Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:53, реферат
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие личности
1.1. Теории личности …..........................................................................5
1.2. Социализация личности …………………………………………14
Глава 2. Личность как социальная система
2.1. Взаимоотношения личности с обществом………………….…………………………………………..16
Глава 3. Личность как совокупность статусно-ролевых характеристик.
3.1. Социальные роли …………………………………………………20
3.2. Теория общественного зеркала…………………………………..22
Заключение…………………………………………………………............24
Список используемой литературы………………………………............26
Действительно великими, да и просто нормальными
людьми не рождаются, а становятся благодаря
длительному и весьма сложному процессу
социализации.
Данная проблема давно волновала умы человечества
и не только представителей общественных
наук, таких, как история, психология, философия,
социология, но и писателей, поэтов. Так,
феномен превращения почти чисто биологического
существа, каким в детстве является каждый
из нас, в высокоорганизованную социобиологическую
систему, не смотря на его, казалось бы
очевидность, вызывает немало споров и
в наши дни.
Прежде, чем преступать к рассмотрению
этой темы, я считаю, необходимо разобраться
в рассматриваемых понятиях.
Человек - это живое, телесное существо,
жизнедеятельность которого представляет
собой основанный на материальном производстве,
осуществляющийся в системе общественных
отношений, процесс сознательного, целенаправленного,
преобразующего воздействия на мир и на
самого человека для обеспечения его существования,
функционирования и развития.
Индивид (дословно) - неделимая дальше
частица какого-то целого.
"Индивидуальность" - уникальность,
неповторимость человека, во всем богатстве
его личных качеств и свойств.
Личность - это автономный человек,
то есть человек в определенной степени
выступающий независимо от общества,
способный противопоставить себя обществу.
Темперамент личности - энергетическая
характеристика действия, темпа, скорости
и интенсивности реагирования, регулярности
действия.
Характер личности - волевой сектор, один
из четырех секторов, за счет взаимодействия
которых происходит развитие личности.
Характер - фиксированная форма смыслового
опыта, смысловых установок личности,
актуализирующихся в присущем данной
личности индивидуальном стиле действования,
посредством которого достигаются те
или иные мотивы личности.
Индивидуальность личности - совокупность
смысловых отношений и установок человека
в мире, которые присваиваются в ходе жизни
в обществе, обеспечивают ориентировку
в иерархии ценностей и овладение поведением
в ситуации борьбы мотивов; воплощаются
через деятельность и общение в продуктах
культуры, других людях, себе самом ради
продолжения существования образа жизни,
являющегося ценностью для данного человека.
Продуктивные проявления личности - процессы
активности личности, в которых личности
приходится осуществлять выбор между
различными мотивами, позициями и ролями.
Способности - определяют меру успешности
и эффективности деятельности и
степень продуктивности проявлений
личности как субъекта деятельности.
Жизненный путь личности - путь становления
ее индивидуальности.
Социальная роль - это совокупность требований
предъявляемых индивиду обществом. Это
совокупность действий, которые должен
выполнить человек, занимающий данный
статус в социальной системе.
Социальный характер - выражение функциональных
ролевых качеств личности, проявляющихся
в ее социотипическом поведении, т.е. в
том поведении, в котором личность слита
с социальной общностью.
1.2. Социализация личности
Социализация - процесс усвоения людьми
опыта и ценностных ориентаций данного
общества (становление личности).
Процесс восхождения от индивида через
индивидуальность к личности можно
в какай то мере рассматривать
и как процесс социализации ( влияния
общества ) с одной стороны и
как процесс
Социализация человека начинается с самого
раннего возраста и продолжается на протяжении
всей его жизни. Избежать этого процесса
во взрослом возрасте человек может, лишь
изолировав себя от общества. Процесс
социализации человека представляет собой
взаимосвязь трех других процессов: идентификация,
индивидуализация, персонализация. Эти
процессы не происходят автономно, а взаимно
дополняют друг друга. Другое дело, что
в начале становления личности все-таки
превалирует процесс идентификации. Уникальность
процесса социализации для человека состоит
еще и в том, что он одновременно является
и ее объектом и ее предметом.
На процесс социализации личности влияет
всякого рода факторы, но основными можно
выделить биологические и социальные.
От того, какого рода гены заложены в человека,
во многом зависит его развитие, особенно
на ранней стадии. Но не обязательно у
гениальных родителей рождаются гениальные
дети. Очень многое зависит и от окружения,
в котором воспитывается человек. Так,
наглядным примером этому может служить
русские народные сказки, в одной из которых
волею судеб в младенческом возрасте поменялись
семьи у представителей разных социальных
слоев.
Процесс социализации в основном идет
в семье, но чем старше ребенок, тем менее
он зависим от семьи, и тем большее влияние
на него оказывает " улица ", школа
и т. д. Причем очень важно наличие и женского
и мужского начала в процессе первичной
социализации, когда большая часть информации
закладывается на подсознательном уровне.
В более же старшем возрасте, на социализацию
человека особенно важное влияние оказывает
трудовой коллектив и общество в целом.
Процесс социализации отдельной личности
неразрывно связан с развитием всего общества,
а в настоящее время, в связи с открытость
границ и возможностью получения информации
со всего мира, и всего человечества.
По мнению Нейла Смелзера процесс социализации
обусловлен тремя факторами: ожиданиями,
изменитнием поведия, стремлением к конформизму.
Он приводит пример из жизни школьников,
когда часть ребят, выделившись из общей
массы, навязывают модели поведения другим.
Смелзер выделяет три основных аспекта
социализации: биологический, культурный
и социокультурный. Автор считает, что
уже при рождении в человеческом организме
заложены определенные элементарные модели
поведения и навыки, которые помогают
ему органично вливаться в общество. Но,
навыки эти очень и очень ограниченны
и поэтому, особенно в первые годы для
ребенка столь важно присутствие родителей.
С точки зрения Смелзара для процесса
социализации особенно важно влияние
культуры, сложившейся в том или ином обществе.
Так, в соответствии с культурными традициями
ребенок с самого начала жизни через коммуникативные
каналы вынужден усваивать нормы и ценности
принятые в данном обществе. Все проявления
индивидуальности в той или иной мере
наказуемы.
Глава 2. Личность как социальная система
2.1. Взаимоотношения личности с обществом.
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания.
Личность есть системное и поэтому
"сверчувственное" качество, хотя
носителем этого качества является вполне чувственный, телесный
индивид со всеми его врожденными и приобретенными
свойствами. Они, эти свойства, составляют
лишь условия (предпосылки) формирования
и функционирования личности, как и внешние
условия и обстоятельства жизни, выпадающие
на долю индивида.
Характеризуя "личность", имеют
в иду "целостность", но такую "целостность",
которая рождается в обществе.
Индивид выступает как
Становление личности происходит в процессе
усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций
данного общества, что называется социализацией.
Человек учится выполнять особые социальные
роли, т.е. учится вести себя в соответствии
с ролью ребенка, студента, служащего,
супруга, родителя и т.д.
Социальная личность складывается в общении
людей, начиная с первичных форм общения
матери с ребенком. Ребенок постоянно
включен в те или иные формы общественной
практики; и если отсутствует ее специальная
организация, то воспитательное воздействие
на ребенка оказывают наличные, традиционно
сложившиеся ее формы, результат действия
которых может оказаться в противоречии
с целями воспитания. Формирование человека
как личности требует от общества постоянного
и сознательно организуемого совершенствования
системы общественного воспитания, преодоления
застойных, традиционных, стихийно сложившихся
форм.
Выступая и субъектом, и результатом общественных
отношений, личность формируется через
ее активные общественные действия, сознательно
преобразуя и окружающую среду, и саму
себя в процессе целенаправленной деятельности.
Именно в процессе целенаправленно организуемой
деятельности формируется в человеке
важнейшая, определяющая его как развитую
личность потребность в благе другого.
Целенаправленное формирование личности
человека предполагает её проектирование,
но не на основе общего для всех людей
шаблона, а в соответствии с индивидуальным
для каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические
и психологические особенности.
Главная цель развития личности - возможно
более полная реализация человеком самого
себя, своих способностей и возможностей,
возможно более полное самовыражение
и самораскрытие. Но эти качества невозможны
без участия других людей, они невозможны
в изоляции и противопоставлении себя
обществу, без обращения к другим людям,
предполагающего их активное соучастие
в этом процессе.
В рамках анализа жизненной позиции
встает вопрос об образе жизни личности.
Образ жизни - совокупность типичных форм
жизнедеятельности людей, объективно
существующих в обществе: труд, общественно-политическая
сфера, образование, досуг и отдых, личная,
семейная жизнь и т.д.
Свои социальные устремления личность
реализует в материальной и духовно-идеалогической
жизни. Жизненная позиция выступает в
этом ряду характеристикой конкретного
субъекта, который в рамках данного образа
жизни ведет материальную и духовно-идеалогическую
жизнь определенной направленности, содержания
и активности. Личность - это ученик и соавтор
человеческой истории, определенного
образа жизни.
Образ жизни общества, социальной группы,
трудового коллектива представляет для
субъекта любого уровня (а для конкретного
человека особенно) как специфическое
общественное условие, активно детерминирующее
и его образ жизни. Личность сталкивается
с целой совокупностью ситуаций жизненного
выбора. Она или принимает наличный образ
жизни, борется за его укрепление, развитие
(занимает активную жизненную позицию);
или относится ко всему как к должному,
реализует себя в рамках положительной
нормы, но не больше (жизненная позиция
среднего уровня активности); или только
приспосабливается к существующим условиям,
равнодушно следуя "правилам жизни"
микросреды (пассивная жизненная позиция);
или в определенных условиях использует
формы деятельности и общения негативного
и антиобщественного содержания (негативная
и антиобщественная жизненные позиции).
Как видно, понятия "жизненная позиция"
и "образ жизни" пересекаются и дополняют
друг друга.
В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную
устойчивость как сознательный субъект
общественной жизни.
Понятие "жизненная позиция" связано
с активным, избирательным отношением
людей к природе и обществу, способностью
человека делать выбор и принимать решения
в тех или иных условиях, в том числе и
в рамках определенного образа жизни.
Объективными (внешними) условиями самоопределения
личности выступает вся совокупность
социально-экономических, политических
и духовно-идеалогических процессов конкретно-исторического
общества (на уровне общества в целом и
составляющих его социальных групп, на
уровне региона, на уровне трудового коллектива
и семьи). Своеобразными внешними условиями
являются также и образы жизни коллективных
и индивидуальных субъектов, с которыми
она взаимодействует.
Глава3. Личность как совокупность статусно-ролевых характеристик.
3.1. Социальные
роли.
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как:
В философии
личность человека как таковая не
рассматривается. Ею надо стать.
В социологии - личность - совокупность
статусно-ролевых характеристик. Личность
- это автономная система, которая может
быть независима от общества.
Эта независимость
проявляется в собственном мировоззрении
личности в её самосознании.
Социальные роли - это совокупность требований.
Предъявляемых индивиду обществом. Это
совокупность действий, которые должен
выполнить человек, занимающий данный
статус в социальной системе. У человека
может быть множество ролей.
Когда происходит
противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой
конфликт.
Социальные роли
Принимаемые по соглашению, хотя человек может и не принимать их
1.Основные ролевые характерист
Толкот Парсенс
предложил 5 характеристик любой
роли:
Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной
сдержанности, другие - раскованности.
Способ получения:
предписанные и завоеванные.
Масштаб: часть
ролей строго ограничена, часть - размыта.
Формализация:
деятельность в строго установленных
рамках или произвольная.
Мотивация: личная
прибыль, общественное благо и т.д.
Социальная роль состоит из:
3.2. Теория общественного зеркала.
Теория Ч. Кули - Теория общественного
зеркала суть теории: сравнивая себя
с другими, у человека появляется
собственное мнение из оценок других
людей. Формирование оценки связано
с вознаграждением. Поступки, которые
поощряются в человеке, могут получить дальнейшее
развитие.
Мы анализируем, как к нам относятся люди.
Мы анализируем, как мы относимся
к этой оценке.