МАКС
ВЕБЕР,
"Протестантская
этика и дух капитализма"
- Почему
капитализм возник именно
на Западе:
М. Вебер не согласен со стандартным ответом:
"стремление к наживе". "Стремление
к предпринимательству", к денежной
выгоде, к наибольшей денежной выгоде
само по себе ничего общего не имеет с
капитализмом. Это стремление наблюдалось
и наблюдается у официантов, врачей, кучеров,
художников, кокоток, чиновников-взяточников,
солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей
игорных домов и нищих — оно свойственно
all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира,
повсюду, где для этого существует какая-либо
объективная возможность. Подобные наивные
представления о сущности капитализма
принадлежат к тем истинам, от которых
раз и навсегда следовало бы отказаться
еще на заре изучения истории культуры.
- Дадим
определение рассматриваемого
явления:
"Капиталистическим" мы здесь
будем называть такое ведение хозяйства,
которое основано на ожидании прибыли
посредством использования возможностей
обмена, то есть мирного (формально) приобретательства.
Хозяйственная деятельность действительно
ориентирована на сопоставление дохода
и издержек (учет капитала) в денежном
выражении, как бы примитивно это ни совершалось.
- Два
капитализма:
- "Авантюристический"
капитализм всех времен
и народов: это капитализм грюндеров,
крупных спекулянтов, колонизаторов и
финансистов, капитализм, ориентированный
на войну. Свойственная ему безудержная
алчность в делах наживы ни в коей мере
не тождественна западному капитализму
Нового времени и еще менее того его "духу".
Западный капитализм ведет к обузданию
этого иррационального стремления, к его
рациональному регламентированию.
- Западный
капитализм - стремление к наживе в рамках
непрерывно действующего рационально
организованного предприятия, к непрерывно
возрождающейся прибыли, к рентабельности.
- это рациональная организация свободного
(формально) труда.
- этот тип капитализма известен только
Западу Нового времени, и нигде ранее не
существовал.
- ориентированный на товарный рынок, а
не на политическую борьбу или иррациональную
спекуляцию.
- рациональная организация капиталистического
предприятия немыслима без двух важных
компонентов:
- отделения
предприятия от домашнего
хозяйства (юридически оформленное
разделение капитала предприятия и личного
имущества предпринимателя);
- бухгалтерская
отчетность.
- Другие
источники возникновения
западного буржуазного
промышленного капитализма:
- развитие техники
и созданные ею новые возможности;
- своеобразие
западных естественных наук с их рациональным
математическим обоснованием и точными
экспериментальными методами;
- рациональная
структура права и управления;
- протестантские
религиозные идеи и выходившая из них
этика: в прошлом в основном они формировали
жизненное поведение людей. Степень именно
их влияния и исследует в данной работе
М.Вебер
гл. 1.
Вероисповедание
и социальное расслоение
- Реформация:
не следует упускать из виду то, о чем теперь
часто забывают: Реформация означала отнюдь
не устранение господства церкви в повседневной
жизни, а наоборот: замену господства католической
церкви - необременительного, практически
малоощутимого, чуть ли не формального,
на в высшей степени тягостную и жесткую
регламентацию всего поведения, глубоко
проникающую во все сферы частной и общественной
жизни. Ведь реформаторы порицали отнюдь
не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного
господства над жизнью.
Господство кальвинизма
в той степени, в какой оно
существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии,
в конце XVI и в начале XVII в. в
большей части Нидерландов, в XVII
в. в Новой Англии, а порой и в самой
Англии, ощущалось бы нами теперь как самая
невыносимая форма церковного контроля
над личностью. Но именно экономически
наиболее развитые страны того времени,
а в самих странах именно носители экономического
подъема - "буржуазные" средние классы,
не только мирились с дотоле им неведомой
пуританской тиранией, но и защищали ее
с таким героизмом, который до того буржуазные
классы как таковые проявляли редко, а
впоследствии не обнаруживали больше
никогда.
- Статистика
времен М.Вебера:
- в Германии обращает
на себя внимание несомненное преобладание
протестантов над католиками среди владельцев
капитала и предпринимателей, а равно
среди высших квалифицированных слоев
рабочих.
- среди абитуриентов-католиков
процент окончивших учебные заведения,
которые готовят к технической, торгово-промышленной
деятельности (реальные гимназии, реальные
училища) значительно ниже, чем среди протестантов.
Католики явно предпочитают гуманитарную
подготовку классических гимназий - этот
факт объясняет незначительное участия
католиков в капиталистическом предпринимательстве.
Среди квалифицированных рабочих современной
крупной промышленности мало католиков.
- Выводы
из статистики:
- протестанты
(особенно сторонники тех течений, которые
будут рассмотрены в дальнейшем) как в
качестве господствующего, так и в качестве
подчиненного слоя населения, как в качестве
большинства, так и в качестве меньшинства
проявляли специфическую склонность к
экономическому рационализму, которую
католики не обнаруживали и не обнаруживают
ни в том, ни в другом положении. Причину
различного поведения представителей
названных вероисповеданий следует поэтому
искать прежде всего в устойчивом внутреннем
своеобразии каждого вероисповедания,
а не только в его внешнем историко-политическом
положении.
- в этих случаях
налицо следующее причинное соотношение:
своеобразный склад психики, привитый
воспитанием, в частности тем направлением
воспитания, которое обусловлено религиозной
атмосферой родины и семьи, определяет
выбор профессии и дальнейшее направление
профессиональной деятельности.
- Это
неправильные стереотипы:
- (мнимая!) "отчужденность
от мира" католицизма или (мнимая!) материалистическая
"радость жизни" протестантизма,
и прочие такого рода понятия совершенно
неприемлемы в исследовании интересующей
нас проблемы, т.к. взятые в столь общей
форме, они не соответствуют действительности
ни в настоящем, ни тем более в прошлом;
- культурные влияния
Реформации в большей своей части были
нежелательными для самих реформаторов
последствиями их деятельности, часто
очень далекими от того, что проносилось
перед их умственным взором. Если мы, исследуя
взаимосвязь между старопротестантской
этикой и развитием капиталистического
духа, отправляемся от кальвинизма и других
"пуританских" сект, то это отнюдь
не означает, что мы предполагаем обнаружить,
будто кто-либо из основателей этих религиозных
течений считал целью своей жизненной
деятельности пробуждение того "духа",
который мы именуем здесь "капиталистическим".
- "Дух"
капитализма: систематическое и рациональное
стремление к законной прибыли в рамках
своей профессии, представление о профессиональном
долге. Это такой строй мышления, который,
хотя бы во время работы, исключает неизменный
вопрос: как бы при максимуме удобства
и минимуме напряжения сохранить свой
обычный заработок, - такой строй мышления,
при котором труд становится абсолютной
самоцелью, "призванием".
Такое отношение к труду не может возникнуть
как непосредственный результат высокой
или низкой оплаты труда; подобная направленность
может сложиться лишь в результате длительного
процесса воспитания.
Первым противником,
с которым пришлось столкнуться
"духу" капитализма и который
являл собой определенный стиль
жизни, нормативно обусловленный и
выступающий в "этическом" обличье,
был тип восприятия и поведения, который
может быть назван традиционализмом.
- "Традиционалистский"
строй мышления: человек "по
своей природе" не склонен зарабатывать
деньги, все больше и больше денег, он хочет
просто жить, жить так, как он привык, и
зарабатывать столько, сколько необходимо
для такой жизни. Повсюду, где современный
капитализм пытался повысить "производительность"
труда путем увеличения его интенсивности,
он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического
отношения к труду.
"Традиционалистское"
хозяйство определяется по духу, которым
оно проникнуто. В основе подобного хозяйства
лежало стремление сохранить традиционный
образ жизни, традиционную прибыль, традиционный
рабочий день, традиционное ведение дел,
традиционные отношения с рабочими и традиционный,
по существу, круг клиентов, а также традиционные
методы в привлечении покупателей и в
сбыте - все это, как мы полагаем, определяло
"этос" предпринимателей данного
круга.
- Лучший "документ"
"духа" капитализма -
философия Бенджамина
Франклина:
- "Помни, что
время - деньги; тот, кто мог бы ежедневно
зарабатывать по десять шиллингов и тем
не менее полдня гуляет или лентяйничает
дома, должен - если он расходует на себя
всего только шесть пенсов - учесть не
только этот расход, но считать, что он
истратил или, вернее, выбросил сверх того
еще пять шиллингов".
- "Помни, что
деньги по природе своей плодоносны и
способны порождать новые деньги... Тот,
кто изводит одну монету в пять шиллингов,
убивает (!) все, что она могла бы произвести:
целые колонны фунтов".
- "Помни пословицу:
тому, кто точно платит, открыт кошелек
других. Человек, рассчитывающийся точно
к установленному сроку, всегда может
занять у своих друзей деньги, которые
им в данный момент не нужны... Поэтому
никогда не задерживай взятых тобой взаймы
денег ни на один час сверх установленного
срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл
для тебя навсегда его кошелек".
- "Следует учитывать,
что самые незначительные действия оказывают
влияние на кредит. Стук твоего молотка,
который твой кредитор слышит в 5 часов
утра и в 8 часов вечера, вселяет в него
спокойствие на целых шесть месяцев; но
если он увидит тебя за бильярдом или услышит
твой голос в трактире в часы, когда ты
должен быть за работой, то он на следующее
же утро напомнит тебе о платеже и потребует
свои деньги в тот момент, когда их у тебя
не окажется".
- Все нравственные
правила Франклина имеют утилитарное
обоснование: честность полезна,
ибо она приносит кредит, так же обстоит
дело с пунктуальностью, прилежанием,
умеренностью - все эти качества именно
поэтому и являются добродетелями. Из
этого можно заключить, что там, где видимость
честности достигает того же эффекта,
она вполне может заменить подлинную честность.
Деловитость человека, следующего своему
призванию, составляет альфу и омегу
морали Франклина.
*Это
к теме напрямую
не относится.
Цитата из "Протестантской
этики...", иллюстрирующая,
очевидно, отношение
М. Вебера к
социальной функции
государства: "в
розничной торговле (мы
имеем в виду
не тех неимущих
мелких лодырей,
которые в наши
дни взывают к государственной
помощи) процесс революционализации
еще и теперь идет полным
ходом..." Эмоционально,
в отличие от остального
текста...*
гл. 3.
Концепция призвания
У Лютера
- Концепция
призвания у Лютера: выполнение
долга в рамках мирской профессии
рассматривается как наивысшая задача
нравственной жизни человека. С точки
зрения Лютера, монашеский образ жизни
не только бессмыслен для оправдания перед
Богом, но и являет собой лишь порождение
эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего
мирскими обязанностями человека. Мирская
же деятельность, напротив, характеризуется
им как проявление христианской любви
к ближнему. Отрицание превосходства аскетического
долга над мирскими обязанностями сочеталось
у Лютера с проповедью послушания властям
и примирением со своим местом в мире.
- Относительная
нравственная слабость
лютеранства: они не отказались от обряда
исповеди, лютеранин мог ежеминутно обрести
прощение посредством раскаяния и покаяния.
В лютеранстве полностью отсутствовал
тот импульс к постоянному самоконтролю
и к планомерной регламентации своей
жизни, который характеризует суровое
кальвинистское учение. Лютеранство в
меньшей степени, чем кальвинизм, заполняло
жизнь аскетическим содержанием.
Поэтому мы обратимся
к рассмотрению тех форм протестантского
вероучения, в которых связь между жизненной
практикой и религиозной основой обнаруживается
легче, чем в лютеранстве.