Макросоциологические парадигмы в современной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования. У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.

Оглавление

Введение
1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).
1.1Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма.
1.2Функционализм Роберта Мертона.
2. Исторический материализм (К. Маркс).
3. Критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно).
Заключение

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

Результат удовлетворения таких потребностей - эйфория в  условиях несчастья.

Большинство преобладающих потребностей - ложные. Контроль над ними недоступен или мало доступен индивиду. Но, независимо от того, насколько индивид отождествляет себя с ними, они - продукт господствующего, подавляющего общества.

Безоговорочное  право на удовлетворение имеют лишь первостепенные потребности: питание, одежда, жилье в соответствии с  достигнутым уровнем культуры. Остальные  потребности любым Сознанием  должны подвергаться проверке. Право  на окончательный ответ принадлежит  самим индивидам, но только если они свободны настолько, чтобы дать собственный ответ. А эта граница теперь крайне размыта.

В наиболее развитых странах произошла трансформация  общественных интересов в индивидуальные, и теперь различие между ними часто кажется чисто теоретическим. Возможно ли разграничить СМИ как средство информатизации и как агент манипуляции сознанием? Автомобиль как фактор беспокойства и удобства?

Общественный  механизм совершенен: его способность  превращать в потребность неумеренное  потребление, конструктивно использовать разрушение не знает границ.

Общественный  контроль теперь коренится в потребностях, навязываемых обществу.

Навязывание ложных потребностей происходит посредством  медиа технологий, - посредством  наполнения их определенным содержанием, а также благодаря природе  их функционирования - технической  повторяемости, вездесущности и  т.д. Но неверно думать (Маркузе утверждает, что это было главной ошибкой  Маркса), что техника, медиа технологии сами по себе нейтральны, и лишь их принадлежность аппаратам власти определяет их направленность.

Наше общество организовано механистически, и любая  машина превосходит силу индивида или  даже группы индивидов, - следовательно, машина становится самым эффективным  политическим и социальным инструментом.

Кроме того, техника  стала универсальной формой материального  производства, и, как следствие, она  вольна предоставлять и свой проект "мира".

Но главное  не в том, что общество и производство образованы по типу машины и потому с легкостью управляемы ею же по тем же принципам, - а в том, что  именно научно-техническая рациональность, детерминация логического и практического  Разума, необходимая для создания машин и медиа технологий, и  для научного прогресса в целом, неизбежно ведет к господству и манипуляции в качестве общественной формы жизни.

Мы подошли  к вопросу происхождения такой  системы контроля, вопросу, который  занимал всю Франкфуртскую школу  в целом: "Почему западная цивилизация  на высочайшем этапе развития впала  в новый тип варварства?" Как  возникли такие системы подавления? Франкфуртцы здесь оставляют концентрацию на анализе систем экономики и власти и выходят на исторический и метафизический уровень.

Главная посылка  франкфуртской школы в том, что причина коренится не только в экономических формах, а в наличии некоего "принципа господства", пронизывающего западную цивилизацию с самого начала ее развития. Человек пытается полностью подчинить себе природу. Но подчинение природы сопровождается подчинением человеческой природы, - подавлением всего иррационального, непосредственного. Идеал рационального поведения, рационального мышления лежит в глубинных основах западной цивилизации. Вездесущий "принцип господства" (над природой, собой) ведет к господству человека над человеком. И это стремление к господству, к подавлению, как генетическая память, формирует не только сознание человека, но и бессознательные влечения с помощью машины культуриндустрии.

Культуриндустрия как поставляет чувственно данную реальность, так и контролирует механизм переработки этой реальности внутри человека (механизм, который раньше формировался с помощью культурной традиции).

Техническая рациональность, схема культуры сегодня  является рациональностью самого господства как такового. Техника культуриндустрии была превращена в феномен стандартизации и серийного производства, и в жертву было принесено все то, что всегда отличало логику искусства от логики социальной системы.

Маркузе утверждает, что любое искусство, и положительное, и отрицательное, утверждало разрыв между художественной и социальной реальностью. Искусство всегда - отчуждение, дающее голос протеста несчастному  сознанию. Технологическая действительность же подавляет основу художественного отчуждения.

Культура  является товаром. Благодаря тому, что  под нажимом системы любой  продукт вынужден использовать рекламную  технику, последняя вторгается и в стиль культуриндустрии.

Слабый пункт критической теории общества - ее неспособность указать освободительные тенденции внутри существующего общества. Неспособность дать иной рецепт выживания, кроме критического размышления.

Заключительный этап деятельности франкфуртской школы - поиск пространств, свободных от господства, разработка альтернативных моделей жизни, мышления, поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Основой для  развития и существования в социологии различных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам.

Каждая парадигма позволяет лучше, чем другие парадигмы, ответить на ряд определенных вопросов. Однако исследовать социальные явления всесторонне, наиболее полным образом можно, если используются различные подходы. Необходимость исследовать все возможные аспекты социальных явлений привела к возникновению сложной структуры современной социологии.

Парадигма обеспечивает студентов и будущих  ученых готовой  системой знаний, излагаемой в лекциях  и на семинарах.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Иванов  Д. В. Социология: теория и история.- Спб.; Питер, 2006.

 

  1. Маркс К. Социология. М. Канон-Пресс-Ц, 2000.

 

  1. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994.

 

  1. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

 

  1. Ритцер Дж. Современные социологические теории.- Спб.; М.,2002.

 

  1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения.- М., Спб.,1998.

 

  1. Современная западная социология: Словарь.- М.,1990.

 


Информация о работе Макросоциологические парадигмы в современной социологии