Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 07:07, реферат
Социология малых групп - область социологии, изучающая малые соц. группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах обществ. развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности. Существенную роль в становлении социологии малых групп сыграло создание методов и техники эмпирического изучения групповых процессов.
Введение
Понятие малая группа.
Классификация малых групп.
Функции и виды малых групп.
Понятие референтной группы.
2.1. Классификация референтных групп.
2.2. Функции референтных групп.
2.3. Группировка товаров по степени влияния референтных групп.
Заключение
Приложение
Список литературы
Одна и та же референтная группа, отмечал Г.Келли, одновременно может выполнять функции как нормативной, так и сравнительной референтной группы.
Реальная референтная группа - группа людей, реально существующая в социальной среде, выступающая для индивида эталоном реализации оптимальных для него социальных норм и ценностей.
Идеальная референтная группа - это группа, в состав которой индивид по каким- либо причинам не входит, но, несмотря на это, ориентируется на ее мнение в своем поведении, в оценках важных для него событий, а также в субъективных отношениях к другим людям. В данном случае эталоном субъективных оценок и жизненных идеалов индивида являются отраженные в его сознании ценностные и нормативные ориентации, выступающие в специфической форме персонифицированных эталонов и идеалов, т.е. в форме образов людей.
Таким образом, если реальная референтная группа - это явление социальной реальности, то идеальная референтная группа - это явление сознания индивида. При этом именно идеальные группы обычно бывают наиболее привлекательными и притягательными для индивида.
Социальный
статус, нормы и ценностные ориентации
положительной референтной группы
полностью соответствуют представлениям
о нормах и ценностях индивида и рассматриваются
им как социально желательные. Система
ценностей отрицательной референтной
группы чужда для индивида, противоположна
его ценностям и воспринимается как нежелательная,
неприемлемая, поэтому своим поведением
он старается получить негативную оценку,
"неодобрение" своих поступков и
позиций со стороны этой группы. В качестве
отрицательной референтной группы часто
выступает группа, к которой индивид раньше
принадлежал и из которой перешел в другую
группу.
2.2.Функции референтных групп.
Функции референтных групп, в соответствии с разделением человеческой деятельности на информативную, нормативную и оценочную, делят на три основные группы:
1)
статусные (информативные) - способствуют
формированию у индивида
2)
регулятивные (или нормативные) - помогают
личности интерпретировать
3)
мировоззренческие (ценностно-
Деление на группы членства и референтные группы представляет большой интерес как для социологов, особенно при проведении прикладных социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так и для социальных психологов. Умение находить и выделять референтные группы позволяет существенно упростить не только работу по изучению направленности личности, но и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование. Например, при изучении противоправного поведения подростков очень важно бывает выявить вопрос, почему индивид, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная секция, вдруг начинает ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы других групп, часто даже такие, в которые он совершенно не включен. В настоящее время теорию референтных групп на практике применяют при изучении процесса адаптации личности к различным социальным средам, социальной мобильности и эффективности средств массовой коммуникации.
Пример.
«Несмотря на то, что большинство из нас
обычно более чувствительно к взглядам,
приписываемым тем, с кем мы непосредственно
общаемся, однако референтная, или, как
называет ее - эталонная, группа может
быть воображаемой. Художник, родившийся
«раньше своего времени», ученый, работающий
для «человечества», не рассчитывают на
немедленное вознаграждение и иногда
приносят невероятные жертвы, предполагая,
что будут оценены какой-то будущей аудиторией,
которая, вероятно, будет более разумной,
чем современная. Они оценивают свои старания
с точки
зрения, приписываемой
людям, которые еще не родились и, быть
может, никогда не родятся. Другие критикуют
текущие события с точки зрения, приписываемой
людям, давно умершим. Третьи отказываются
от удовольствий в настоящей жизни, предполагая,
что они будут вознаграждены после смерти.
Тот факт, что для таких эталонных групп
нет материального основания, вовсе не
делает их менее важными».2 2.3.Группировка товаров по степени влияния референтных групп. При совершении
различных покупок индивид Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола: хочешь считаться своим - сервируй стол не ниже принятых в этой группе стандартов (влияние группы самоидентификации). Если для хозяев ценностные референтные группы на Западе, то на столе превалируют импортные продукты специфически западного типа ("Кока-кола", маринованная кукуруза, специфические приправы и т.п.). Если же хозяева ориентируются на нравы русской старины, то тут упор будет на отечественные, простые продукты, национальную кухню. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой. В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп. При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние рефрентной группы сильно по всем направлениям. (Приложение №1). |
Заключение
Малая
группа – группа людей, численностью от
нескольких до нескольких десятков человек,
объединенных – в том числе формально
– общими целями и задачами, как правило,
находящихся в личном контакте друг с
другом, что приводит к возникновению
групповых ценностей и норм поведения
(например, осознание членами группы себя
как «Мы», а иных групп - как «Они»).
Каждый человек входит в состав нескольких
малых групп (семья, учебная группа, отдел
и т.п.). Малые группы могут быть формальными
(официальными) и неформальными (например,
объединения по интересам). В рамках формальной
Малой группы обычно складываться одна
или несколько неформальных групп.
Термин происходит от латинского «referens» — сообщающий — реально
существующая или воображаемая общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Референтные отношения возникают на основе социального восприятия, состоят в получении индивидом информации (мнений, оценок и т. п.) от значимого субъекта (обмен информацией, если референтность взаимная) и проявляются во взаимодействии индивида со значимым другим, либо в стремлении к этому взаимодействию.
Референтность, как избирательное отношение к субъектам, порождается потребностью индивида в выработке представлений о значимом для него объекте. Но принятие мнения другого и согласие с ним невозможно, если данное мнение значительно противоречит нормам и ценностям индивида. Определения референтных групп, вводимые западными авторами, хотя и поверхностно, но достаточно точно отражают причины возникновения и поддержания референтных отношений. Можно предположить, что в процессе социального восприятия индивидом социальных субъектов происходит познание норм и ценностей этих субъектов и сравнение со своими нормами и ценностями, а результатом может явиться (при определенном уровне совпадения) потребность в общении и взаимодействии.
Отсюда
можно сделать два вывода. Во-первых,
в силу того, что свои нормы и
ценности индивид сравнивает с воспринимаемым
поведением другого индивида или
с внешними проявлениями деятельности
группы, то выводы индивида могут быть
ошибочными, что приводит к разочарованию
в значимом субъекте при приближении
к нему. Во-вторых, количество значимых
субъектов (друзей, референтных групп)
зависит от уровня совпадений норм и ценностей,
при котором появляется потребность в
коммуникации и взаимодействии.
|
Приложение
№1.
Список литературы: