Методика и техника сбора социологической информации. Изучение документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом. Вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Оглавление

Введение С. 1
Классификация документов С. 2 – 5.
Проблема достоверности документальной информации С. 5 – 7
Виды анализа документов С. 7 - 8
Основные процедуры контент-анализа С. 8 – 11
Оценка метода документального анализа С. 11 – 12
Заключение С. 13
Литература С. 14

Файлы: 1 файл

анализ документов.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

•  темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.


Пo тематике можно еще более полно представить содержание документа. Темы развертывания инициативы и предприимчивости, борьбы с бюрократизмом и сверхцентрализацией, соблюдения прав человека и законности, социальной справедливости, гражданского мира и согласия или же тематика укрепления государственности, централизма, дисциплины и борьбы со всяческими врагами как лидирующая проблематика средств массовой информации очень показательны для определения их политико-идеологических позиций. Столь же показательны сюжеты из личных документов, например, писем о самом себе или о своих близких, о делах производственных и политике, об искусстве и т. п. Все это — свидетельства определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентации и норм деятельности;

• имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений.

Эти характеристики могут свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или представляемых ими социальных институтов, Сообществ, групп на общественное мнение. По числу ссылок на отдельных авторов определяют значимость той или иной научной идеи: если число ссылок растет или падает, это свидетельствует о росте или падении авторитета данной концепции. По частоте упоминаний общественных движений или их лидеров легко заключить о влиятельности этих движений;

• целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения —свидетельство его важности для общества;

• смысл апелляций к потенциальному адресату—пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения. В коммерческой рекламе содержатся апелляции к возрастным когортам (например, «молодежь выбирает...»), социальному слою, активирующие разные потребности личности (здоровье, социальный статус...), нацеленные на мотивацию избежания опасности или достижение успеха и т. д. В политической рекламе, как правило, единицами анализа могут выступать апелляции к определенным ценностям (справедливости, разумности, добру...), к нравственным нормам и стремлениям обустроить жизнь лучшим образом и т.д.   Эстонский социолог М. Лауристинь, отмечает  В. А. Ядов в учебном пособии «Стратегия социолоического исследования» следующим образом обобщает задачи, объект и предмет контент-анализа применительно к изучению массовых коммуникаций: 1) проблематика отражения действительности; 2) область реализации целей коммуникатора и социального института, который он представляет; 3) сфера потребностей аудитории массовой коммуникации, удовлетворяемых ею; 4) область взаимодействия коммуникатора (органа информации, пропагандиста...) и аудитории. Далее развертывается система индикаторов применительно к каждому из названных аспектов. Например, для первого аспекта (отражение реальности) ставятся задачи: а) реконструировать события и явления и б) установить закономерности отображения действительности средствами массовой коммуникации. Объектом анализа здесь выступают содержание сообщений, их тематика и смысловые значения, а предметом — картина мира, представляемая средствами массовой информации. В последнем аспекте (взаимодействие) ставятся задачи прогнозировать эффективность информационного воздействия, его социальный эффект и коммуникативные отношения между различными группами аудитории. Как объект коммуникации здесь указываются язык и структура текста (то, о чем сообщается) и характеристики источника сообщения, а также его адресата. Предмет анализа в этом случае — соответствие средств коммуникации ее целям и опыту аудитории, содержания сообщений — социальному опыту слушателей и зрителей и, наконец, соответствие коммуникативных отношений между группами населения в том виде, как они отображаются в сообщениях, реальным отношениям, таким, каковы они есть в действительности. 

Контент-анализ текстов  может быть применен в самых разных областях исследования. Одним из примеров его использования в педагогических науках является интересная работа петербургских социопедагогов. Они применили данный способ для изучения эффективности нравственного просвещения. Ученикам 9-10-х классов дневной и вечерней школ было предложено определить смысл 15 нравственных понятий: культура, труд, просвещение, религия, нравственность, долг, образование, предрассудки, мораль, искусство, творчество, честь, знания, совесть, красота. Смысловые единицы анализа были представлены в упорядоченной номинальной шкале: а) неудовлетворительное осмысление предмета (ответы типа «не знаю», предложение логического «круга», тавтология); б) пояснение смысла путем простого перечисления примеров, скажем, «искусство — это музыка, живопись, литература», в) указание на существенное свойство предмета, но неполное его осмысление, например «честь — это собственное достоинство», г) максимально полное смысловое определение.


В итоге были получены данные, указывающие на особенности  восприятия моральных категорий  учащимися разного возраста и с разным жизненным опытом.

 

6. Оценка метода документального анализа

Документы нередко выступают  в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Обычно это материалы  прессы, а также письма читателей, статистические отчеты, карточки персонального учета (например, библиотечные формуляры при изучении читательского спроса), административные инструкции, рекламные тексты, политические листовки и т.д.

Использование личных, или, как иногда говорят, «человеческих» документов, в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы — прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологических-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.

И напротив, в интерпретационных  теоретических подходах (феноменологических, культурологических) жизненные истории, биографии — великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных практик людей1.

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в  поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Советский демограф В.И. Переведенцев остроумно проверил гипотезу о влиянии этнических факторов на миграцию населения. Он сопоставил данные об интенсивности миграции коренного населения союзных республик с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о доле лиц коренной национальности (по республикам), не считающих язык своей национальности родным языком. Оказалось, что эти пропорции совпадают почти идеально. Так, интенсивность миграции украинцев (в пропорции к русским) 11%, а доля украинцев, не говорящих на родном языке, — 12,3%, для белорусов — соответственно 15% против 15,8%, для народов Закавказья — 5% против 4,6%, народов Средней Азии — около 1 % против 1,5%, для казахов — 4% против 1,6%, для народов Прибалтики — 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический фактор существенно влиял на миграцию.

Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных выше проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах часто отражается не процесс, а лишь результаты .

 

Заключение

Анализ документов —  важный метод сбора информации при  формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному пла ну. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.


Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной статистики, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются.

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Немировский, В. Г.  Общая социология: учебное пособие  / В. Г. Немировский. – Ростов  н/Д : Феникс, 2004

 

2. Основы прикладной социологии : учебник / под ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. – М. : Интерпрпкс, 1996

 

3. Социология : метод. указания по выполнению контрольных работ для студентов всех специальностей заочной формы обучения / сост. В. Х. Беленький, Н. П. Гуляева, А. Б. Мулоянов. – Красноярск : ГАЦМиЗ, 2000

 

4. Сусоколов, А. А. Технология социологического исследования : учебное пособие /А. А. Сусоколов. – М. : Русская панорама, 2008

 

5. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / В. А. Ядов. М.: Омега-Л, 2009

 


Информация о работе Методика и техника сбора социологической информации. Изучение документов