Молодежь и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:36, доклад

Краткое описание

Политика, всегда связанная с проблемой власти все больше интересует российскую молодежь. Она начинает понимать, что в конкретно-исторических условиях политика может оказать большое воздействие либо на ускорение, либо на замедление социального прогресса общества, а значит и на положение и социальный статус самой молодежи.
Повышение социального веса молодежи и рост молодежного движения в последние годы стимулировали интерес к молодежным проблемам со стороны ученых, особенно социологов и политологов.

Файлы: 1 файл

Молодежь и политика.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Логика  стереотипов и ценностей прошлого, нестабильность политического режима, спад производства, рост безработицы, ухудшение финансово-экономического положения страны, снижение уровня жизни и многие другие факторы в совокупности объективно ускоряют динамизм политических процессов и создают ситуацию, когда, с одной стороны, новое поколение молодых россиян может вырасти политически инфантильным, что чревато серьезными социальными последствиями, а с другой стороны, политизированные молодые люди из всех слоев при хорошей организации могут стать важной социально-политической силой, претендующей на особое место в обществе.

Формирование  личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодежные организации и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения молодежи по возрастному принципу, усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического “молодежного” самосознания и стиля жизни (“субкультуры”).

Множественность факторов политической социализации (семья, школа и т.д.) требует научно обоснованной координации их деятельности. Изучение этих проблем при ясном понимании того, что молодежь не просто объект заботы и воспитания, но активный субъект политической деятельности – задача политической науки.

Таким образом сегодня наша молодежь все  больше втягивается в российской политический процесс, постепенно становясь  политически сознательной и просвещенной.

Российская  модернизация открывает перед молодежью  принципиально новые пути, дающая ей возможность свободного развития и творческой деятельности.

В то же время имеется острая необходимость  в детальной, глубоко научно обоснованной и социально ориентированной  общегосударственной молодежной [c.596] политике, в которой должен быть сделан правильный выбор сделан правильный выбор первоочередных приоритетов, ясное понимание целей и средств их достижения. [c.597]

 

  
Оглавление

Введение

  • 1. Значимость молодежи в России
  • 2. Принципы в формировании государственной молодёжной политики
  • 3. Три критерия управляющей системы
  • 4. Элементы системы управления молодежной политики
  • 5. Проблемы современной молодежи
  • Вывод
  • Список использованной литературы

Введение

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно  изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система.

К таким сферам относится и молодежная политика. Еще в середине 1980-х  годов сама идея молодежной политики была для российских условий не проработана  и неясна, действия власти в отношении  молодежи были частью политического  курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т. е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Выдвижение в качестве одной из политических идей периода перестройки принятия Закона о молодежи привело к серьезной дискуссии в обществе и научных кругах о социальных проблемах молодежи, способах их решения на правовой основе. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений.

В этом смысле найти адекватные способы  управления молодежной политикой -- актуальная задача для современного российского  общества. Одновременно это и актуальная научная задача, которую ставит практика перед социологией управления.

1. Значимость молодежи  в России

Результаты анализируемого исторического  материала начала 1990-х - середины 2000-х  гг. позволяют выделить следующие  факторы, обусловливающие необходимость  и правомерность выделения молодёжных вопросов в самостоятельную часть государственной политики.

1. Доля молодых граждан в возрасте  от 14 до 30 лет составляет более  25% населения страны, поэтому государство  и общество обязаны строить  общую политику с учётом потребностей  молодого поколения.

2. Молодёжь призвана осуществить важнейшую социальную задачу общества - перейти от детства с патернализмом государства к взрослому состоянию с самостоятельной жизнедеятельностью. При этом молодые люди, особенно при рыночных отношениях, нуждаются в помощи и поддержке государства.

3. Законодатель, с учётом особенностей  молодёжи и подростков, вынужден  дифференцированно подходить к  нормативам во всех сферах  общественной жизни. Особенности  молодёжи специально оговариваются  в законах о труде, образовании,  здравоохранении и других документах.

4. Молодёжь - это та часть населения,  которая определяет будущее общества, нации, народа.

5. На молодые годы приходится  важнейший период - создание семьи  и рождение детей. Молодая семья  нуждается в особой заботе, помощи  государства.

6. Многие государственные и общественные сферы деятельности напрямую выходят на молодёжь. Это образование, воспитание, вопросы досуга, культура, спорт - вопросы государственной политики, решение которых должно проводиться объединёнными усилиями государства и общества.

7. Проблемами молодёжи занимаются  самые различные государственные  ведомства. При этом средства, отводимые на финансирование  молодёжных программ, нередко направляются  на решение других вопросов. Данные  факторы свидетельствуют о необходимости  расширения понятия «государственная молодёжная политика». В Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» целостная молодёжная политика представляется как одно из направлений социально-экономической политики государства, причём приоритетных направлений».

2. Принципы в формировании  государственной молодёжной политики

Принято считать, что само понятие  «молодёжная политика» обозначает деятельность государства (равно как  и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами.

В связи с этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодёжной политики на ближайшие годы.

Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности  общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.

Во-вторых, признание интересов  и потребностей молодых граждан  как особой общественной группы населения  с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.

В-третьих, обеспечение социальной защищённости молодёжи, особенно при  вступлении молодых людей в самостоятельную  трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий.

В-четвертых, приоритетная поддержка  общественно значимых институтов молодых  людей, их организаций и движений, содействие их общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития, создание социальных условий для добровольного и свободного выбора общественно целесообразных и значимых форм деятельности.

В-пятых, содействие становлению молодёжи, стремящейся утвердиться в жизни собственными усилиями, трудом, раз-витию самостоятельности молодых людей.

В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности  молодёжных организаций и движений, невмешательство в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодёжных организаций.

В-седьмых, привлечение молодых  граждан, как непосредственно, так и посредством их общественных организаций, к формированию и реализации государственной молодёжной политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом.

Одним из основных условий становления  ответственности молодёжи за будущее  страны является её патриотическое воспитание, расширение участия молодёжи в демократическом развитии общества, искоренение нищеты и углубляющейся социальной дифференциации, расширение прав молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях при нятия решений, оказание поддержки информатизации, прозрачности в вопросах управления, а также при принятии государственных решений по экономическим и социальным вопросам.

3. Три критерия управляющей  системы

Особое место уделяется общественной составляющей системы управления молодежной политикой. Молодежная политика должна основываться на единых принципах, подходах, следовать единым целям. Тем не менее, теоретически важно осознать, что у молодежной политики в России должны быть два крыла: государственное и общественное, и общественное крыло, формируя альтернативы государственной политике (не столько в смысле противопоставления государству, сколько используя иные ресурсы, подходы), призвано обеспечить устойчивое продвижение молодежной политике по пути социально продуктивных решений.

Исходя из этого, можно предпринять  попытку выработать оптимальную  для современных российских условий  модель управления молодежной политикой. Управляющая система должна быть:

а) достаточно простой и гибкой по своим механизмам, чтобы справляться с разнородными задачами организованного взаимодействия с молодежью;

б) обеспечивать единство управленческих решений на всех уровнях такого взаимодействия и, соответственно, единство подходов к контролю их исполнения;

в) обладать способностью реагирования на изменение ситуации как в самой  системе, так и в окружающей социальной среде.

Применительно к рассматриваемому в исследовании объекту исследования эти три установки могут выступать  критериями управляемости.

Управление молодежной политикой  выступает как проблема, требующая  социологического обоснования. Его  суть в конечном счете сводится к  тому, что управляемость должна рассматриваться  не как тотальный контроль над  социализацией молодежи, осуществляемый государством, а как свойство системы органов и организаций, обеспечивающих проведение определенного курса в сфере социализации молодежи путем создания для этого благоприятных условий и постановки барьеров различным социальным девиациям.

4. Элементы системы управления молодежной политики

Крайне важный элемент системы  управления молодежной политикой -- ее ресурсное обеспечение, наличие  механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых направлений деятельности. Наличие федеральных целевых, межведомственных, ведомственных программ, объем их финансирования, эффективность использования выделяемых средств, привлечение внебюджетных источников, а также материально-техническое обеспечение в соответствии с нормами законодательства, как показывает анализ, зависели от моделей управления и их модификаций.

Немаловажная составляющая -- наличие  и эффективность механизмов межведомственной координации по вопросам реализации государственной молодежной политики. Наличие правительственной или  межведомственной комиссии, совета при Президенте или Правительстве Российской Федерации является принципиальным звеном модели управления молодежной политикой.

Исследуются и такие немаловажные элементы модели управления молодежной политикой, как информационное, кадровое, научно-методическое обеспечение.

Особое место в исследовании моделей управления уделяется молодежному  движению, которое является и одним  из основных механизмов реализации государственной  молодежной политики, и в какой-то мере ее целью.

Информация о работе Молодежь и политика