Личность как социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:53, реферат

Краткое описание

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие личности
1.1. Теории личности …..........................................................................5
1.2. Социализация личности …………………………………………14

Глава 2. Личность как социальная система

2.1. Взаимоотношения личности с обществом………………….…………………………………………..16

Глава 3. Личность как совокупность статусно-ролевых характеристик.
3.1. Социальные роли …………………………………………………20
3.2. Теория общественного зеркала…………………………………..22


Заключение…………………………………………………………............24
Список используемой литературы………………………………............26

Файлы: 1 файл

готовая личность.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 
Мы анализируем, как мы реагируем  на эту оценку.

 
При исследовании личности как "элемента" развития социальной системы она  получает свою содержательную характеристику через "общественные функции" - роли, которые усваиваются ею в онтогенезе". Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого. В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. В связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые определяют динамику и содержание поведения личности.

 
Для того чтобы проанализировать, как  индивид вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных  качеств личности. Так, на пример, исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотоношениях между "руководителями вообще" и "подчиненными вообще" - это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях; исследование "нормативно-ролевых" отношений между участниками совместной деятельности - вторая плоскость; изучение отношение между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность, личностный смысл для другого человека, - еще одна плоскость анализа системных качеств личности в развитии общества. Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах "роль-для-всех", "роль-для-группы", "роль-для-себя" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Проблема личности и общества - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие  личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

  
Но как мы увидели, что конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. "То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится "Я", его " Я" есть господин".

 
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

 
Личность имеет политический статус, если общество, в котором она живёт, это демократическое общество. По определению Кьеркегора, человек - это  синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости, короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов. Человек, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные. Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и общества. С изменением общества претерпевает изменение и личность. Возросло отклоняющееся поведение личности, то есть такое, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждёт от человека общество. Социальные отклонения приобретают массовые явления: преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, терроризм. В связи с ростом экономики на рубеже 20-21 веков всё большее распространение в мире получают экономические преступления, посягающие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде. Человеческая личность широко втягивается в преступный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
  2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат., 1986.
  3. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
  4. Кравченко А.И.Введение в социологию - С.16-31,56-139.
  5. Лавриенко В.Н. и др. Основы социологических знаний - С.99-113,158-167,188-196.
  6. Маркин В.Н. Жизненные позиции личности: (Идеологический и социально-психологический аспекты)/Акад. общественных наук при ЦК КПСС. - М.: Мысль, 1989.
  7. Основы социологии. В 2-х ч. Ч.1 - С.65-134;Ч.2-С.47-93. 
    Радугин А.А. и др. Социология. - С.41-50,61-129.
  8. Смелзер Н.Социология - С.70-167,273-303.
  9. Социология - студенту в вопросах и ответах. - С.33-37,42-46,53-55.
  10. Социология - М.:Знание,1995. - С.141-199,226-263.
  11. Социология: Наука об обществе. - С.198-489.
  12. Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. М., 1991.
  13. Тадевосян Э.В.Словарь - Справочник по политологии и социологии.
  14. Тощенко Ж.Т. Социология. - С.107-134,227-240.
  15. Фролов С.С.Социология - С.129-344.
  16. Энциклопедический социологический словарь.

 

 

 


Информация о работе Личность как социальная система