Массовые коммуникации в различных типах общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:34, реферат

Краткое описание

Цель:
Проанализировать развитие массовых коммуникаций в различных типах общества.
Задачи:
Предметом стало определение, какие виды коммуникаций действовали в различные эпохи развития человечества, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Охарактеризуем понятие: «массовая коммуникация».
Коммуникация – процесс обмена информацией между системами.

Оглавление

1.Введение……………………………………….стр.2
2.Виды массовых коммуникаций, их развитие…стр.3
3.МК в различных типах общества…………….стр.3- 30.
а)доиндустриальном
б) индустриальном
в)постиндустриальном
4.Заключение………………………………..стр.31
5.Список использованной литературы……стр.32.

Файлы: 1 файл

реферат МК 1.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ОБЩЕСТВА.                            
 
 

  ПЛАН РАБОТЫ:

1.Введение……………………………………….стр.2

2.Виды массовых  коммуникаций, их развитие…стр.3

3.МК в различных  типах общества…………….стр.3- 30.

а)доиндустриальном

б) индустриальном

в)постиндустриальном

4.Заключение………………………………..стр.31

5.Список использованной  литературы……стр.32. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Цель:

Проанализировать  развитие массовых коммуникаций в различных  типах общества.

Задачи:

     Предметом стало  определение, какие виды коммуникаций действовали в различные эпохи развития человечества, их взаимосвязь и взаимовлияние.

  Охарактеризуем  понятие: «массовая коммуникация».

Коммуникация  – процесс обмена информацией  между системами.

Массовая коммуникация -исторически сложившийся и развивающийся во времени  технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и  обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

      Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

    

  
 
 
 
 
 

  Виды  коммуникаций, их развитие. 

Известно два  типа средств коммуникации:

         1. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

        2. искусственно созданный (технический)

                а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность)

                   б) типично современный (радио, телевидение, кинематограф, Интернет). 

Устная  фаза

   Развитие  речи, языка - объективный процесс  в развитии общества. Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.

   К обмену новостями или информацией люди стремились  во  все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством  криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке  до н.э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения. В Древнем  Китае  пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, то с разной силой, комбинируя звуки, можно было передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния.

Письменная  фаза

 

   Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии).

   Письменность  как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества.

   Письменность  служит одним из важнейших средств  сохранения языка в живом виде

Книжная фаза

   Станок  Гуттенберга (1440 - 1450) - начало эпохи  книгопечатания.

   Первая  русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией.

   “Книгопечатание явилось могучим орудием, которое  охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.

   Коммуникационные  процессы в целом определяют социальную природу человека.

   Избыточность  текста (проза, поэзия).

   Информационная  способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже.

   Индустриальная  коммуникационная система - высшая точка  развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.

   Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

   Таким образом, появилась необходимость  более совершенных технических  средств для снятия информационного кризиса.

   Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

   Исчезновение  книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

   В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса  США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гуттенберга.

   Богатейшее  в мире собрание русских книг находится  в Российской национальной библиотеке .

Компьютерная фаза

   Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника.

   Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”.

   Каковы  же качественно новые  возможности компьютерной страницы из компьютерной книги?

   Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста.

   Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней.

   В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

   Компьютерная  страница непредсказуемым образом  расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации. 

Развитие  Интернета и его  будущее 

   Во  многих странах дальнейшее расширение доступа к Интернету лимитируется высокой стоимостью услуг связи и низкой распространенностью персональных компьютеров - как на работе, так и дома. По-видимому, важнейшим фактором, который будет стимулировать в будущем рост Интернета, является конкуренция на рынке доступа к информации. Традиционный каналы связи вытесняются кабельным (у нас такую услугу начало предоставлять кабельное телевидение Baltcom TV) и спутниковым телевидением, услугами местной проводной и беспроволочной связи, и даже электрокомпании теперь готовы представлять пользователям доступ в Сеть. Можно ожидать, что тарифы на услуги связи будут в будущем падать из-за конкуренции.

   Считается, что переломный момент в распространение  технических новшеств, связанных с распространением информации, наступает, когда они привлекают интерес 10% населения. В этом случае и вся общественность начинает проявлять к ним повышенное внимание. Именно этот процесс происходит сейчас в странах Северной Европы. На многих рынках аудитория пользователей Интернета становится более "репрезентативной" - в ней выравнивается соотношением мужчин и женщин и более широко становятся представленными различные возрастные группы.

   Основой для превращения Интернета в  информационную систему будущего является также прогнозируемое развитие электронной  коммерции. Банки внедряют услуги, оказываемые по Интернету, создаются все более совершенные системы проведения коммерческих и финансовых операций и их подтверждения. Однако ко всем этим предсказаниям нужно относиться с большой осторожностью. Ни одна из исследовательских компаний не предсказывала бурный рост Интернета, несмотря на то, что необходимая для этого технология не только существовала и действовала в течение 20 лет. Хотя никто не сомневается, что число пользователей Интернета будет продолжать расти. Но, к примеру, вопреки всем ожиданиям, пользование Интернетом в Новой Зеландии сокращается. Работодатели ограничивают время доступа в Сеть для своих сотрудников, поскольку оно по большей части тратится впустую. И все же ни одна из исследовательских компаний не предсказывает уменьшение популярности Интернета. 

   С появлением браузеров все ресурсы Интернета стали легко доступны для широкой публики. Именно с этот времени стали интенсивно развиваться многие online услуги. Сначала ожидалось, что Сеть быстро превратится в место продажи "цифровых товаров", таких как музыка и электронные газеты. Однако очень скоро выяснилось, что эти ожидания совершенно не оправдались. В Сети оказалось гораздо выгоднее бесплатно распространять информацию, чем ограничивать доступ к ней тем, кто готов за это платить. Что же касается "цифровых продуктов", например, музыки, то Интернет стал кошмаром для музыкальной индустрии. Теперь любой подросток может выставить на сайте свою коллекцию CD, а любой другой человек на земном шаре может разыскать на нем и скопировать песни, защищенные авторскими правами. Именно это и происходит сейчас. "Проигрыватель" MP3 Man позволяет слушать музыку, "скачанную" из Интернета, где угодно - даже на пляже. Устройство было создано уже после появления в Интернете цифровой музыки - сама Сеть порождает новые "игрушки".

   Одновременно с этим Интернет превратился в лидера по торговле потребительскими товарами. Огромный объем продаж компакт-дисков и книг новичками на рынке заставил и "ветеранов" разрабатывать стратегии торговли в Сети. Однако правила игры online отличаются от обычных. Сравнивать цены становится так легко, что компаниям приходится бороться за покупателей другими способами.

   Что касается масс-медиа, то у традиционных СМИ - газет и вещателей - все еще  достаточно крепкие позиции для выхода со своей продукцией online. Их огромное преимущество состоит в устоявшемся круге пользователей, в интересном содержании и в эффективно действующей системе производства. Они также осознают, что информационная online продукция приносит прибыль, хотя на первом этапе могут потребоваться инвестиции и терпение. Нужно понимать также, что для того, чтобы получить прибыль недостаточно одного лишь появления в Сети и ожидания посетителей сайта и рекламодателей. Успех может принести только объединение связи, услуг и коммерции. Что и можно сегодня увидеть на сайтах в основном сетевых СМИ

Интернет  как средство массовой Информации

     Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом (и  технологиями следующего поколения  информационных сетей) определяют будущее коммуникаций. Естественно, что традиционные поставщики информационных продуктов, начиная с компаний, выпускающих словари и энциклопедии и заканчивая масс-медиа, не хотят смириться с тем, что их время прошло, и делают все для того, чтобы наверстать упущенное.

Информация о работе Массовые коммуникации в различных типах общества