МАКС 
  ВЕБЕР, 
"Протестантская 
этика и дух капитализма"
  - Почему 
  капитализм возник именно 
  на Западе:  
 М. Вебер не согласен со стандартным ответом: 
  "стремление к наживе". "Стремление 
  к предпринимательству", к денежной 
  выгоде, к наибольшей денежной выгоде 
  само по себе ничего общего не имеет с 
  капитализмом. Это стремление наблюдалось 
  и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, 
  художников, кокоток, чиновников-взяточников, 
  солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей 
  игорных домов и нищих — оно свойственно 
  all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира, 
  повсюду, где для этого существует какая-либо 
  объективная возможность. Подобные наивные 
  представления о сущности капитализма 
  принадлежат к тем истинам, от которых 
  раз и навсегда следовало бы отказаться 
  еще на заре изучения истории культуры.
  - Дадим 
  определение рассматриваемого 
  явления: 
 "Капиталистическим" мы здесь 
  будем называть такое ведение хозяйства, 
  которое основано на ожидании прибыли 
  посредством использования возможностей 
  обмена, то есть мирного (формально) приобретательства. 
  Хозяйственная деятельность действительно 
  ориентирована на сопоставление дохода 
  и издержек (учет капитала) в денежном 
  выражении, как бы примитивно это ни совершалось.
  - Два 
  капитализма: 
    - "Авантюристический" 
    капитализм всех времен 
    и народов: это капитализм грюндеров, 
    крупных спекулянтов, колонизаторов и 
    финансистов, капитализм, ориентированный 
    на войну. Свойственная ему безудержная 
    алчность в делах наживы ни в коей мере 
    не тождественна западному капитализму 
    Нового времени и еще менее того его "духу". 
    Западный капитализм ведет к обузданию 
    этого иррационального стремления, к его 
    рациональному регламентированию. 
- Западный 
    капитализм - стремление к наживе в рамках 
    непрерывно действующего рационально 
    организованного предприятия, к непрерывно 
    возрождающейся прибыли, к рентабельности. 
 - это рациональная организация свободного 
    (формально) труда.
 - этот тип капитализма известен только 
    Западу Нового времени, и нигде ранее не 
    существовал.
 - ориентированный на товарный рынок, а 
    не на политическую борьбу или иррациональную 
    спекуляцию.
 - рациональная организация капиталистического 
    предприятия немыслима без двух важных 
    компонентов:
      - отделения 
      предприятия от домашнего 
      хозяйства (юридически оформленное 
      разделение капитала предприятия и личного 
      имущества предпринимателя);
- бухгалтерская 
      отчетность.
  - Другие 
  источники возникновения 
  западного буржуазного 
  промышленного капитализма: 
    - развитие техники 
    и созданные ею новые возможности;
- своеобразие 
    западных естественных наук с их рациональным 
    математическим обоснованием и точными 
    экспериментальными методами;
- рациональная 
    структура права и управления;
- протестантские 
    религиозные идеи и выходившая из них 
    этика: в прошлом в основном они формировали 
    жизненное поведение людей. Степень именно 
    их влияния и исследует в данной работе 
    М.Вебер
гл. 1. 
Вероисповедание 
и социальное расслоение
  - Реформация: 
  не следует упускать из виду то, о чем теперь 
  часто забывают: Реформация означала отнюдь 
  не устранение господства церкви в повседневной 
  жизни, а наоборот: замену господства католической 
  церкви - необременительного, практически 
  малоощутимого, чуть ли не формального, 
  на в высшей степени тягостную и жесткую 
  регламентацию всего поведения, глубоко 
  проникающую во все сферы частной и общественной 
  жизни. Ведь реформаторы порицали отнюдь 
  не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного 
  господства над жизнью. 
Господство кальвинизма 
в той степени, в какой оно 
существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, 
в конце XVI и в начале XVII в. в 
большей части Нидерландов, в XVII 
в. в Новой Англии, а порой и в самой 
Англии, ощущалось бы нами теперь как самая 
невыносимая форма церковного контроля 
над личностью. Но именно экономически 
наиболее развитые страны того времени, 
а в самих странах именно носители экономического 
подъема - "буржуазные" средние классы, 
не только мирились с дотоле им неведомой 
пуританской тиранией, но и защищали ее 
с таким героизмом, который до того буржуазные 
классы как таковые проявляли редко, а 
впоследствии не обнаруживали больше 
никогда. 
  - Статистика 
  времен М.Вебера: 
    - в Германии обращает 
    на себя внимание несомненное преобладание 
    протестантов над католиками среди владельцев 
    капитала и предпринимателей, а равно 
    среди высших квалифицированных слоев 
    рабочих. 
- среди абитуриентов-католиков 
    процент окончивших учебные заведения, 
    которые готовят к технической, торгово-промышленной 
    деятельности (реальные гимназии, реальные 
    училища) значительно ниже, чем среди протестантов. 
    Католики явно предпочитают гуманитарную 
    подготовку классических гимназий - этот 
    факт объясняет незначительное участия 
    католиков в капиталистическом предпринимательстве. 
    Среди квалифицированных рабочих современной 
    крупной промышленности мало католиков. 
  - Выводы 
  из статистики: 
    - протестанты 
    (особенно сторонники тех течений, которые 
    будут рассмотрены в дальнейшем) как в 
    качестве господствующего, так и в качестве 
    подчиненного слоя населения, как в качестве 
    большинства, так и в качестве меньшинства 
    проявляли специфическую склонность к 
    экономическому рационализму, которую 
    католики не обнаруживали и не обнаруживают 
    ни в том, ни в другом положении. Причину 
    различного поведения представителей 
    названных вероисповеданий следует поэтому 
    искать прежде всего в устойчивом внутреннем 
    своеобразии каждого вероисповедания, 
    а не только в его внешнем историко-политическом 
    положении. 
- в этих случаях 
    налицо следующее причинное соотношение: 
    своеобразный склад психики, привитый 
    воспитанием, в частности тем направлением 
    воспитания, которое обусловлено религиозной 
    атмосферой родины и семьи, определяет 
    выбор профессии и дальнейшее направление 
    профессиональной деятельности. 
  - Это 
  неправильные стереотипы: 
    - (мнимая!) "отчужденность 
    от мира" католицизма или (мнимая!) материалистическая 
    "радость жизни" протестантизма, 
    и прочие такого рода понятия совершенно 
    неприемлемы в исследовании интересующей 
    нас проблемы, т.к. взятые в столь общей 
    форме, они не соответствуют действительности 
    ни в настоящем, ни тем более в прошлом;
- культурные влияния 
    Реформации в большей своей части были 
    нежелательными для самих реформаторов 
    последствиями их деятельности, часто 
    очень далекими от того, что проносилось 
    перед их умственным взором. Если мы, исследуя 
    взаимосвязь между старопротестантской 
    этикой и развитием капиталистического 
    духа, отправляемся от кальвинизма и других 
    "пуританских" сект, то это отнюдь 
    не означает, что мы предполагаем обнаружить, 
    будто кто-либо из основателей этих религиозных 
    течений считал целью своей жизненной 
    деятельности пробуждение того "духа", 
    который мы именуем здесь "капиталистическим".
  - "Дух" 
  капитализма: систематическое и рациональное 
  стремление к законной прибыли в рамках 
  своей профессии, представление о профессиональном 
  долге. Это такой строй мышления, который, 
  хотя бы во время работы, исключает неизменный 
  вопрос: как бы при максимуме удобства 
  и минимуме напряжения сохранить свой 
  обычный заработок, - такой строй мышления, 
  при котором труд становится абсолютной 
  самоцелью, "призванием". 
 Такое отношение к труду не может возникнуть 
  как непосредственный результат высокой 
  или низкой оплаты труда; подобная направленность 
  может сложиться лишь в результате длительного 
  процесса воспитания.
Первым противником, 
с которым пришлось столкнуться 
"духу" капитализма и который 
являл собой определенный стиль 
жизни, нормативно обусловленный и 
выступающий в "этическом" обличье, 
был тип восприятия и поведения, который 
может быть назван традиционализмом. 
  - "Традиционалистский" 
  строй мышления: человек "по 
  своей природе" не склонен зарабатывать 
  деньги, все больше и больше денег, он хочет 
  просто жить, жить так, как он привык, и 
  зарабатывать столько, сколько необходимо 
  для такой жизни. Повсюду, где современный 
  капитализм пытался повысить "производительность" 
  труда путем увеличения его интенсивности, 
  он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического 
  отношения к труду.
"Традиционалистское" 
хозяйство определяется по духу, которым 
оно проникнуто. В основе подобного хозяйства 
лежало стремление сохранить традиционный 
образ жизни, традиционную прибыль, традиционный 
рабочий день, традиционное ведение дел, 
традиционные отношения с рабочими и традиционный, 
по существу, круг клиентов, а также традиционные 
методы в привлечении покупателей и в 
сбыте - все это, как мы полагаем, определяло 
"этос" предпринимателей данного 
круга. 
  - Лучший "документ" 
  "духа" капитализма - 
  философия Бенджамина 
  Франклина: 
    - "Помни, что 
    время - деньги; тот, кто мог бы ежедневно 
    зарабатывать по десять шиллингов и тем 
    не менее полдня гуляет или лентяйничает 
    дома, должен - если он расходует на себя 
    всего только шесть пенсов - учесть не 
    только этот расход, но считать, что он 
    истратил или, вернее, выбросил сверх того 
    еще пять шиллингов".
- "Помни, что 
    деньги по природе своей плодоносны и 
    способны порождать новые деньги... Тот, 
    кто изводит одну монету в пять шиллингов, 
    убивает (!) все, что она могла бы произвести: 
    целые колонны фунтов".
- "Помни пословицу: 
    тому, кто точно платит, открыт кошелек 
    других. Человек, рассчитывающийся точно 
    к установленному сроку, всегда может 
    занять у своих друзей деньги, которые 
    им в данный момент не нужны... Поэтому 
    никогда не задерживай взятых тобой взаймы 
    денег ни на один час сверх установленного 
    срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл 
    для тебя навсегда его кошелек".
- "Следует учитывать, 
    что самые незначительные действия оказывают 
    влияние на кредит. Стук твоего молотка, 
    который твой кредитор слышит в 5 часов 
    утра и в 8 часов вечера, вселяет в него 
    спокойствие на целых шесть месяцев; но 
    если он увидит тебя за бильярдом или услышит 
    твой голос в трактире в часы, когда ты 
    должен быть за работой, то он на следующее 
    же утро напомнит тебе о платеже и потребует 
    свои деньги в тот момент, когда их у тебя 
    не окажется".
  - Все нравственные 
  правила Франклина имеют утилитарное 
  обоснование: честность полезна, 
  ибо она приносит кредит, так же обстоит 
  дело с пунктуальностью, прилежанием, 
  умеренностью - все эти качества именно 
  поэтому и являются добродетелями. Из 
  этого можно заключить, что там, где видимость 
  честности достигает того же эффекта, 
  она вполне может заменить подлинную честность. 
  Деловитость человека, следующего своему 
  призванию, составляет альфу и омегу 
  морали Франклина.
*Это 
к теме напрямую 
не относится. 
Цитата из "Протестантской 
этики...", иллюстрирующая, 
очевидно, отношение 
М. Вебера к 
социальной функции 
государства: "в 
розничной торговле (мы 
имеем в виду 
не тех неимущих 
мелких лодырей, 
которые в наши 
дни взывают к государственной 
помощи) процесс революционализации 
еще и теперь идет полным 
ходом..." Эмоционально, 
в отличие от остального 
текста...*
гл. 3. 
Концепция призвания 
У Лютера
  - Концепция 
  призвания у Лютера: выполнение 
  долга в рамках мирской профессии 
  рассматривается как наивысшая задача 
  нравственной жизни человека. С точки 
  зрения Лютера, монашеский образ жизни 
  не только бессмыслен для оправдания перед 
  Богом, но и являет собой лишь порождение 
  эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего 
  мирскими обязанностями человека. Мирская 
  же деятельность, напротив, характеризуется 
  им как проявление христианской любви 
  к ближнему. Отрицание превосходства аскетического 
  долга над мирскими обязанностями сочеталось 
  у Лютера с проповедью послушания властям 
  и примирением со своим местом в мире. 
  - Относительная 
  нравственная слабость 
  лютеранства: они не отказались от обряда 
  исповеди, лютеранин мог ежеминутно обрести 
  прощение посредством раскаяния и покаяния. 
  В лютеранстве полностью отсутствовал 
  тот импульс к постоянному самоконтролю 
  и к планомерной регламентации своей 
  жизни, который характеризует суровое 
  кальвинистское учение. Лютеранство в 
  меньшей степени, чем кальвинизм, заполняло 
  жизнь аскетическим содержанием.
Поэтому мы обратимся 
к рассмотрению тех форм протестантского 
вероучения, в которых связь между жизненной 
практикой и религиозной основой обнаруживается 
легче, чем в лютеранстве.