Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, контрольная работа
Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования. У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.
Введение
1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).
1.1Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма.
1.2Функционализм Роберта Мертона.
2. Исторический материализм (К. Маркс).
3. Критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно).
Заключение
Теория функционализма Мертона состоит как бы из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески-новаторского.
Мертон считает
неверным применение трех взаимосвязанных
постулатов в функциональном анализе,
которое имело широкое
1. "Постулат
функционального единства
Далее, идея функционального единства предполагает, что перемена в одной из частей системы приведет к изменениям во всех других. И снова Мертон утверждает, что это нельзя принимать как должное, настаивая на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно дифференцированных обществах его институты могут иметь высокую степень "функциональной автономии".
2. "Постулат
универсальности
3. Мертон подверг
критике и "постулат
Концепцию Мертона о явных и латентных (скрытых.) функциях можно рассматривать в качестве наиболее позитивного и весомого его вклада в функциональный анализ. Только узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается изучением явных функций. Вооруженный понятием скрытой функции, социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая не является видимой.
Таким образом, определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем самым он во многом преодолел абстрактность теории Парсонса.
Исторический
материализм совершил подлинный
переворот в развитии философии
и обществознания. Появление исторического
материализма позволило создать
цельный научно-философский
Основными категориями
исторического материализма являются
общественное бытие, общественное сознание,
общественно-экономическая
Предметом исторического
материализма является общество как
целостная и развивающаяся
Социальные
предпосылки возникновения
Исторический
материализм есть распространение
положения диалектического
К. Маркс и Ф. Энгельс приложили немало сил для разработки проблемы материалистического понимания истории. Так в работе «Немецкая идеология» они подвергли резкой критике принципы идеалистического понимания истории, согласно которому представления, понятия, идеи, производят, определяют и держат под своей властью действительную жизнь людей, их материальный мир.
Этим взглядам
они противопоставили материалистическое
понимание истории, которое явилось
результатом распространения
Рассмотрим некоторые положения метода материалистического понимания истории.
Раскрывая положение,
что развитие общества есть объективный
естественноисторический
Исходным коренным положением материалистического понимания истории является положение о том, что основу, главную движущую силу общественного развития следует искать не в головах людей, не в идеях, а в материальном производстве. Маркс доказывал, что «существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства». Достижение пролетариатом своей цели – ликвидация классового и построение бесклассового общества, возможно только путём социалистической революции.
Центральное
место в методологии
Базис и надстройка находятся в непосредственном взаимодействии. Надстройка складывается на конкретном базисе и определяется им, базис порождает надстройку для своего укрепления и защиты. Изменения в базисе ведут к изменениям в надстройке.
Указывая
на решающую и определяющую роль базиса
по отношению к надстройке, Маркс
и Энгельс отмечали вместе с тем
относительную
Маркс и Энгельс доказывали, что экономической основой социальных революций является такое состояние производительных сил и производственных отношений, когда постоянно существующие между ними противоречия переросли в конфликт. В способе производства и в общественном бытии людей – все источники и причины классовых столкновений, политической и идейной борьбы. Разрабатывая теорию социальной революции, особое внимание было уделено исторической необходимости пролетарской социалистической революции. Социалистическая революция должна привести не к замене одной формы частной собственности к другой, как предшествующие ранее социальные революции, а к полной её ликвидации.
В «Критике Готской программы» К. Маркс сформулировал положение о неизбежности двух фаз в развитии коммунистической общественно-экономической формации: социализма и коммунизма.
В законе повышения
роли народных масс в ходе общественного
прогресса основоположники
Метод материалистического
понимания истории позволил основоположникам
марксизма предложить оригинальную
трактовку закономерностей
Было разработано материалистическое понимание истории, сделано обобщение, из которого следовало определение классов. Ранее история как наука представляла собой лишь перечень событий, фактов и соответствующих дат. Она была только летописью. Маркс показал, что история имеет логику, подчиняется определённым законам, она является историей социального прогресса.
К школам, изучающим феномен отчуждения, идеологии и манипуляции, анализирующим роль технологий в происходящем, относится франкфуртская школа, занимавшаяся критической теорией общества.
Франкфуртская школа - группа ученых, объединившихся в 1930 году вокруг Института социальных исследований во Франкфурте, возглавляемого Максом Хоркхаймером. После прихода к власти фашистов Институт переехал в Париж, а затем в Нью-Йорк. В 1949 исследователи возвратилась во Франкфурт. Основные сотрудники Института: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин, Эрих Фромм. Школа оказала гигантское влияние на интеллектуальную жизнь Европы и на ее революционные движения; и даже после ее официального закрытия (70-е годы) идеи школы продолжали оказывать влияние на мировые демократические - антивоенные, феминистические течения.
Задачи школы
критической теории - критика товарного
фетишизма, идеологии потребления,
анализ индустрии культуры, выявление
зон контроля и манипуляции со
стороны власти; анализ способов манипуляции,
происхождения существующего
Центральные и наиболее известные работы франкфуртской школы - "Диалектика просвещения" - совместная книга Адорно и Хоркхаймера 1947 года и "Одномерный человек" Маркузе 1964. Адорно и Хоркхаймер стояли во главе школы, и их книга - своеобразная точка отсчета, хотя и не первая работа школы. Маркузе же стал самой популярной фигурой течения, а его книга, соответственно, - бестселлером. В 60-е Маркузе принимал активное участие в молодежном движении, став идеологом "молодежной революции".
Исходный пункт этих двух работ общий:
"Никогда
прежде история не знала
Прежнее господство
теперь преобразовано в
Пример. Мобильные телефоны - крайне удобные средства связи, позволяют найти человека, где бы он ни находился, с тем, чтобы, например, вызвать его на работу или заставить думать о требуемом (или лишить собственного свободного внутреннего пространства). И это лишь один незначительный пример.
Оказывается, что, чем выше уровень благосостояния общества, тем глубже общество проникает в индивидуума, тем больше от него требует, тем тщательнее его контролирует. Для поддержания строя более высокого уровня необходим тотальный контроль; общая идеология, проникающая в самые личные сферы жизни индивида.
Развивающееся индустриальное общество может удерживать свое положение путем мобилизации, организации и эксплуатации всех ресурсов - технических, научных, интеллектуальных, др. Общество должно быть целым, единым - поверх личных, индивидуальных интересов и свобод.
Свобода вообще теперь становится "свободой от" - свободой от политики, которую невозможно реально контролировать. Свободой от индивидуальной мысли - поглощенной средствами массовой коммуникации и различными воздействиями на сознание.
Сам способ организации
современного общества делает его тоталитарным:
здесь имеется в виду не террор,
а экономико-техническое
"Интенсивность,
способ удовлетворения и даже
характер небиологических
"Человеческие
потребности историчны,
Истинные и ложные потребности:
"Ложными"
Маркузе называет те
Информация о работе Макросоциологические парадигмы в современной социологии