Молодая семья в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение молодой семьи в современном российском обществе. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий «брак», «семья», «молодая семья»
- рассмотреть типы молодой семьи и стадии ее развития;
- раскрыть функции молодой семьи;
- выявить социально-экономические и социально-психологические проблемы молодой семьи в современном российском обществе;
- рассмотреть статистику состояния молодой семьи в современном российском обществе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1 МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
КАТЕГОРИЯ…………………………………………………………………….5
1.1.Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья»,
«молодая семья»………………………………………………………………….5
1.2.Типы молодой семьи и стадии ее развития……………………………… ...7
1.3.Функции молодой семьи…………………………………………………….12
2 ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………… .15
2.1.Социально-экономические проблемы молодой семьи……………………15
2.2.Социально-психологические проблемы молодой семьи………………….19
3 СТАТИСТИКА: ОБОБЩЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДОЙ СЕМЬИ………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИЗУЧЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………...30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

     Второй  тип – супруги ориентированы  преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может  быть и открытой, и закрытой для  микроокружения. Тип лидерства –  демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

     Третий  тип – молодые супруги ориентированы  преимущественно на развлечения. При  этом муж и жена имеют как общих  друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.3

     Более содержательной классификацией, на наш  взгляд, является деление молодых  семей на благополучные семьи  и семьи социального риска. В  эту последнюю группу чаще всего  попадают: семьи одиноких матерей  и отцов, студенческие семьи, семьи  несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

     Весьма  интересным и спорным представляется освещение в литературе вопроса  об этапах, или стадиях, развития молодой  семьи.

     По мнению Н. Акермана, молодая семья в своем развитии проходит три стадии. Первая стадия – стадия монады – описана в конце 1960-х годов на примере американской семьи, когда одинокий молодой человек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительской семьи, самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опыт самостоятельной жизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные в родительской семье. На этой стадии формируются осознанные и проверенные на практике правила собственного существования, очень важные для индивидуального психического развития и для развития будущей семьи.

     Вторая  стадия – диада – это поиск компромисса, когда молодожены устанавливают правила своей совместной жизни, проходят период адаптации, привыкают к новым семейным ролям. Со временем молодая семья, часто вне зависимости от того, насколько успешно она решила проблемы диады, вступает в следующую стадию жизненного цикла – триаду: у молодоженов рождается ребенок. Это время серьезного кризиса для любой семьи. Супруги думают, что с рождением ребенка все станет лучше, ведь традиционно принято идеализировать материнство.

     В современной России рождение ребенка  откладывается на более долгий срок (более трёх лет с момента заключения брака). Соответственно и возраст молодых родителей оказывается большим, чем 30 лет. По этой причине многие молодые семьи не успевают дойти до стадии триады в срок, когда они юридически считаются молодой семьёй. Необходимо напомнить также, что эта трехстадийная модель Н. Акермана построена на основе исследования американских молодых семей. Нам она представляется интересной, однако специфика российской ситуации требует, на наш взгляд, иного подхода к выделению этапов развития молодой семьи.

     При создании альтернативной классификации  во главу угла необходимо поставить  содержательные аспекты межличностных  отношений. Динамика развития этих глубоко  личностных, интимных отношений молодой  пары предполагает обычно этапность, с  постепенным переходом от одного этапа к другому. Предлагается выделить в развитии молодой семьи следующие  этапы:

     1. Этап взаимного интереса, возникающего как при первом знакомстве, так и в ситуациях, когда уже знакомые прежде люди попадают в обстоятельства, предполагающие более тесный личный контакт. На этом этапе отношения характеризуются возникновением взаимной симпатии, интереса.

     2. Этап пробы, когда личные контакты становятся более глубокими и постоянными. Молодая пара переходит к пробе отношений (исследованию совпадений вкусов, пристрастий, мнений). На этой стадии развития отношений происходят обыкновенно и первые сексуальные контакты, которые тоже являются специфической пробой, тем более важной, если молодые люди уже имеют сексуальный опыт. На этих стадиях формирование отношений происходит обычно без их афиширования, напротив, иногда предпринимаются меры для того, чтобы скрыть факт их существования.

     3. Этап публичных отношений, когда пара демонстрирует отношения окружающим людям. Наступает период более продолжительных контактов (в том числе и сексуальных), которые происходят, так сказать, «на разных территориях»: молодые люди встречаются, а иногда непродолжительное время вместе живут то в квартирах родителей или знакомых, то в комнатах общежитий, то в гостиницах (например, в туристических поездках). Однако на этом этапе развития отношений денежные средства у каждого свои, нет, так сказать, «общей кассы». Этот период отношений характеризуется тем, что молодых людей знакомые и родственники воспринимают как устойчивую пару. В прежние времена этому периоду соответствовало время от помолвки до свадьбы, с поправкой, конечно, на строгость нравов. Для молодых людей важно то, как их отношения «вписываются» у каждого в систему уже существующих отношений и связей. Например, на этой стадии происходит знакомство с родителями и родственниками, с друзьями. В связи с этим особую роль играют те оценки, которые дают окружающие. Эти оценки становятся индикаторами потенциала развития отношений.

     4. Этап гражданского брака – не является обязательным, поскольку предполагает в обязательном порядке экономическую независимость молодых или хотя бы их «территориальную автономию» – проживание отдельно от родителей. Гражданский брак, предполагающий совместное ведение хозяйства и совместное проживание, – это следующая стадия развития молодой семьи, которая становится возможной в связи и в зависимости от экономической самостоятельности молодых.

     5. Этап официального, зарегистрированного брака – стадия, на которой отношения оформляются для придания им значимого с точки зрения правовых последствий статуса. Момент регистрации брака можно считать днем официального рождения молодой семьи. Однако необходимо учитывать тот факт, что семьей молодая пара может считать себя и на более ранних стадиях развития отношений. Речь в этом случае может идти о существовании семьи в социологическом смысле.

     Необходимо  заметить, что такое последовательное, поэтапное развитие отношений –  это теоретическая модель. В реальности отношения на любом этапе могут  быть прерваны, возможна и регрессия  отношений, с возвращением их на более ранние стадии развития.

     1.3. Функции молодой семьи 

     Семья как общность людей, связанных отношениями  супружества, родительства, родства, совместного  домохозяйства, выполняет важнейшие  социальные функции, основными из которых  являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая  и хозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая.

     Генеративная (репродуктивная) функция обусловлена  необходимостью продолжения человеческого  рода, что является не только биологической  потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней  мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые  семьи. И для них эта функция  может быть признана приоритетной.

     Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологических  аспектах функционирования семьи, она  предстает не столько как институт, сколько как малая группа с  характерными для этого образования  особенностями группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне  семьи.

     Для молодых семей психологическая  функция семьи состоит в превращении  влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта. Семья для молодых людей становится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или  супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым  и составляет глубинный внутренний смысл семьи.

     Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая  степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые авторы (например, М.А. Галагузова) выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что  семья, являясь первой и главной  социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические  и социальные связи родителей  и детей, которые определяют особенности  развития психики и первичную  социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья оказывает  влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

     Экономическая функция – одна из основных функций  семьи. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой  общества. В рыночной экономике не просто семья, но домашнее хозяйство  представляет собой экономическую  единицу в составе одного или  нескольких лиц. Она принимает самостоятельные  решения, определяет себя собственником  какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы). На осуществление  экономической функции семьи  оказывают воздействие, с одной  стороны, система социально-экономических  потребностей и ценностных установок  и ориентаций, жизненных целей  и идеалов общества, с другой –  субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские  запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье  не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося  в первую очередь на себя. Это  означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и  экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.

     Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно молодым и пожилым людям). Проблемой  для семьи является то, что её члены либо просто не общаются, ограничиваясь короткими фразами по поводу каких-либо бытовых вопросов, либо общаются крайне мало. Предметом обсуждения становятся события, но не чувства и мысли друг друга.

     В молодой семье общение оказывается  гораздо более интенсивным. При  этом оно имеет не только количественные, но и качественные особенности: молодые  супруги много говорят о чувствах, эмоциях, и значительную роль играет невербальный компонент (интонация, взгляды, прикосновения).

     Гедонистическая функция, которую принято также  называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно  и необходимо, как потребности  в еде, жилище и так далее.

     Гедонистическую функцию (в том числе и сексуальную) можно восполнить без особых проблем  в связи с возросшей толерантностью общества к до- и внебрачным связям.

     Эффект  психологической (психотерапевтической, рекреационной) функции способны обеспечить работа и коллеги по работе, развлекательные  центры и мероприятия, друзья и профессиональные психотерапевты, психологи, социальные работники и другие специалисты.

     Именно  поэтому в современном обществе создание семьи не является необходимостью. Но, тем не менее, в своей совокупности именно в семье названные функции  реализуются наилучшим образом, поскольку, во-первых, не требуют усилий на поиск места, где их можно удовлетворить (кафе, кабинет психотерапевта, досуговое  учреждение); а во-вторых, обеспечивают индивидуальность и адресный подход (поскольку ты – не один из многих клиентов, а единственный и неповторимый, которого ждут и любят, готовы учитывать  твои вкусы и интересы); в-третьих, наконец, удовлетворение самых важных потребностей происходит быстро и как  бы «само собой», как результат  повседневной заботы друг о друге  членов семьи.

2 ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ  СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

     2.1. Социально-экономические проблемы молодой семьи 

     Для того чтобы семья нормально функционировала, она должна иметь возможность  удовлетворять все свои основные потребности. Молодые люди, вступая  в брак и устанавливая правила  семейной жизни, обязательно должны задуматься о важнейших вещах: где  жить, на что жить, кто возьмет  на себя обязанность обеспечивать семью  материально, или супруги поделят  эту обязанность хотя бы на какое-то время. Любовь и деньги, понятия на слух плохо сочетаемые, во многих случаях  являются залогом самого существования  семьи, особенно в наше время.

     Большинство семейных пар расходуют основную часть семейного бюджета на продукты питания, покупку средств бытовой  химии, покупку одежды, оплату аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг, оплату транспортных услуг. И лишь сравнительно небольшая доля молодых семей  может позволить себе тратить  основную часть семейного бюджета  на погашение кредита, на откладывание средств на покупку недвижимости или автомобиля, на семейный отдых  и материальную помощь родителям. Полученные результаты демонстрируют достаточно низкий качественный уровень жизни  молодых семей, позволяющий удовлетворить  только основные базовые потребности.

Информация о работе Молодая семья в современном российском обществе