Массовые общности, их признаки и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Краткое описание

В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям, возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

                    Массовые общности, их признаки и специфика. 

 

    Введение

    В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям, возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование. Каждый человек участвует в различных формах общественной жизни. Ведь он одновременно может быть и членом семьи, членом определенного производственного коллектива (предприятия, учреждения и т.п.), членом спортивной секции, религиозной организации. Слушая радио, смотря телепередачи, он уже часть публики (аудитория), а читая определенный журнал — часть читательской публики данного журнала.

    Социальная общность — это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития» [1].

    Общности  бывают: статистические (номинальные, соц. категории) - они конструируются для целей статистического анализа; и реальные.

       Реальные  общности подразделяются на:

    • Массовые (агрегаты)
    • Групповые
    • Малая социальная группа
    • Большая социальная группа

       Массовые  общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

1. Признаки массовых  общностей

       Массовая  общность – это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся рядом существенных признаков:

  • ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения «по случаю» (толпа на митинге).
  • такая общность отличается разнородным составом, в нее входят люди, принадлежащие к самым разным группам.
  • массовая общность не является замкнутой и имеет открытые границы, к ней может подключиться любой желающий принять участие в ее деятельности.
  • она характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований.

      Типичными образцами массовых общностей являются широкие социальные движения, ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам, аудитории средств  массовой информации и т. д.

2. Виды массовых  общностей

       Массовые общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности, объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.

       1. Толпа — это относительно кратковременное скопление большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одним и тем же внешним стимулом и эмоциональной общностью. Толпа — это не простая агрегация индивидов, а нечто большее, так как пространственное объединение приводит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. К взаимообмену ведет простое осознание присутствия вокруг других людей, основанное на лицевой мимике, жестах, позах и т.д. Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и импульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции. По характеру и поведению толпы очень различаются, при этом толпа одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в толпу другого типа. Можно выделить следующие наиболее важные для настоящего времени типы толп:

  • Случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак) – такой толпе свойственна наиболее неопределенная структура. Объединить в ней людей может как незначительная цель, так и бесцельное времяпровождение. Подобного рода толпа может образоваться по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, поимка правонарушителя, появление знаменитости, недовольство действиями проходящего человека и т.д.). Время существования таких толп незначительно, как только элемент зрелищности ликвидирован, толпа зевак расходится. Эмоциональная включенность индивидов в случайную толпу очень слаба, поэтому в любой момент они свободно могут отделить себя от нее.
  • Экспрессивная толпа – не имеет никакой цели. Ее порывы и эмоции растрачиваются не более чем в экспрессивных (ярко выражающих чувства, переживания, настроение) действиях, обычно в ничем не сдерживаемых физических движениях, дающих снятие напряжения и не имеющих никакой другой цели [2]. Для снятия возникшего в толпе напряжения и возбуждения осуществляются разного рода физические движения, которые могут принимать форму танцев, плача, крика, смеха. В таких толпах обычно индивиды совместно выражают какое-либо чувство и общее отношение к какому-либо неординарному событию: радость (танцы), горе (участие в похоронах), протест (перед зданием местной администрации) и т.д. Крайней формой экспрессивной толпы является экстатическая толпа. Это толпа, которая, находясь в состоянии общего экстаза, доводит себя до исступления в своих совместных действиях, очень часто состояние общего экстаза приводит к непредсказуемым (как правило, разрушительным) действиям и последствиям (например, действия поклонников рок-музыки на концерте своих кумиров).
  • Паническая толпа (убегающая, спасающаяся) – это толпа, спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности, направляемая страхом и чувством самосохранения (например, пожар в театре). Паника не возникает только в том случае, когда есть достаточно надежные выходы из создавшейся кризисной ситуации или выхода нет вообще. Возникновению паники, как отмечает Р.Тернер, сначала предшествует «короткая стадия неподвижности», люди, попавшие в незнакомую кризисную ситуацию, не в состоянии ее понять и оценить, поэтому они начинают действовать «гротескно несоответствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности». Непосредственным поводом к возникновению паники всегда является появление какого-то известия, которое способно вызвать своеобразный шок.
  • Действующая толпа — «это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения» [3]. Отличительным признаком данного типа толпы является наличие цели, на которую направлена ее деятельность. Понятие «действующая» подразумевает под собой весь комплекс возможных действий толпы, а именно общностей с экстремальными типами поведения. Действующая толпа в свою очередь делится на следующие важные формы:
    • Сборище – это «эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям». Обычно сборище имеет агрессивно настроенного лидера, требующего строгого подчинения от всех своих членов. Все действия сборища носят кратковременный характер и направлены непосредственно на какой-то определенный объект.
    • Восставшая (повстанческая) толпа – «это насильственный и деструктивный коллективный взрыв». Ее поведение при восстаниях, в отличие от сборища, менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. В основном действия восставшей толпы непредсказуемы, так как она в наибольшей степени подвержена различным случайным влияниям извне.
    • Борющаяся толпа – это спонтанно обороняющаяся неорганизованным образом толпа (демонстрация или собрание), атакованная во время акций гражданского неповиновения, разного рода волнений или выступлений.
    • Стяжательная толпа (толпа потребителей) – это толпа, которая вступила в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (например, разгром магазинов во время военных действий или стихийных бедствий).

       Следует отметить, что данная классификация  весьма условна. Между этими толпами нет непроходимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга.

       2. Публика – это формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте, именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию. Другое, более краткое, определение приводит Г.М.Андреева – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей. Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе. Публика бывает собранной и несобранной [4].

  • Собранная публика – это объединения людей, ожидающих сходные переживания или интересующихся одним и тем же предметом. Основой обособления публики будет выступать общий интерес или поляризация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагированию определенным образом. Так, в собрании людей, произошедшем после воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, лекция, футбольный матч), образуются определенные сходные или общие реакции, переживания и устойчивые ориентации. Но так как публика остается массовым собранием людей, то в ней продолжают действовать законы массы. Поэтому порой даже незначительный инцидент легко может превратить некоторые виды публики в агрессивную или экспрессивную толпу. Например, во время спортивных зрелищ часто аморфная публика превращается в неуправляемую, терроризирующую толпу, устраивающую беспорядки и вандализм (драки, битье стекол и др.).
  • Несобранная публика — это «поляризованная масса», то есть большое количество людей, на которых воздействуют одни и те же стимулы в одном направлении мышления и интересов и которые, хотя и живут не вместе, все же ведут себя одинаково. Под одинаковым поведением понимается одинаковое отношение к моде, политике, идеологии, религии и т.п. Несобранная публика является готовой основой для образования различного рода мод, некритического восприятия определенной информации, восприятия идеологии, а также возникновения разных общественных движений. Примером являются читатели одного и того же журнала, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телепрограмм и т.д. Для несобранной публики не характерны психологические явления, свойственные толпе и собранной публике.

       3. Аудитория (от лат. auditorium - место для слушания) – совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом. Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д. Характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно если аудитория большая. Величина аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации. Аудитория представляет собой сложное и неоднородное образование, и это во многом обусловлено тем, что разные люди по-разному воспринимают и усваивают информацию из-за различия личных качеств и различия культурных норм и ценностей, присущих каждому индивиду в отдельности. Поэтому, если одна часть аудитории будет стараться любыми способами ставить барьер на пути усвоения информации, не соответствующей ее культурным стереотипам либо кажущейся не важной для нее на данный момент времени и т.д., то другая часть этой же аудитории будет живо воспринимать ту же самую информацию. Таким образом, для любой аудитории свойственно деление на отдельные общности, индивиды которых начинают взаимно общаться и обмениваться мнениями о полученной информации. Подобные общности называются социальными кругами, и в них составляется общее мнение относительно какого-либо события. Взаимодействие аудитории с коммуникатором может осуществляться как непосредственно (например, слушание лекции, уличного оратора и т.д.), так и опосредованно, анонимно (например, слушание радиопередач, чтение газет и т.д.).

       4. Масса - это аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации [1]. Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:

    • члены массы могут занимать разное общественное положение и происходить из различных слоев общества, это могут быть представители разных классов, профессий, имеющих разный культурный уровень и материальное состояние;
    • масса представляет собой анонимную группу, она состоит из анонимных индивидов;
    • члены массы не имеют возможности общаться друг с другом и взаимодействовать, разве только что ограниченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;
    • масса имеет очень рыхлую организацию, поэтому не способна действовать так же согласованно, как толпа.

       У массы нет никакой социальной организации, никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организованной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется в виду массовое поведение. Несмотря на то, что массовое поведение это не согласованное действие множества индивидов, а лишь совокупность индивидуальных линий поведения, оно может оказывать значительное влияние на общество. Если индивидуальные линии сходятся, то масса становится могущественной силой. Например, сдвиги в избирательных интересах масс могут привести к краху одной политической партии и возвышению другой, что очень актуально в настоящее время для России. Несмотря отличия массы от толпы, ее существование, как и толпы, неустойчиво, так как она достаточно разнородна и в ней могут не только существовать, но и сталкиваться различные интересы. Организация массового поведения приводит к созданию социальных движений.

       5. Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.). Социальное движение – это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения. Основные компоненты социальных движений: [5]

  • Коллективность людей, действующих совместно.
  • Единство в отношении цели коллективных действий, а именно — изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.
  • Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации.
  • Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы.

       Суммируя  сказанное, под социальными движениями подразумеваются – свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе.

       Классик изучения данного направления Г.Блумер в своей работе «Коллективное поведение» считает, что можно выделять следующие типы социальных движений:

Информация о работе Массовые общности, их признаки и специфика