Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и дать оценку процессам на основании теоретических и изученных основ социально-экономических процессов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть принципы исследования социально-экономических процессов;
2. Выделить методы исследования социально-экономических процессов;
3. Показать опыт современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов;
4. Проанализировать спектр социально-экономических исследований.
Введение
В данной курсовой работе рассматривается проблема исследования социально-экономических процессов. Актуальность представленной темы заключается в том, что социальные процессы более инерционны в сравнении с экономическими. Однако они обладают огромным кумулятивным эффектом, накапливая прямые и косвенные следствия социально-экономических изменений, которые бумерангом возвращаются в хозяйственную практику через сознание и поведение людей. Следовательно, всестороннее изучение социального самочувствия как одного из главных индикаторов адаптации населения к новым социально-политическим и социально-экономическим процессам является в настоящее время актуальной научно-практической задачей. Актуальность настоящего исследования диктуется обстоятельствами того, что в настоящее время отсутствует система социального управления общества.
В сфере управления тема работы достаточно актуальна в своем развитии, поэтому необходимо сказать, что в практике посвящены работы таких авторов, как: Кучуков Р.А., Лавриненко В.Н., Зерчанина Т.Е. рассматривая исследования социально-экономических процессов; Дуброва Т.А., Добреньков В.И., которые в свою очередь рассматривали прогнозирование и методику социально-экономических процессов. Необходимо отметить таких авторов, как Райзберг Б.А., Тавокин Е.П., Трошихин В.В., которые определяли управление социально-экономическими процессами.
Объектом исследования являются социально-экономические процессы, рассматриваемые с учетом социально-территориальных особенностей, в условиях меняющихся социально-экономических факторов, характеризующих состояние общества. Следовательно, предметом исследования является формирование исследования социально-экономических процессов на примере социальных проблем.
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и дать оценку процессам на основании теоретических и изученных основ социально-экономических процессов.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть принципы исследования социально-экономических процессов;
2. Выделить методы исследования социально-экономических процессов;
3. Показать опыт современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов;
4. Проанализировать спектр социально-экономических исследований.
5. Рассмотреть проблему бедности как одну из наиболее важных и внести предложения по внедрению результатов деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Поставленная цель и задачи определили следующую логику курсовой работы. В главе 1 рассмотрены принципы, методы социально-экономических процессов, а также опыт современных российских экономистов к исследованию процессов. В главе 2 проведен анализ и оценка исследования социальных проблем на примере одной из наиболее важных проблем в мире.
При исследовании данной темы курсовой работы было использовано 32 источника, которые послужили основой работы таких авторов как: Трошихин В.В., Рой О.М., Лавриненко В.Н., Кучуков Р.А., Зерчанина Т.Е., Дуброва Т.А., Добреньков В.И., а также были использованы нормативные акты, например, Конституция РФ, и научная литература, например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, «Инновационное развитие и социально-экономические процессы региона».
Глава 1. Методологические подходы к исследованию социально-
экономических процессов. Цели и задачи
Повышение эффективности и устойчивости функционирования экономики в рыночных отношениях обусловили необходимость увеличения внимания органов управления к таким процессам как экономический рост, конкурентоспособность, инфляция, инвестиционная активность, безработица, благосостояние и многим другим. Применительно к экономике нашей страны эти процессы мало изучены и достаточно новы. Во многом это связано с тем, что в период планово-распределительной системы хозяйствования создались условия, когда удавалось в значительной мере нивелировать тенденции развития этих процессов, тем самым доказывая, что в плановой экономике не может быть инфляции и безработицы, а плановый выпуск продукции не создает условий для конкуренции, свободного ценообразования и многих других процессов. Такое положение в экономике нашей страны привело к отсутствию в течение длительного периода времени интереса не только к исследованию тенденций формирования и развития этих процессов, но и к научным и методологическим разработкам в этой области.
Вместе с тем трудно переоценить важность решения проблем, которые систематически ставятся этими процессами перед специалистами разных уровней управления. И чем более сложные проблемы возникают перед органами управления1, тем больше возрастает значение для их решения знаний о поведении этих процессов. Поэтому говоря, об управлении в рыночных условиях требует глубокого познания их сущности, закономерностей развития, а так же поведения.
Важно сказать, что в экономической литературе2 с постсоветских стран до настоящего времени нет не только методологических основ исследования, но и четкого понятийного аппарата по отношению рассматриваемых процессов. В таких условиях очень важно избежать путаницы, которая возникает вследствие разной трактовки одних и тез же терминов. Учитывая это, встает необходимость,3 естественно не претендуя на единственно верное толкование, уточнить терминологию, которую используют применительно к рассматриваемым явлениям и процессам.
Но факт есть факт, и поэтому нельзя отрицать, что указанные процессы имеют очень сложную структуру, поэтому их нельзя охарактеризовать как совокупность социальных и экономических явлений. Они охватывают одновременно как те, так и другие стороны развития общества, оказывая большое влияние на все сферы его жизни. Они формируются на макроуровне и непосредственно связаны с функционированием рынка. Они могут быть чрезвычайно разнообразны, но вместе с тем теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловлены. Такие процессы естественны, от них нельзя избавиться, но ими можно управлять, а так же корректировать в соответствии с потребностями и возможностями жизни общества.
Говоря о характеристиках данных процессов можно сказать, что все они могут рассматриваться как социально-экономические процессы, то есть как постоянно изменяющиеся, непрерывные сложные явления, которые формируются на макроуровне экономики и оказывающие одновременно воздействие как на экономическую, так и социальную стороны жизни общества.
Эффективное развитие социально-экономических процессов (СЭП) – это задача, без решения которой немыслимы никакие преобразования в обществе или социальные процессы, вызванные экономическим неравенством социальных субъектов4. И чем более важные проблемы возникают в управлении экономическим развитием, тем больше возрастает значение для их решения анализа и оценки функционирования социально-экономических процессов. А управление социально-экономическими процессами требует специальных знаний и навыков, которые невозможны без обоснованного анализа, базирующегося на научной методологии. Исследование социально-экономических процессов связано с необходимостью решения целого ряда методологических проблем, среди которых важное значение имеет проблема разработки принципов и подходов анализа.
Фундаментальное значение в анализе СЭП имеет принцип целеполагания. В соответствии с этим принципом любой анализ социально-экономических процессов должен быть связан с достижением только определенной и единственной цели, стоящей перед аналитиком. Цель должна быть обоснована возникшей проблемой. Это означает, что любой анализ социально-экономических процессов должен быть целенаправленным.
Анализ социально-экономических процессов5 может вестись в направлении исследования многих структур в его составе. Так, к примеру, исследование процесса безработицы может характеризоваться наличием рабочей силы, ее составом, квалификацией, а так же потребностям производства, разветвленностью и наличием вакантных рабочих мест, степенью доступности информации о наличии вакансий, мобильностью рабочей силы и многими другими составляющими. В то же время анализ безработицы может рассматриваться как процесс выявления положительных и отрицательных моментов от наличия безработицы для экономики в целом, так и для производства, и для самого рабочего. Эти характеристики разноплановы. И от того, как мы определим и поставим цель, будет зависеть весь ход анализа.
В связи с тем, что социально-экономический процесс6 есть многогранное, очень сложное по своему строению и взаимосвязям явление, то только цель может определять структуру проведения анализа. Целью формируется уровень обобщения, на котором строится описание социально-экономических процессов. Поэтому цель анализа должна быть четко сформулирована, но и обоснована. Принцип целеполагания дает возможность в структурно сложном своем процессе определить лишь те направления анализа, которые позволяют решить поставленную перед ними проблему, отсекая момент развития процесса все лишнее и не имеющее принципиального значения. Поэтому цель анализа социально-экономических процессов не может сформироваться автоматически, поэтому ее постановку необходимо осуществлять в самом начале проведения любого исследования. СЭП обладают свойством разносторонности характеристик. В связи с этим постановку цели анализа социально-экономических процессов можно подразделить на несколько этапов. Ведь главная цель анализа настолько отдалена от конкретных средств ее достижения, что увязка цели со средствами ее достижения требует последовательной детализации главной цели на подцели7. Поэтому необходимо на втором этапе постановки цели выделить подцели, которые будут являться ресурсами достижения общей цели. Таким образом, нужно сказать, что принцип цели в анализе социально-экономических процессов устанавливает направления анализа, которые обосновывают границы исследования процесса, определяют направления декомпозиции социально-экономических процессов. Иначе говоря, выработка общей цели и подцелей сопровождается разработкой сценария анализа социально-экономических процессов8. Сценарий строится на основе структуризации социально-экономических процессов и отражает интересуемые направления исследования проблемы.
Говоря о принципе целеполагания нужно сказать, что этот принцип непосредственно связан с принципом единства целей, суть которого состоит в том, что цель каждого направления анализа социально-экономических процессов должна обеспечивать решение главной и общей цели исследуемого процесса. Подцели на отдельных уровнях иерархии не всегда должны совпадать с основной целью, но обязательно должны быть сопряжены с основной целью и являться ее составляющими. Принцип единства целей основан на обусловленности процедуры взаимосвязей целей и подцелей в анализе. Главные цели анализа формируются в самом начале исследования анализа, еще при постановке проблемы, а затем распадаются на подцели9. Их нельзя сформировать из совокупности целей различных уровней иерархии. Определение взаимосвязей целей и подцелей в анализе социально-экономических процессов начинается с формулировки общей цели и построения дерева целей по уровням иерархии. Принцип единства целей подразумевает обоснованную их субординацию. При этом особое значение принадлежит согласованию целей так, чтобы цели были более низкого уровня, которые обуславливали бы реализацию вышестоящих целей анализа, а реализация одних целей становилась средством для разрешения других, находящихся на вышестоящих уровнях декомпозиции. Любая цель высоких уровней иерархии достигается только лишь посредством решения подцелей, на которые она распадается. Средством достижения цели служат ее подцели, которые в свою очередь становятся целями для нижестоящего уровня иерархии. Поэтому дерево целей в анализе социально-экономических процессов необходимо рассматривать не только как однородную структуру, но и как одну общую цель, детализированную по уровням иерархии и аспектам, отражаемым в разных его ветвях. Главным свойством принципа единства целей является полнота: каждая цель верхнего уровня дерева целей должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.
Анализ социально-экономических процессов невозможен без соблюдения принципа комплексного исследования. Это означает, что анализ любого социально-экономического процесса должен быть проведен по нескольким уровням и направлениям. Анализ должен отражать исследование целостного объекта, то есть исследование состояния, развития и перспективы функционирования социально-экономического процесса в целом. Этот принцип основан на ситуационном, ретроспективном и прогнозном анализе социально-экономических процессов. Ситуационный анализ – это своеобразный фундамент, на котором базируются все исследования социально-экономических процессов. Он отражает текущее положение исследуемого процесса, определенный пространственно-временной срез. Просчеты при оценке ситуации влекут за собой крайне серьезные последствия: ведь любая ошибка в ситуационном анализе обязательно скажется на последующих стадиях анализа и оценки социально-экономических процессов. Поэтому к такому анализу ситуации важно подходить с особой тщательностью. При исследовании социально-экономического анализа как целостного объекта самым распространенным является ретроспективный анализ. Описывая наблюдаемый процесс, в первую очередь строятся динамические ряды, включающие в себя количественные отношения процесса в различные временные периоды. Кроме исследования процесса как целостного объекта для его оценки и принятия управленческого решения необходима характеристика социально-экономического процесса в его взаимосвязях и взаимодействиях с окружающей средой. Это касается как ситуационного, так ретроспективного и прогнозного исследования СЭП.
Проводя анализ СЭП обязательно необходимо:
- учитывать воздействия на исследуемый СЭП других взаимосвязанных процессов и реакцию на эти воздействия;
- оценивать СЭП с учетом его воздействий на другие процессы (внешнюю среду), учитывать последствия этих воздействий.
Таким образом, принцип комплексного исследования СЭП обосновывает необходимость анализа рассматриваемого процесса как минимум на трех уровнях10. Любой СЭП должен быть проанализирован, во-первых, как целостное явление, во-вторых, как процесс, взаимодействующий с другими процессами, в-третьих, как некоторая сложная структура, внутреннее строение которой представлено в виде компонентов и элементов.
С принципом комплексного исследования социально-экономических процессов непосредственно связан принцип многокомпозиционности11 его компонентов и элементов. При анализе социально-экономических процессов сочетание рассматриваемых его компонентов может быть различным в соответствии с задачами, целями, факторами анализа, состоянием внешней среды, аспектами решаемой проблемы. Множественность возможных сочетаний компонентов и элементов в структуре социально-экономических процессов открывает путь к различным направлениям анализа. В силу этого в анализе очень важны конкретизация постановки проблемы, целей анализа, четкое определение условий, в которых будет развиваться направления его проведения. Принцип многокомпозиционности обусловливает наличие большого количества композиций компонентов и элементов в анализе социально-экономических процессов и как следствие - многогранность аналитических заключений.
Информация о работе Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов