Место социологии в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать предмет современной социологии и ее место в системе общественных наук.
Задачи данной работы:
- Определить понятия объект и предмет социологии
- Рассмотреть структуру социологического знания
- Изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………….3
ГЛАВА 1. Предмет современной социологии……………………..……….5
1.1. Объект и предмет социологии………………………….……..5
1.2. Понятие «социального»……………………………………….8
1.3. Структура социологического знания………………………...10
ГЛАВА 2. Место социологии в системе общественных наук………...……13
2.1. Специфика методологии социологического познания..……..15
2.2. Понятийный аппарат социологии……………………….……..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……….20
Список использованной литературы……………………………...…………22

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

4. В западной социологии (Западная Европа и США), где  особое развитие у прикладной  социологии, понятие «социальное»  использовалось в узком (эмпирическом) значении. В ряде языков (французский  и английский), понятие «социальное» - производное от понятие общество. Таким образом возникли трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. По этой же причине были введены термины: социетальный, который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

5. В отечественной науке  отсутствие четких разграничений  общественное и социальное, связано  с языковыми традициями, т.к. в  русском языке обычно используются  термины «общественное» и «гражданское».  Социальное рассматривалось как синоним слову общественного, а гражданское связывалось с юридической наукой. Позднее социология была определена в значении употребляемым Марксом – отношение между людьми.

Свойствами социального являются:

1. Социальное – это  общее свойство, которое присущее  различным группам индивидов  и являющееся результатом интеграции  различных свойств общественных  отношений. 

2. Социальное выражает  обусловленное современными общественными  отношениями взаимоположение индивидов,  таким образом характер и содержание отношений между индивидами, группами зависит от места, роли, которые он занимает и выполняют в обществе.

3. Социальное проявляется  в отношениях различных индивидов  и групп друг к другу, к  своему положение в обществе, явлениям и процессам, происходящим  в обществе.

4. Социальное есть результат  совместной деятельности различных  индивидов и групп, которое  проявляется в их общении, взаимодействии.

Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.

Такой подход к понятию  «социальное» позволяет социологам размежевать уровни его проявления: индивидуальный, групповой, общесоциальный (социетальный), а также сферы, например, социально-экономическая, социально-политическая и т.п. Это разграничение имеет большое методическое значение при эмпирическом анализе проблем (то есть конкретном изучении реального мира, реальных человеческих отношений). Например, зная о характере социальных норм на уровне общества, мы можем определить их соотношение с групповыми и межличностными вариантами их функционирования. И наоборот, изучая личностные и групповые ценности, - выйти на общесоциальный уровень.

Социальное пронизывает  все явления особого (социального) состояния жизни – как его  элементарные формы, так и сложные  образования и системы. Социальное качественно преобразует общие начала жизни человека – они социализируются:

- Социальна структура  потребностей человека, у которого  природная программа жизнедеятельности  (программа обмена веществ, сохранения  и продолжения рода и т.д.) дополняется  социокультурной программой, обеспечивающей  включение индивида в социум  и его развитие в социуме,  которая тоже жизненно неотвратима,  т.е. формируется более богатая  в качественном отношении система  потребностей.

- Формируется новый тип  усилий по удовлетворению потребностей  – целенаправленная деятельность  во имя цели, которая представляет  собой осознанную потребность.

- Возникает новый тип  скоординированных усилий индивидов  – социальное сообщество, которое  характеризуется осмысленной координацией, регламентацией поведения. Каждый  член сообщества, осуществляя свои  действия, учитывает реакцию других, сознательно ориентируясь на  принятые в сообществе ценности, нормы, принципы, законы.

1.3. Структура социологического  знания

Процессы институционализации  науки могут быть внешними (например, оформление в качестве учебной дисциплины, открытие факультетов, публикация специальных  изданий), так и внутренними, которые  означают совершенствование организационной  структуры науки, наличие устойчивого  разделения труда внутри науки, формирование норм профессиональной этики.

Структура социологического знания определяется в зависимости  от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации  как макро- и микросоциология, теоретическая  и

эмпирическая, фундаментальная  и прикладная социология и т.д. Чтобы определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками, следует исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим и считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

Первое принципиальное утверждение  состоит в том, что базовый, исходный уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают  свое внимание на уточнении и определении  объекта и предмета социологической  науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот – первый – структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

Второй уровень структуры  социологического знания образует эмпирическая социология, которую представляют специальные  социологические теории, соединяющие  теоретико-методологическое знание с  эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики.

Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий - экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – Трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕСТО  СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

До недавнего времени  место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом  при обсуждении ее соотношения с  историческим материализмом и теорией  научного коммунизма. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающей  дисциплины, от трактовки истмата  как методологической основы социологии до отрицания ее полной самостоятельности  – вот спектр мнений, который  был предметом обсуждения в 60-80-х  годах. По существу, в полемике выяснялся  лишь один вопрос: какие области  научного знания можно было «отдать» социологии, а какие оставить за собой. Но в большинстве случаев  давался один ответ – социология рассматривалась как вспомогательная  дисциплина, как поставщик конкретной информации, а научное осмысление эмпирических данных осуществлялось другими. Конечно, в ходе этих споров высказывались  и иные точки зрения, но все они  так или иначе отказывали социологии в праве на самостоятельную роль, приспосабливая ее к существующей структуре  философского знания, и в лучшем случае искали компромисс между различными точками зрения, но опять же за счет социологии. Аналогичные дискуссии  были характерны и при рассмотрении взаимосвязи социологии и теории научного коммунизма. В 70 - 80-е годы появился ряд работ, в которых предмет  теории научного коммунизма, определяемый как изучение социально-политических закономерностей становления социализма и коммунизма, отождествлялся с предметом  социологии.

Однако, как показала практика социологической науки, такие споры  оказались бесплодными и были опровергнуты самой жизнью. И этот новый подход проявился не в том, что было найдено правильное соотношение  с истматом и научным коммунизмом, а в том, что под вопрос была поставлена правомочность существования  последних. И после дискуссий конца 80 – -начала 90-х годов в научном мире пришли к выводу, что при решении фундаментальных вопросов о проблемах общества лучше всего оперировать понятием «социальная философия».

Социальная философия  концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого  общества. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится  выявить общие тенденции и  закономерности, тогда как социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его

взаимодействия с другими  членами общества в рамках различных  социальных институтов, исследует специфику  общностей разного типа и уровня. Следовательно, новая постановка вопроса  сразу сняла много неопределенных моментов в соотношении социологии с философскими дисциплинами и четко  обозначила ее место среди фундаментальных  наук об обществе.

В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению  с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр  своего внимания ставит более скромную и определенную задачу – выявить  место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

Правовыми науками также  накоплен богатый опыт использования  социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией  дают возможность оценить состояние  и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.

Плодотворна роль социологии во взаимодействии с историческими  науками, что позволяет им расширить  традиционный инструментарий для решения своих познавательных целей и задач. Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п.

Значительный удельный вес  в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины.

Существуют связи социологии с естественными и точными  науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией нашел свое специфическое  выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, так как  трудно представить ее без специальных  математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирического исследования.

Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. На междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходит стадию становления социо-педагогика. Итак, смысл вычленения социологии из всей системы наук, и прежде всего обществознания, состоит в том, чтобы выйти на анализ сознания и поведения людей в единстве объективных и субъективных факторов.

2.1. Специфика методологии  социологического познания

Специфика положения социологии в системе социо-гуманитарных наук заключается в следующем:

1. Социология является  наукой об обществе в целом,  его явлениях и процессах. 

2. Социология включает  в себя общую социологическую  теорию, или теорию общества, которая  выступает как теория и методология  всех других социо-гуманитарных наук.

3. Все социальные и  гуманитарные науки, изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.

4. Техника и методика  изучения человека и человеческой  деятельности, методы социального  измерения и т.д., разрабатываемые  социологией, необходимы и используются  всеми другими социальными и  гуманитарными науками. 

5. Сложилась целая система  исследований, проводимых на стыке  социологии и других наук, которые  получили название социальных  исследований.

Между тем социология не претендует на роль философии в отношении  социо-гуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить  следующую специфику:

1. Социология – социальная  философия 

Сходство в объекте  заключается в том, что обе  науки осмысливают своеобразие  общества, его отличие от природы  и следуют цели его существования  и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается  в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

Информация о работе Место социологии в системе наук