Место социологии в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать предмет современной социологии и ее место в системе общественных наук.
Задачи данной работы:
- Определить понятия объект и предмет социологии
- Рассмотреть структуру социологического знания
- Изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………….3
ГЛАВА 1. Предмет современной социологии……………………..……….5
1.1. Объект и предмет социологии………………………….……..5
1.2. Понятие «социального»……………………………………….8
1.3. Структура социологического знания………………………...10
ГЛАВА 2. Место социологии в системе общественных наук………...……13
2.1. Специфика методологии социологического познания..……..15
2.2. Понятийный аппарат социологии……………………….……..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……….20
Список использованной литературы……………………………...…………22

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

2. Социология и психология 

Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление  индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика  человека как неповторимый уникальный мир, а также -иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3. Социология и история 

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов –  общей проблемой необходимость  учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и  существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление  развития общества. Специфика заключается  в следующем: науки разделяют  на две группы:

a)Номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.

4. Экономика и социология 

Общее в этих науках –  понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы  математического производства и  его средства. Социология изучает  положение человека в этих экономических  условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5. Социология и политология 

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений  между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

2.2. Понятийный  аппарат социологии

Каждый раз, когда в  науке происходит основательная  ломка понятий и логических принципов, встает вопрос об их связи с эмпирическими  данными. Эта взаимосвязь имеет особое значение для социальных наук, изучающих мобильные социальные системы: общество, группы, процессы, явления и т. д. Содержательное изменение понятийного аппарата общественных наук может происходить под воздействием двух факторов: во-первых, совершаемых в науках новых открытий, в корне изменяющих представление ученого о существующих логических конструктах, во-вторых, глубоких перемен, происходящих в жизнедеятельности общества и его основных социальных институтов, что делает невозможным описывать и изучать новую социальную систему в рамках старых логических схем и понятий.

Отсюда следует, что понятийный аппарат науки – социологии должен развиваться вместе с изменениями, происходящими и в теоретической  социологии, и в социальной жизни  общества. Итегративность социологических знаний приводит к тому, что отраслевые социологи все чаще и чаще применяют понятийный аппарат других наук, что также требует определенной научно-теоретической корректировки используемых прикладной социологией понятий.

Указанные процессы неизбежно  отражаются в понятийном аппарате социологической  науки. Понятие обычно определяют как  одну из основных форм мышления, этим подчеркивается его важная роль в познании.

Для социологии имеют значения и обыденные суждения, когда речь идет об изучении общественного мнения населения, и научные понятия  – дефиниции, когда речь идет о  работе над программой социологического исследования, разработке эмпирических показателей и вопросов анкеты.

Следовательно, использование  различного рода понятий определяется целью их применения, можно выявить три типа понятий:

- общефилософский;

- общесоциологический;

- операциональный (иногда его называют конкретно-социологическим).

Первый тип понятий (общефилософский) уже объясняется сказанным выше, т. е. тем, что социология зародилась в недрах социальной философии и  сохранила многие общие с ней  категории, например: общество, общественные отношения, социальные и нравственные нормы, культура и культурные ценности, личность, социальная среда и др.

Однако, отмежевавшись от философии, социология стала разрабатывать  свой понятийный аппарат (на чем настаивал  О. Конт), связанный с теми направлениями  общественной жизни, которые она  изучает, например: социальное действие, социальные взаимодействия, социальный контроль, социальный институт, социальные процессы.

На операциональном уровне (уровне сбора социологической информации) социолог использует понятия, которые представлены в виде переменных. В числе таких понятий могут быть, например, мнения людей относительно кого-либо, уровень дохода определенных социальных групп и т. д.

Каждое научное направление  может по-своему определять один и  тот же объект анализа, выделять в  нем различные предметные области. В этом заключается специфика  научного познания. Итак, каждое понятие  отражает определенные концепции, а  в рамках последних – качества, характеристики субъектов, явлений, процессов  и т. д., которые и становятся предметом  нашего интереса. Это обусловлено прежде всего тем, что взятое изолированно от концепции понятие не дает полного представления о сущности того, к чему оно применяется. Например, одно из определений социального поведения звучит как «психическая и интеллектуальная активность личности». Если его рассматривать изолированно от различных концепций, то такое определение не дает представлений, во-первых, о характере и направленности этой активности; во-вторых, о типах социального поведения; в-третьих, о соотношении интересов и форм поведения, а также о многих других вопросах, связанных с психической и интеллектуальной активностью человека.

Все эти вопросы для  эмпирической социологии являются очень  важными, так как помогают в выработке  показателей (переменных), отражающих наблюдаемые события. Отсюда вывод: любое понятие должно быть рассмотрено  в рамках концепции, к которой  оно принадлежит.

Понятия закрепляются и выражаются непосредственно в языковой форме. Это может быть слово или группа слов. Например: «активность», «социальная  деятельность, «девиантное (отклоняющееся) поведение личности». Понятие может быть выражено, а вернее материализовано, и в виде творений человека (например, картина, скульптура, здание). В понятии объект характеризуется обобщенно. Это достигается за счет таких процессов, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение. Следовательно, любое понятие представляет собой, в той или иной мере, идеализированный объект, некую теоретическую модель явления или процесса и не отражает всего многообразия более частных характеристик. Посредством отдельных понятий (или систем понятий) отражаются фрагменты социальной реальности, изучаемой различными науками, в том числе и социологией, Эти понятия могут вырабатываться как на теоретическом (абстрактном) уровне, так и на эмпирическом, через обобщения социологических данных.

Как показывает опыт научного познания, необходимо использовать оба  вида анализа, в том числе с  целью проверки «работы» понятийного  аппарата, для увеличения степени  тождественности идеализированного  объекта с реальной практикой.

В социологии понятийный аппарат  играет двоякую роль: во-первых, он отражает состояние научных представлений, научных знаний об объекте анализа; во-вторых, служит основанием разработки системы переменных в социологических  анкетах, интервью, наблюдениях. Чем  точнее понятие отражает социальную реальность, тем больше шансов, что система переменных (показателей) охватит основную часть характеристик предмета анализа, а результаты исследования будут репрезентативными (представительными) по отношению к изучаемой проблеме. В свою очередь, обобщения и анализ эмпирических данных позволяют социологам корректировать представления теоретиков о социальном мире, в котором мы живем.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социология – это универсальная  наука об обществе, призванная изучить  глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

Термин социология переводится  как наука об обществе. Общество является объектом социологии. Предмет  социологии – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое.

При определении предмета социологии социологи чаще всего  обращаются к категории «социальное», тем самым подчеркивая, что в  этом заключается ее отличие от других наук, которые изучают общество: экономики, политология и тому подобное. Объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и  от-ношений, которые носят название социальных.

Структура социологического знания определяется в зависимости  от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации  как макро- и микросоциология, теоретическая  и эмпирическая, фундаментальная  и прикладная социология и т.д. Чтобы определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками, следует исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим и считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

В системе общественных и  гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах.

Во-вторых, она включает в  себя теорию науки об обществе, которая  выступает как теория всех других общественных и гуманитарных наук.

В-третьих, все общественные и гуманитарные науки, изучающие  различные стороны жизнедеятельности  общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект.

В-четвертых, техника и  методика изучения человека и его  деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми  другими общественными и гуманитарными  науками.

В-пятых, сложилась целая  система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук.

В настоящее время социология вызывает к себе все больший интерес. Особенной популярностью пользуется ее практическая, прикладная часть. Благодаря  социологическим исследованиям  люди имеют возможность оценивать  развитие событий и отношение  к ним в настоящем, а значит, проектировать свое будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Кравченко А.И. Общая  социология: Пособие для вузов.  М., 2001.

2. Куликов Л.М. Основы  социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.

3. Смелзер Н. Социология /Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.

4. Социология: Основы общей  теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.

5. Фролов С.С. Основы  социологии: Учеб. пособие. М., 2006.

6. Социология: Учебник. / Под ред. Ю.П. Волкова - М.: Гардарики, 2002. - 512 с.

7. Добренков В.И., Кравченко  А.И. Социология: Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 232 с.

8. Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003.

9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический  Проект, 2002. - 508 с.

10. Харчева В. Основы социологии: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 302 с.

11. Социология: Учебник для  вузов. / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 349 с.

12. Асп Э.К. Введение в социологию / Под общей редакцией А. О. Боронаева. - СПб.: издательство «Алетейя», 2000. - 248 с.

13. Бельский В. Ю. и  другие Социология. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.

14. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Том 1: Методология и история. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

15. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 1996. - 208 с.

16. Социология: основы общей  теории / Под редакцией Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.

 


Информация о работе Место социологии в системе наук