Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 07:07, реферат
Социология малых групп - область социологии, изучающая малые соц. группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах обществ. развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности. Существенную роль в становлении социологии малых групп сыграло создание методов и техники эмпирического изучения групповых процессов.
Введение
Понятие малая группа.
Классификация малых групп.
Функции и виды малых групп.
Понятие референтной группы.
2.1. Классификация референтных групп.
2.2. Функции референтных групп.
2.3. Группировка товаров по степени влияния референтных групп.
Заключение
Приложение
Список литературы
Первая,
когда исследуется вопрос о принятии
уже существующих норм групповой
жизни каждым вновь вступающим в
нее индивидом. Это не столько
проблема собственно образования группы,
сколько «подключения» к ней
нового члена. В этом случае анализ
можно свести к исследованию феномена
давления группы на индивида, подчинения
его группой.
Вторая, когда изучается процесс становления
групповых норм и ценностей при условии
одновременного вступления в группу многих
индивидов и последующее все более полное
принятие этих норм, разделение всеми
членами группы групповых целей. В этом
случае анализ можно свести к изучению
формирования групповой сплоченности.
1.3.Функции и виды малых групп.
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
Рассмотрим виды малых групп. Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравнить, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными.
Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Все
естественные группы можно разделить
на высокоразвитые и слаборазвитые.
Слаборазвитые малые группы характеризуются
тем, что в них нет достаточной
психологической общности, налаженных
деловых и личных взаимоотношений,
сложившейся структуры
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
По роду деятельности (промышленные, учебные, любительские).
По способу возникновения формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел), неформальные или контактные возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)
По степени развития межличностных отношений. От дифференциальных групп до коллектива.
По значимости индивида: группы членства (все люди в группе); референтные группы (значимый для индивида круг общения).
Функции групп:
Для
референтных групп характерны функция
сравнения и функция
Инструментальные
функции групп связаны с
Экспрессивная
и поддерживающая функции связаны
с эмоциональными потребностями
индивида.1
2.Референтная группа.
Термин происходит от латинского «referens» — сообщающий — реально
существующая или воображаемая общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
«Понятие «референтная группа» было введено в 30-х гг. XX в. американским психологом Г. Хайменом, который установил, что ценности личности определяются не столько стандартами тех групп, членом которых личность реально выступает, сколько стандартами групп, к которым она ощущает себя принадлежащей или стремится принадлежать».
В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно “референтная группа" помогала разъяснить тот "парадокс, почему некоторые индивиды не рассматривают позиции групп, в которые они непосредственно включены”, а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя "относит", которую принимает в качестве эталона и на которую "ссылается", а не ту, которая его непосредственно "окружает".
Другой
американский психолог М.Шериф, с его
именем связано окончательное
Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие "референтная группа" было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.
Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина "референтная группа". В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае - группа, возникающая внутри группы членства, т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как "значимый круг общения" для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц.
Понятие референтной группы, может принимать следующие значения:
1) любая группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного положения;
2) группа, на которую ориентируются в действии;
3) группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, т.е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать;
4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной "рамки соотнесения" для отдельного лица, не являющегося ее членом непосредственно.
Референтные
группы формируют стандарты (нормы) и ценности,
детерминирующие перспективу мышления
и поведения человека.
Соломон Асч (Solomon Asch) провел в 1951 г. эксперимент,
позднее широко цитировавшийся. Эксперимент
показал, что большинство людей не расположены
вести себя, противореча групповому консенсусу.
В этом эксперименте человеку предлагалось
выбрать одну из трех линий, различных
по длине,— ту, что соответствовала по
длине четвертой линии. Каждый выбирающий
сидел в группе незнакомых ему людей, которых
преднамеренно проинструктировали сделать
неправильный выбор. Столкнувшись с неверным
выбором окружающих, участники эксперимента
делали значительное число ошибок в стремлении
к групповому консенсусу. Однако ошибок
не происходило, когда другие люди отсутствовали.
Первичные и вторичные группы.
Первичные группы обычно оказывают наибольшее влияние. Это социальные объединения, которые достаточно малы и поэтому позволяют неограниченное взаимодействие «лицом к лицу». Они существуют потому, что «подобное привлекает подобное». Согласие и мотивированное участие — характеристики таких групп. В результате члены демонстрируют рыночное сходство в верованиях и поведении. Семья — наиболее очевидный пример сильно влияющей первичной группы.
Вторичные
группы также предполагают контакт
«лицом к лицу», однако более спорадичный,
менее всеобъемлющий и влиятельный в формировании
мышления и поведения. Примерами являются
профессиональные ассоциации, профсоюзы,
местные организации.
2.1.Классификация референтных групп.
Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:
- по выполняемым функциям - нормативная и сравнительная референтные группы;
- по природе своего существования - реальные референтные группы и идеальные референтные группы;
- в соответствии с согласием либо отрицанием индивидом норм и ценностей группы - положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Например, эмигрант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть "белой вороной", пытается как можно быстрее освоить нормы, правила и установки жителей данной страны.
Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном, с помощью которого он может оценить себя и окружающих.
Разделение референтных групп на сравнительные и нормативные впервые было предложено Г.Келли. К нормативным группам он отнес те, в которых "индивид имеет мотивацию достигнуть или укрепить одобрение", для того, чтобы добиться подобного одобрения, индивид должен был согласовывать свои установки с теми членами группы, которые, по его мнению, выражали сущность взглядов всех членов данной группы. А сравнительной группой, по его мнению, была "группа, которую индивид использует как точку для отнесения при оценивании себя и других".