественную и трудовую деятельность, с повышением юридической ответственности за свое поведение, а также с признанием со стороны общества самостоятельности молодых людей, с ростом доверия к ним.

     Молодость  отличается большим динамизмом, сменой ролей, изменением ценностных  ориентаций, психики. Происходит ускоренное физическое развитие (акселерация), умственное развитие: раньше формируется логическая память, абстрактное мышление, молодые люди легко пользуются понятиями, категориями.

     Возникает  вопрос, ведет ли ускоренное физическое  и интеллектуальное развитие  к ранней социальной, гражданской  и нравственной зрелости? Умеют ли сегодня молодые люди владеть собой, тормозить негативные порывы, быть терпимыми; могут ли нести ответственность за свои поступки; понять состояния, переживания другого; не только потреблять, но и быть благодарными? Между знаниями, особенно гуманитарными, и нравственность есть связь, но образование не гарантирует нравственной зрелости. Можно знать правила хорошего тона, этику поведения, взаимоотношений, но поступать иначе, если они не становятся нормой. Нравственная зрелость зависит от душевной тонкости, воспитанности, уровня культуры. Ранее физическое и умственное развитие не ведет к ускорению нравственного созревания, к ранней социальной и гражданской зрелости [4, с. 121].

     Возрастные  особенности определяют и самореализацию  молодежи, ее отношение к культуре общества. Важной характерной чертой в этом процессе является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности [5, с. 11]. Это проявляется в глубоко личностном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам, как правило, еще не признанным в обществе. Это характерная черта молодежи всех поколений, и ее вчерашние кумиры (Высоцкий, Окуджава и др.) едва ли превосходили в чем-то сегодняшних.

     Психология  возраста определяет предпочтение  молодежью событийности, динамизма  сюжетов, действий, а не рассуждений.  Ей недоступны глубоко интеллектуальные  произведения, поэтому она смотрит  героические, приключенческие, полицейские и т.п. фильмы. Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу. В этом причина буйного поведения молодежи на концертах и спортивных площадках. Эмоционально-чувственное восприятие, стремление противопоставить добро и зло приводят к преобладанию нравственных оценок произведений над художественно-эстетическими. В широком социальном смысле нравственное мировосприятие молодежи является существенной чертой ее самореализации и проявляется в юношеском максимализме – нетерпимости к другим, с одной стороны, и отсутствием требовательности к себе, к своим поступкам - инфантильности, с другой.

     Молодежь ищет  в культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное содержание. Рок-культура и другие проявления  массовой культуры вытесняют  ценности, имеющие выход на глубокий  интеллектуальный уровень личности. Поиск эмоционально-нравственного и развлекательного содержания в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа и поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей группой и противопоставление себя взрослым, своих чужим, к которым относятся порой и преподаватели, и родители. Молодые люди не хотят быть похожими на других (взрослых), но при этом, сами того не подозревая, оказываются одинаковыми в своей группе, компании, теряют индивидуальность, личностную неповторимость. Примером группового стереотипа является мода с отсутствием индивидуальности – книги, музыкальные инструменты, старинная мебель, иконы и другие вещи, которые приобретаются из-за престижности, но не используются по назначению, не являются предметами, удовлетворяющими духовные потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы проявляются в неформальных молодежных объединениях. Их сплачивает страх одиночества  и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе, товариществе, превращающееся в чувство толпы. Мода и различные символы становятся знаками приобщенности к своим, чтобы не чувствовать себя второсортным, отверженным. Все это объясняется недостаточно высоким уровнем сформированности самой личности, отсутствием четких знаний, представлений, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности.

     Таким образом,  самореализацию молодежи характеризует  стремление к эмоционально –  нравственному самоутверждению  наряду с поисками развлекательного содержания  и под воздействием групповых стереотипных отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций. Эти черты присущи молодежной самореализации в культурной деятельности, но могут обладать различной интенсивностью проявления в различных исторических условиях[4, с. 123].

 

II. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ РОССИИ

     Проблема формирования  гражданского общества в России  тесно связана с воспитанием  у молодого поколения новых  ценностей общественной интеграции. Ценности коллективного действия, характерные для советского общества, потеряли свою значимость, на смену им пришли ценности индивидуального развития[3, с. 32]. Новый этап развития российского общества характеризуется сменой форм противостояния общественного и приватного.

     Вопросы о  том, на каких основаниях граждане  страны готовы объединяться для решения общих задач, не потеряли свою актуальность. Понятие гражданское общество тесно связано с понятием гражданской активности и ответственности. Проекцией понятия гражданского общества выступает контур пространства гражданского действия, складывающийся из следующих элементов: осознание общественного устройства и своего места в нем, выбор действия, гражданская активность и в заключение социальная ответственность за сделанный выбор и реализованное действие в соответствии со своим видением собственной гражданской позиции.

     Социальная  ответственность во многом выполняет  функции идеологии, интегрирующей  характер взаимодействия человека  и общества. Внутри этой концепции  заложена идея обмена между человеком и социальной группой. Гражданская активность – деятельность граждан, направленная на развитие общества, выполняющая функции реализации социальной ответственности.

     На современном  этапе российская государственность  переживает этап становления.  В стране существует несколько  центров формирования общественного мнения, претендующих на выражение идеи гражданского общества: государственная власть, политические партии, общественные и религиозные организации. Целостная система интеграции социальных интересов распалась. На смену ей пришел многополярный мир, адаптация к которому требует широкого набора навыков и умений, не столько профессиональных, сколько социальных. Формальные обязанности граждан, закрепленные законодательно, не имеют широкой общественной поддержки. В обществе отсутствует объединяющая система ценностей, широко поддерживаемая и выполняющая функции интеграции, но и формальные основания объединения не реализуются в полной мере [1, с. 22].

     В наиболее сложном положении оказалась молодежь, которая вынуждена адаптироваться и проходить процессы социализации в условиях отсутствия ярко выраженных социальных образцов поведения и ценностей выбора. Пространство социально-политического выбора в условиях рыночно ориентированного общества расширилось, но потребовались новые ресурсы интеграции граждан и новые институциональные основания взаимодействия, которые пока находятся в стадии формирования. Молодежь, оказываясь в ситуации общей дезорганизации и дезадаптации, тем не менее продолжает свой поиск и создает новое пространство социального позиционирования, которое будет определять развитие российского общества в ближайшем будущем [1, с. 23].

     Структура  молодежной гражданской активности.

     Ценностная  структура молодежи воспроизводит  во многом сложившуюся в обществе  модель взаимоотношений личного  и общественного интересов. По  степени готовности к участию  в общественной деятельности  молодежь незначительно отличается  от старшего поколения. Среди  молодых количество категорически отказывающихся от личного участия в развитии своего города на 10% меньше, чем среди старшей возрастной группы. Старшее поколение, отчасти по традиции, отчасти с ностальгией, поддерживает и готово лично участвовать в проведении субботников и воскресников по уборке территории разного уровня. У молодежи этот вид гражданской активности также занимает первое место по численности аудитории поддержки, но энтузиазм молодых несколько ниже, чем у более старших горожан. Зато молодежь активнее откликается на такие мероприятия, как благоустройство парков, участие в благотворительных и общественно-политических действиях (Источник: исследование «Н.Новгород – столица ПФО») [1, с. 24].

     Это потребность  молодежи в социальных инновациях  вступает в противоречие с традиционной организацией социальной жизни, в результате чего молодое поколение зачастую оказывается вне этой сферы. Ценности, формирующиеся в молодежной среде, во многом определяют и направления вторичной социализации как процесса усвоения навыков гражданской активности и соучастия. Доминирующей в среде молодежи является точка зрения, что развитие страны обеспечивается реализацией социально одобряемого поведения членов (табл.1). Добросовестный труд на своем рабочем месте и воспитание детей, как вклад в нормальное функционирование российского общества, рассматривают 82-85% молодежи. Не разделяют подобную точку зрения 15% молодежи. Маргинальные настроения, неприятие ценностей добросовестного труда и семейных отношений формируются на крайних уровнях социальной пирамиды: среди более состоятельных и, напротив, среди наименее обеспеченных семей. Именно в этих средах уровень оплаты труда никак не соотносится с его добросовестностью и интенсивностью.

                                                                                                               Таблица 1

                        Меры, которые молодежь готова предпринять

для развития России, 2006, в %

 

 

Меры

Готовы принять участие

Поддерживают морально

Категорически не хотят принимать участие

Добросовестно трудиться  на своем рабочем месте

85

13

2

Воспитывать детей в семье

82

16

2

Изучать историю России

57

36

7

Полностью платить налоги

46

42

11

Принимать участие в выборах  разного уровня

44

41

14

Способствовать развитию российской культуры

42

52

5

Принимать участие в благотворительной деятельности и помощи

42

49

8

Принимать участие в благоустройстве городов, населенных пунктов

35

55

10

Принимать участие в обсуждении развития своего города, региона, страны

33

53

13

Активно выступать против засилья в жизни страны выходцев с Кавказа

27

40

32

Вступать в общественные организации, защищающие права граждан

23

55

21

Способствовать росту  толерантности в обществе

22

61

15

Способствовать развитию и распространению истинной, по мнению опрашиваемых, веры

17

55

27

Служить в армии, поддерживать это решение у своих детей и близких

14

38

46

Выйти на массовые митинги  протеста против несправедливости власти

13

44

42

Информация о работе Молодежь в России: социокультурная характеристика