Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:20, реферат
В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям, возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями.
Массовые общности,
их признаки и специфика.
В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям, возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование. Каждый человек участвует в различных формах общественной жизни. Ведь он одновременно может быть и членом семьи, членом определенного производственного коллектива (предприятия, учреждения и т.п.), членом спортивной секции, религиозной организации. Слушая радио, смотря телепередачи, он уже часть публики (аудитория), а читая определенный журнал — часть читательской публики данного журнала.
Социальная общность — это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития» [1].
Общности бывают: статистические (номинальные, соц. категории) - они конструируются для целей статистического анализа; и реальные.
Реальные общности подразделяются на:
Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.
Массовая общность – это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся рядом существенных признаков:
Типичными образцами массовых общностей являются широкие социальные движения, ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам, аудитории средств массовой информации и т. д.
Массовые общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности, объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.
1. Толпа — это относительно кратковременное скопление большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одним и тем же внешним стимулом и эмоциональной общностью. Толпа — это не простая агрегация индивидов, а нечто большее, так как пространственное объединение приводит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. К взаимообмену ведет простое осознание присутствия вокруг других людей, основанное на лицевой мимике, жестах, позах и т.д. Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и импульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции. По характеру и поведению толпы очень различаются, при этом толпа одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в толпу другого типа. Можно выделить следующие наиболее важные для настоящего времени типы толп:
Следует отметить, что данная классификация весьма условна. Между этими толпами нет непроходимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга.
2. Публика – это формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте, именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию. Другое, более краткое, определение приводит Г.М.Андреева – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей. Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе. Публика бывает собранной и несобранной [4].
3. Аудитория (от лат. auditorium - место для слушания) – совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д. Характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно если аудитория большая. Величина аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации. Аудитория представляет собой сложное и неоднородное образование, и это во многом обусловлено тем, что разные люди по-разному воспринимают и усваивают информацию из-за различия личных качеств и различия культурных норм и ценностей, присущих каждому индивиду в отдельности. Поэтому, если одна часть аудитории будет стараться любыми способами ставить барьер на пути усвоения информации, не соответствующей ее культурным стереотипам либо кажущейся не важной для нее на данный момент времени и т.д., то другая часть этой же аудитории будет живо воспринимать ту же самую информацию. Таким образом, для любой аудитории свойственно деление на отдельные общности, индивиды которых начинают взаимно общаться и обмениваться мнениями о полученной информации. Подобные общности называются социальными кругами, и в них составляется общее мнение относительно какого-либо события. Взаимодействие аудитории с коммуникатором может осуществляться как непосредственно (например, слушание лекции, уличного оратора и т.д.), так и опосредованно, анонимно (например, слушание радиопередач, чтение газет и т.д.).
4. Масса - это аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации [1]. Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:
У массы нет никакой социальной организации, никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организованной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется в виду массовое поведение. Несмотря на то, что массовое поведение это не согласованное действие множества индивидов, а лишь совокупность индивидуальных линий поведения, оно может оказывать значительное влияние на общество. Если индивидуальные линии сходятся, то масса становится могущественной силой. Например, сдвиги в избирательных интересах масс могут привести к краху одной политической партии и возвышению другой, что очень актуально в настоящее время для России. Несмотря отличия массы от толпы, ее существование, как и толпы, неустойчиво, так как она достаточно разнородна и в ней могут не только существовать, но и сталкиваться различные интересы. Организация массового поведения приводит к созданию социальных движений.
5. Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.). Социальное движение – это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения. Основные компоненты социальных движений: [5]
Суммируя сказанное, под социальными движениями подразумеваются – свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе.
Классик изучения данного направления Г.Блумер в своей работе «Коллективное поведение» считает, что можно выделять следующие типы социальных движений:
Информация о работе Массовые общности, их признаки и специфика