Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является произвести анализ и дать оценку процессам на основании теоретических и изученных основ социально-экономических процессов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть принципы исследования социально-экономических процессов;
2. Выделить методы исследования социально-экономических процессов;
3. Показать опыт современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов;
4. Проанализировать спектр социально-экономических исследований.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

В исследовании социально-экономических процессов значительное внимание должно уделяться принципу многоуровневого, иерархичного описания. Принцип иерархичного описания означает выделение уровней в построении компонентов и рассмотрение структуры социально-экономических процессов как совокупности уровней иерархии. Принцип иерархичного описания отражает тип структурных отношений, который характеризует упорядоченность, организованность взаимодействий между отдельными уровнями иерархии. Необходимость иерархичного описания обусловлена тем, что управление социально-экономическими процессами связано с использованием и переработкой больших массивов информации, которые лежат ниже желаемого уровня, используя детальную и конкретную информацию, охватывающую лишь отдельные аспекты функционирования процесса, а уже в высокие уровни поступает обобщенная информация, которая характеризует условия функционирования в целом социально-экономические процессы.

Принцип децентрализации. Этот принцип основан на централизованном и децентрализованном управлении, которое показывает, что степень централизации должна быть минимальной, обеспечивая при этом выполнение поставленной цели. Принцип децентрализации означает, что значительная часть информации, полученная в процессе анализа структурных компонентов социально-экономических процессов, должна быть максимально использована для принятия тех управляющих решений для органов управления данными компонентами. Если не выполнять этот принцип, то более высокие уровни управления будут иметь избыток информации, переработав которую нельзя будет принять правильно решение.

Огромную роль в анализе социально-экономических процессов имеет принцип сочетания фундаментального и прикладного аспектов анализа. В развитии социально-экономических процессов12 можно выделить два наиболее главных направления: это изменения под влиянием объективных законов и закономерностей и изменения, вызванные принятием управленческих решений. В реальном поведении процесса эти изменения неразделимы.

В тех случаях, когда анализ социально-экономических процессов служит основой раскрытия объективных механизмов функционирования процессов, перед аналитиками ставится цель обеспечить общество информацией о законах и закономерностях развития, знание которых дает возможность понять сущность СЭП, их естественное влияние на экономику. Анализ социально-экономических процессов в фундаментальном направлении имеет масштабные объекты исследования, которые часто накладываются друг на друга. Он ведет к раскрытию природы социально-экономических процессов, что ставит перед аналитиками цели, критерии которых простираются на все стороны жизнедеятельности общества. Субъектами такого анализа могут выступать только подготовленные для этого группы ученых, объединенных в специальные научные корпорации. Экономическая теория представляет собой систему знаний, которая дает возможность в понятиях, законах, принципах, категориях и закономерностях выражать поведение социально-экономических процессов, а также их связи и обусловленности.

Делая вывод из выше сказанного, необходимо сказать, что анализ социально-экономических процессов имеет настолько различные, четко очерченные объекты исследования, что это делает невозможным сформировать общую основу методики их анализа. Поэтому для проведения анализа социально-экономических процессов необходимо иметь очень объемный, разнообразный инструментарий, который  дает возможность не только всесторонне рассматривать анализируемый процесс, но и исследовать его роль и влияние в общей экономической системе с различными взаимосвязями и обусловленностями.

 

1.2.  Методы исследования  социально-экономических процессов

В процессе исследования социально-экономических процессов выделяют различные методы.

Общая методика сбора первичных данных13 рассматривается в начале конкретного социологического исследования. Он основан на непосредственном (интервью)14 или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя с респондентом. На разведывательном этапе, когда социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Ведь источником такой информации должна служить документация, с изучением которой, как правило, начинается конкретное социологическое исследование проблемы.

В процессе исследования проблемы, необходим анализ информации социально-экономических процессов.

Анализ документов - один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам относятся печатные, рукописные и другие материалы, которые созданы для хранения и передачи конкретной информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта. В своей работе социологи используют большое количество различного рода документов: такие как государственные и правительственные акты, речи политических руководителей, статистические сборники и многие другие. Круг социологических документов очень широк и, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии, необходимо знать их классификацию.

Так, по статусу документы классифицируются на официальные и неофициальные.

По форме фиксирования информации документы классифицируются на письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки).

По целевому назначению документы классифицируются на специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений) и косвенные (справочная литература).

По выполняемым функциям документы классифицируются на информационно-регулятивные (служебная документация), коммуникативные и культурно-воспитательные (материалы общественно-политических организаций).

По источнику информации документы классифицируются на первичные (отчеты конкретных социологических исследований) и вторичные (монографии, учебные пособия).

Существует множество методов анализа документов и причем все они могут быть разделены на два основных вида: традиционный (классический) и качественно-количественный (формализованный) анализ.

Традиционный анализ основан на механизме глубокого понимания текста, который направлен на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Его можно подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ "исторического контекста" документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).

Косвенно-количественный анализ используется для преодоления субъективности традиционного анализа, для более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие массивы информации. Этот анализ основывается на переводе текстовой информации, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.

Информацию о трудовой ситуации и поведении в ней работников можно получить, используя метод наблюдения. Ведь наблюдение15 - это целенаправленное визуальное восприятие и регистрация социальной действительности, ее наиболее важных событий, процессов, явлений. В зависимости от места нахождения исследователя относительно исследуемого объекта наблюдение делятся на два вида: это включенное или (участвующее) и невключенное соответственно (неучаствующее). При участвующем наблюдении необходимо включаться в изучаемый социальный процесс, который входит в социальную среду, при этом выполняя функции изучаемых событий, находящихся изнутри. А при не включенном наблюдении нужно находится вне изучаемого объекта и события, который регистрируется со стороны без вмешательства наблюдателя в их ход.

В зависимости от степени осведомленности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито).

В зависимости от степени формализации процедуры, то есть жесткости наблюдения делятся на свободные (бесструктурные) и стандартизированные (структурные). Свободное наблюдение характеризуется отсутствием жестокого предписания извне, а стандартизированное наблюдение отличается от свободного строгой регламентацией процедуры наблюдения, времени и избранного объекта.

Преимуществом метода наблюдения является то, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. А недостатком этого метода наблюдения является трудоемкость его осуществления. Самым популярным в методе сбора первичной информации является опрос. В настоящее время на практике чаще всего встречаются три разновидности опроса: анкетирование, интервью и эксперт-опрос.

Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты, с помощью которой опосредуется взаимодействие исследователя и респондента. Он чаще всего используется для сбора информации о массовых социальных явлениях16. Достоинствами этого метода являются возможность получения в относительно короткий срок значительного объема информации, а также обеспечение анонимности ответов; а недостатком - невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, а так же его самостоятельность и полноту.

Для более глубокого изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий может использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу. Интервью – это метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения. Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимуществом этого метода является то, что благодаря непосредственному контакту общения имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, а так же задавать дополнительные вопросы, при этом уточняя ответы, и тем самым обеспечивая получение более глубокой информации.

Часто на практике возникают такие ситуации, когда просто необходимо дать оценку сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной17. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по исследуемой проблеме называется эксперт - опросом, а сами суждения - экспертной оценкой. К основным видам экспертного опроса необходимо отнести: анкетирование и интервью, "мозговую атаку", дискуссии, советы, деловые игры.

Так же важно отметить, что в социологических исследований зачастую может использоваться метод изучения продуктов деятельности – то есть сбор информации при анализе материализованных результатов трудовой деятельности человека. Но при этом объектом исследования выступают не люди и не их отношения, а продукты их предшествующей трудовой деятельности18.

В процессе изучения всех названных методов в современных условиях хозяйствования в прикладном социологическом исследовании для анализа действий законов функционирования и развития социальных систем, осуществляющих в трудовом процессе все шире и шире используются математические и статистические методы такие как: теории корреляции, ковариации, детерминации, кибернетического моделирования, теории игр и другие, но эти методы выполняют лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом рассмотренных выше специальных методов.

 

1.3. Опыт современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов

Особенностью социально-экономических исследований состоит  в том, что они являются комплексными, так как исследуют социальные процессы в разных сферах и с помощью различных инструментов. Поэтому часто трудно определить четко выраженную область научного знания, к которой относится тот или иной объект исследования. Так, эконометрика и моделирование используют математические методы анализа, а производственные отношения чаще всего связаны с гуманитарным знанием, которые регулируют процессы в экономике, относясь к правовой сфере. Другими словами экономические исследования носят междисциплинарный характер, то есть экономическая наука использует другие науки в качестве необходимого инструментария. Поэтому экономисты в этой связи отмечают, что такое использование проявляется двояко. С одной стороны, экономика базируется на хорошо известных результатах других наук, а с другой - она использует «дружественные» науки в качестве поставщиков новых проблем.

За последние время характеризуется становление российской институциональной теории. Это явилось следствием того, что рекомендации, сделанные с позиции неоклассической микро- и макроэкономики, оказались применимыми к нашей стране далеко не в полной мере.  Это связано с сильным влиянием марксизма, который рассматривал традиционный институционализм как своего потенциального союзника. Позже появились многочисленные специальные работы (не только абстрактно-теоретические, но и конкретно-эмпирические), где неоинституциональные идеи используются для объяснения особенностей современного российского хозяйства.

Теория прав собственности важна для нашей экономики в аспекте анализа приватизации, ее последствий и формирования рыночных институтов. Единственным обзорным исследованием достаточно высокого уровня по теории прав собственности остается книга Р. Капелюшникова «Экономическая теория прав собственности», благодаря которой большинство российских экономистов впервые узнали о данном научном направлении. Современная Россия находится в состоянии трудного поиска собственной модели экономического развития. По утверждению многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, выбор варианта экономического регулирования определяется наличием многообразных ресурсов; формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций; оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяйственной культуры; менталитетом.

В результате исследовательской деятельности российских ученых четко разграничилось несколько методов оздоровления российских социально-экономических процессов: с одной стороны, методы фундаментальной неоклассики с ее математическим аппаратом, позволяющим достичь предельной строгости и непротиворечивости; а с другой стороны, методы отпочковавшихся неоинституциональных течений в сочетании с традиционным институционализмом и неокейнсианством, не претендующими на абсолютную точность, но более реалистичными. Идентифицируя методологические принципы каждого из подходов, необходимо определить, насколько они применимы к российским реалиям (учитывая особенности этноса и менталитета).

Информация о работе Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов