Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:20, реферат
В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям, возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями.
Социальные движения, как отмечает Г.М.Андреева, могут различаться своим уровнем:
Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения — сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество. Внутри социального движения, с момента его возникновения и до полного исчезновения, происходят постоянные процессы, охватывающие не только участников движения, но и его организации, институты и нормативную систему. Все специфические социальные движения проходят определенные стадии в процессе своего развития: социального беспокойства, всеобщего возбуждения, формализации и институционализации. Таким образом, если в начале своего пути развития социальные движения не имеют ясной цели, аморфны, плохо структурно организованы, то через определенное время они уже обладают четкой определенной целью, имеют развитую организацию и структуру, в которой индивиды занимают определенные статусные позиции, определенный членский состав, свои традиции, нормы, правила и ценности. Поэтому социальные движения нельзя строго отнести только лишь к большим организованным социальным группам или, наоборот, только к стихийным образованиям. Это что-то среднее между первым и вторым.
Выделяют два варианта завершения развития движения: оптимистический — движение побеждает, породившие его причины устраняются, поэтому деятельность движения сворачивается и оно распадается; пессимистический — движение или терпит поражение, подавляется, или само постепенно, не добившись победы, приходит в упадок.
6. Общественность — это передовая часть общества, выражающая его мнение. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении. Выделяют следующие отличительные признаки общественности:
Общественность, как правило, состоит из заинтересованных определенным образом решить данную проблему групп и «незаинтересованного корпуса схожих со зрителями индивидов».
По мнению С.С.Фролова, в некоторых случаях массовые общности можно назвать квазигруппами. Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и бывают очень разнообразными. Например, различают массы большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что является отражением сложности и многообразия социальных характеристик общества.
Способы воздействия, реализуемые в массовых общностях, достаточно традиционны, это — заражение, внушение и подражание [6]. Изучению этих механизмов уделяли внимание различные ученые, и социологи, и социальные психологи, и медики, и педагоги и т.д.
Заражение
— особый способ воздействия, ведущий
к интеграции больших масс людей (массовые
психозы, религиозные экстазы и т.п.).
Под заражением понимают бессознательную,
невольную подверженность индивида определенным
психическим состояниям. В данном случае
на индивида никто не оказывает организованного
преднамеренного давления. Просто индивид
бессознательно усваивает образцы чьего-то
поведения, полностью подчиняется ему.
Происходит передача определенного эмоционального
заряда или психического настроя, которое
усиливается путем многократного отражения
по моделям обычной цепной реакции, Т.е.
происходит «реакция заражения». При этом
эффект заразительности зависит не только
от силы эмоционального заряда, но и наличия
факта непосредственного контакта между
людьми. Многие политические лидеры используют
знания механизма заражения в свой практике.
Например, в фашистской пропаганде была
разработана особая концепция повышения
эффективности воздействия на открытую
аудиторию путем доведения ее до открытого
возбуждения, т.е. доведения до состояния
экстаза.
Внушение — это особый вид воздействия на людей. В отличие от заражения, это уже целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Таким образом, внушение представляет собой процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. В процессе изучения внушения как социально-психологического явления учеными установлены некоторые закономерности способствующие лучшей внушаемости:
1.
Предварительно существующие
2. Убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, которые подталкивают толпу к действию.
3. Молодой возраст и отсутствие социального опыта.
4. Низкий уровень интеллекта и отсутствие элемента интеллектуализма в психике.
5. Непривычность к анализу своих поступков, отсутствие сильной воли и выработанных взглядов.
Метод
внушения в ходе пропагандистского
воздействия выступает как
Подражание – один из механизмов воздействия людей друг на друга. Подражание имеет много общего с заражением и внушением. Специфика подражания заключается в том, что это не простое принятие внешних черт поведения другого человека или психических состояний масс, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Специфика массовых общностей заключается в ее признаках. В них могут входить люди принадлежащие к разным группам. Эти люди могут относить себя сразу к нескольким массовым общностям, так как границы ее размыты. Например явление флэш-моба, в повседневной жизни его участники это подростки, студенты, офисные работники и т.д. Но в определенное время они все они становятся участниками действия флэш-моба. Отношение себя к группам может быть как постоянное, так и ситуативное. Ситуативная идентичность может устойчиво актуализироваться всякий раз, когда индивид попадает в специфическую ситуацию. Например: любовь к Родине в повседневной жизни может не проявляться, но в случае войны индивидуум пожертвует ценностями, потребностями и даже жизнью. В 2002г в России и Польше были проведены опросы, выясняющие к каким из предложенных массовым общностям причисляют себя опрошенные, и как характеризуют свое отношение к ним.
Ощущение общности | Идентификация % | |||
Устойчивая | Ситуативная | |||
Россия | Польша | Россия | Польша | |
Люди того же достатка | 80 | 54 | 16 | 36 |
Люди той же профессии | 64 | 41 | 23 | 36 |
Товарищи по работе | 61 | 42 | 21 | 30 |
Постоянно нуждающиеся | 41 | 36 | 38 | 45 |
Наемные работники | 38 | 20 | 29 | 41 |
Бизнесмены | 30 | 9 | 36 | 30 |
Из этих данных так же видно, что россияне больше открыты социальным общностям, нежели поляки. Это связанно менталитетом, политической ситуацией в стране, социальным оптимизмом, готовностью вступать во взаимодействие с более разнообразными группами.
Социальные общности и группы – это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы.
Рассмотрев виды массовых общностей можно сделать вывод, что массовые общности вырабатывают общественное мнение. Одним из источников информации являются официальные сообщения средств массовой информации, которые часто в условиях массового поведения произвольно и ошибочно интерпретируются. Популярным источником информации в массовых общностях являются также различного рода слухи и сплетни.
Также особое значение массовые общности приобретают во время социальных потрясений, войн, когда каждое собрание или сборище имеет возможность превратиться в агрессивную толпу, которая в свою очередь — в борющуюся группу, если какой-нибудь организованной группе удастся ей овладеть и стать ее руководителем.
Информация о работе Массовые общности, их признаки и специфика