Межэтнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», рассмотреть основные виды и формы конфликтов.
2. Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
3. Охарактеризовать географию распространения межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве: выделить основные регионы, где происходят конфликты.
4. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов
1.1. Понимание межэтнического конфликта
1.2. Причины и факторы межэтнических конфликтов
1.3. Формы межэтнических конфликтов
1.4. Формы межэтнических конфликтов
Глава 2. География межэтнических конфликтов на постсоветском про-странстве
2.1. Прибалтийские республики
2.1.1. Латвия
2.1.2. Эстония
2.2. Украина
2.2.1. Крымская проблема
2.2.2. Статус Севастополя
2.3. Приднестровье
2.4. Южный Кавказ
2.4.1. Армяно-азербайджанский конфликт
2.4.2. Грузино-абхазский конфликт
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Глава 3. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межэтнические конфликты в России.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Несмотря на оживление  российско-абхазских контактов, экономика  Абхазии (промышленность и туристический  бизнес) так и не восстановлены  в полном объёме, что и неудивительно  если вспомнить о тотальной блокаде  «мятежного» региона. Но, несмотря на это уровень жизни населения в Абхазии выше уровня жизни в Грузии.

Активизация действий Грузии

2006 год

В середине июля 2006 парламент  Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. В ответ на это парламент Абхазии призвал все страны, в том числе Россию, «незамедлительно начать процесс официального признания независимости Республики Абхазия», а также решил обратиться к ООН, ОБСЕ и другим международным организациям с просьбой «пресечь милитаристские планы грузинского руководства». Руководитель МИД РФ Сергей Лавров 20 июля в интервью газете «Коммерсант» заявил: «Благодаря миротворцам в Южной Осетии и Абхазии сохраняется мир и не льется кровь. Если кто-то забыл, можно вспомнить, как эти конфликты начинались и какой ценой, включая жизни наших солдат, удалось кровопролитие остановить. И в том, и в другом случае есть механизмы, одобренные международными организациями. Для Южной Осетии — это ОБСЕ, для Абхазии — это ООН. В рамках этих организаций одобрены, как я уже сказал, существующие миротворческие механизмы. Поэтому решение парламента — это попытка обострить ситуацию до предела».

25 июля 2006 подразделения  грузинских вооружённых сил и  МВД (до 1,5 тыс. человек) были  введены в Кодорское ущелье, составляющее  более трети Абхазии, для проведения спецоперации против местных вооружённых сванских формирований Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Окруашвили сложить оружие. Квициани обвинён в «измене родине».

Летом — осенью 2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем. 27 сентября 2006, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию.

Тем временем, 18 октября 2006 года, Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

Эскалация кризиса

200 8 год

В конце апреля над  Абхазией уже был сбит беспилотный  самолет-разведчик, залетевший с территории Грузии. Как сообщили в министерстве обороны непризнанной республики, летательный аппарат был сбит утром 20 апреля над населенным пунктом Гагида Очамчирского района.

Этот инцидент вызвал серьезный международный скандал. Грузия обвинила Россию в том, что ее военно-воздушные силы сбили самолет, а также потребовала рассмотрения этого случая в Совете Безопасности ООН. Между тем СБ ООН не пришел к единому мнению по поводу ситуации в Абхазии. По обоим вопросам - об укреплении связей России и непризнанных республик и о полете грузинского беспилотного летательного аппарата - члены Совета лишь заслушали мнение России. [7]

После этих событий, ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта резко обострилась. Москва ввела в Абхазию дополнительные силы миротворцев. А Тбилиси расценил этот шаг как военную агрессию.

20 апреля — Грузинская  сторона заявила, что российский  истребитель МиГ-29 сбил беспилотный  самолет-разведчик Hermes 450 МВД Грузии на грузинской территории. Инцидент обсуждался в Совете Безопасности ООН. Командование ВВС России и абхазские власти, в свою очередь, настаивают, что его сбил находящийся в распоряжении вооруженных сил непризнанной республики самолет Л-39, переделанный из учебной машины.[

30 апреля — Россия  увеличила численность миротворческого  контингента в Абхазии с 2-х до 3-х тысяч человек, что вызвало протест грузинской стороны.

4, 8 мая — Силами ПВО Абхазии были уничтожены два грузинских беспилотных летательных аппарата. Противостояние продолжается.

Вывод

Неразрешенность грузино-абхазского конфликта наносит ущерб народам Абхазии и Грузии, отрицательно сказывается на стабильности всего Кавказа, вызывает озабоченность Российской Федерации, за спокойствие на своих южных рубежах. К конфликту проявляют интерес США, заявившие о своих «жизненных интересах» в данном регионе. К урегулированию конфликта подключены ООН, ОБСЕ, международные дипломатические миссии.

Анализ грузино - абхазского конфликта показывает, что эту  проблему нельзя решить без учета ее исторических, этнических, демографических, территориальных и правовых аспектов, без исправления ранее допущенных правовых ошибок. Весь ход историко-политических событий позволяет сделать следующие выводы:

1. Абхазы и грузины относятся к разным этносам

2. Абхазы проживают  на территории современной Абхазии  уже несколько тысяч лет

3. Абхазия обладает  государственностью с момента  образования «Абхазского царства» вот уже 1200 лет

4. За весь исторический  период Абхазия и Грузия составляли единое государство лишь 250 лет в объединенном «царстве абхазов и картлов» и 60 лет в Советский период

5. Все остальное время  это были два ничем не связанных  между собой государства

6. В Российскую империю  они входили по отдельности,  что свидетельствует о том, что они не являлись единым целым

7. В 1931 году Абхазия  как автономия вошла в Грузию  под нажимом Сталина и против  воли ее народа

8. Численный перевес  грузин в Абхазии (1989) был достигнут  за счет «махаджирства» абхазов  в конце 19-века и массового заселения грузин на протяжении 20-века

9. На протяжении последних  ста лет Грузия дважды совершала  военную агрессию по отношению к Абхазии с целью захвата ее территории

10. После войны 1992-1993 гг. все государственно-правовые  отношения между Грузией и Абхазией были разорваны, это de facto два разных государства.

 

2.5. Межэтнические  конфликты в Центральной Азии

 

Обострение в 2007 году межэтнических отношений в странах  Центральной Азии и, прежде всего, в самой крупной из них – Казахстане (см. рис. 5) – заставляет вспомнить события более чем пятнадцатилетней давности, когда прокатившаяся по азиатским республикам бывшего СССР на рубеже 1980-х – 1990-х гг. волна межэтнических конфликтов ускорила процессы распада единого государства[7].

 (по материалам сайта http://www.centrasia.ru)

Развиваясь в рамках другой общественно-политической системы  и иной исторической ситуации, те конфликты  были порождены причинами, схожими  с нынешними, и стали прообразом столкновений, происходящих в странах  Центрально-Азиатского региона в наши дни.

Опасность повторения этих конфликтов имеет непосредственное отношение к современной России и не только ввиду наличия у нее самой длинной в мире государственной границы с Казахстаном (более 7 тыс. км). В случае дестабилизации положения в Центральной Азии в Россию может хлынуть массовый поток мигрантов, которыми, как показывает опыт гражданской войны в Таджикистане, может стать и некоренное, и гораздо более многочисленное коренное население стран региона. Это повлечет резкое изменение этнического баланса в ряде районов России, возрастание конфликтного потенциала межэтнических отношений и ухудшение криминогенной обстановки в нашей стране. Наконец, конфликты напрямую затрагивают безопасность проживающих в странах региона русских (около 5,5 млн. чел.).

В период после второй мировой войны республики Средней  Азии и, в меньшей степени, Казахстан, пережили беспрецедентный демографический  взрыв, результатом чего стало резкое увеличение населения. В 1959-1989 гг. численность  жителей региона увеличилась в 2,1 раза, тогда как РСФСР – только в 1,3 раза. Наиболее быстро росла численность таджиков и узбеков, которые отличались более высоким уровнем исламизации. В посткочествых обществах, к числу которых принадлежали казахи, киргизы и туркмены, женщина традиционно пользовалась большей свободой в быту, что предопределило не столь высокий уровень естественного прироста. В условиях ограниченности земельно-водных ресурсов демографический «взрыв» вел к нарастанию аграрного перенаселения, с особой силой сказывавшегося в традиционных земледельческих районах, главным из которых была Ферганская долина. К 1990 г. плотность населения на ее территории достигала 100 чел. на кв. км, а в узбекской части – 300 чел.3, тогда как в среднем по СССР она составляла всего 13 чел.4.

В условиях характерного для СССР жесткого контроля над всеми сферами общественной жизни социальные конфликты в Средней Азии и Казахстане носили латентный характер. Положение изменилось в конце 1980-х гг., когда власть союзного центра существенно ослабла. Одним из факторов, провоцировавших конфликты, стала начавшаяся в период «перестройки» замена руководства союзных республик, которая затрагивала экономические и политические интересы местных кланов.

В декабре 1986 г. первые после  начала «перестройки» массовые волнения на этнической почве произошли в Казахстане. Поводом для беспорядков стало решение о замене прежнего руководителя республики Д.А. Кунаева бывшим первым секретарем Ульяновского обкома партии Г.В. Колбиным. В знак протеста против назначения главой республики русского 17-18 декабря 1986 г. на главной площади Алма-Аты прошли массовые демонстрации, в которых участвовала преимущественно казахская студенческая молодежь. Для подавления выступлений были использованы подразделения армии, милиции, внутренних войск и специально мобилизованных дружинников. Демонстрации и акции протеста прошли также в Джезказгане, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Сарыозеке, Талгаре, Павлодаре, Чимкенте и других городах. По ряду оценок, организаторы беспорядков использовали межклановую борьбу за власть и то, что недовольные отстранением от власти Д. Кунаева лидеры Старшего жуза инспирировали массовые выступления казахской молодежи. О технологии организации переворотов, названных впоследствии «цветными революциями», у нас тогда еще не слышали.

Несмотря на подавление беспорядков в Казахстане, в 1989 г. Г. Колбин покинул республику, а первым секретарем республиканской компартии  стал Н. Назарбаев.

К концу 1980-х гг. центр  тяжести массовых беспорядков был  перенесен в Среднюю Азию. В силу аграрного перенаселения межэтнические противоречия имели здесь более глубокий характер. В последние годы «перестройки» на территории Ферганской долины произошли два крупных межэтнических конфликта – ферганский и ошский, охватившие соответственно Узбекскую и Киргизскую ССР.

Ферганский  конфликт

Первый из них начался  с беспорядков в небольшом  ферганском городке Кувасае, где в мае 1989 г. произошли драки между, с одной стороны, турецкой и, с другой стороны, узбекской и таджикской молодежью. Драки переросли в крупномасштабные столкновения. Беспорядки охватили города Ташлак, Маргилан, Фергану, Коканд и поселок Комсомольский, где начались массовые погромы, убийства и поджоги турецких домов. Подразделения Внутренних войск МВД СССР смогли взять ситуацию под контроль лишь спустя несколько дней после начала выступлений. В течение июня 1989 года антитурецкие митинги и выступления происходили в Ташкентской, Наманганской, Сырдарьинской и Самаркандской областях. Напряженная ситуация в Узбекистане сохранялась на протяжении всего 1990 года[17].

Ошский конфликт

В основе ошского конфликта  лежали более отчетливо выраженные социально-экономические причины. В отличие от узбеков киргизы традиционно занимались скотоводством и не имели навыков земледелия а, следовательно – и стимулов для проживания в сельской местности. Соответственно, миграция киргизов в города происходила более интенсивно. К концу 1980-х гг. в городах Киргизской ССР скопилась значительная масса сельских переселенцев, в большинстве своем не имевших собственного жилья, востребованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы.

В течение 1989 года в Киргизии возникло несколько объединений  застройщиков, претендовавших на земли вокруг Бишкека и других крупных городов. В Оше таким объединением стало общество «Ош-аймагы», участники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии и придания узбекскому языку статуса государственного. 4 июня на спорном поле собрались толпы узбеков и киргизов, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение. После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили г. Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией8.

Таджикско-киргизский конфликт

В 1989 г. произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии, в основе которого лежал конфликт по поводу распределения земель. Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались требования о передаче земель Таджикистану, продолжались вплоть до 1991 г., грозя перерасти в открытый конфликт между двумя советскими республиками. В том же 1989 г. произошел конфликт по поводу распределения пастбищ между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана, для ликвидации которого были использованы войска МВД СССР[2].

Кульминацией межэтнических  столкновений стали февральские  события 1990 г. в Душанбе, вызванные слухами о выделении квартир армянским беженцам. Под влиянием этих слухов начались акции протеста. 12 февраля 1990 г. они переросли в массовые беспорядки и погромы русскоязычного населения, спровоцированные нарушением данного ранее первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана (КПТ) К. Махкамовым обещания выйти к митингующим и дать разъяснения по поводу циркулировавших слухов. К вечеру 13 февраля в Душанбе были введены танки и армейские подразделения, которым удалось остановить беспорядки.

Информация о работе Межэтнические конфликты