Культура в период общественных перемен

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня бесспорной представляется мысль о том, что культура — синоним разнообразия, которое невозможно без сохранения неповторимости вещей и идей, племен и социальных групп, приходящих и уходящих этносов и народов. Дать устраивающее всех определение культуры весьма затруднительно, учитывая то, что многоликость и созидающий потенциал культуры соизмеримы с многообразием и жизненной силой «Божественной» матери-природы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи истории и культуры в развитии общества…………………………………………………..……..5
1.1 Культура как историческая категория…………………………5
1.2 Культура как социальное явление. Социальные функции культуры…………………………………………………………….……..12
Глава 2. Культура в период общественных перемен…………….19
2.1 Особенности культуры в период общественных перемен….19
2.2 Анализ взаимосвязи общественных перемен и культуры…..22
Глава 3. Советский период развития культуры России и современная социокультурная ситуация………………………………………….……25
Заключение…………………………………………………………29
Библиография………………………………………………..……..31

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕН1.rtf

— 240.21 Кб (Скачать)

Российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, вобрав в себя все эстетические течения.

Многие деятели искусства включились в мировую художественную жизнь: выступают на крупнейших музыкальных сценах , проникают на западный кинорынок (фильмы Н. Михалкова «Очи черные» и «Утомленные солнцем», последний из которых в 1995 г. получил премию «Оскар» Американской академии киноискусства как лучший зарубежный фильм года. Становятся модными и хорошо покупаемыми художниками (Н. Сафронов -- эротическая живопись, «митьки» -- постсоветский авангард).

Творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществляется теперь в ходе организуемых на деньги спонсоров многочисленных фестивалей, конкурсов, выставок.

В сфере художественной культуры в полную силу заработали рыночные механизмы регулирования. Роль стихийного регулятора творческого процесса переходит к потребителю культурных ценностей: зрителю, читателю, слушателю, -- благодаря чему, в частности, к середине 90-х годов преодолена чрезмерная политизированность российской культуры. Но одновременно это привело к коммерциализации искусства, когда мерилом творческих достижений стал коммерческий успех произведения. Потакая массовому потребителю, российское искусство в целом резко снизило свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические стандарты». В авангарде коммерциализации идет телевидение, делающее ставку на сериалы и разнообразные шоу (лотереи, игры с призами и т.д.), отечественное кинопроизводство и частное книгоиздание отдают предпочтение некачественным детективам, боевикам, мистике, в литературе появляются откровенно непристойные сочинения (Э. Лимонов). Наиболее «ходовым» товаром российской масскультуры стала порнопродукция:

В 1996 г. в совершенно бедственном положении оказались музеи и другие учреждения министерства культуры, финансирование которых было прекращено.

Но подлинному искусству удается сохраниться, найдя покровителей, меценатов.

В целом же искусство стало аполитичным, что вовсе не вредит ему, а только раскрепощает. «Ограничителями» в сфере искусства должны быть лишь чувство меры и художественный вкус.

 

Заключение

 

Итак, культура в отличие от отдельных, «региональных» направлений человеческой деятельности, не создается целенаправленными актами, но является объективным результатом их суммы или --с другой стороны -- исходным условием их осуществления. Культуральный подход предполагает поэтому не только анализ локальных достижений того или иного типа знания, умения, поведения, но и сравнительный, компаративистский анализ явлений со сходной культурной «внутренней формой». Это создает непреодоленные пока наукой методологические трудности (как, например, корректно идентифицировать «импрессионизм» в живописи и «импрессионизм» в музыке, при том, что интуитивно ясно их сходство?), но все же является необходимой задачей наук о культуре, поскольку позволяет выявлять общие процессы, «большие» стили, системы ценностей: то, что называется «духом времени».

Из существования культуры как общечеловеческого способа освоения природы не следует, что сами собой понятны ее нормы, ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Любая состоявшаяся культура непонятна «извне» и требует расшифровки, если эта культура в прошлом, или благожелательного диалога, если это -- современная культура. (Последнее особенно важно в свете современного процесса глобализации культуры) Так же не является безусловной та или иная качественная градация культур: культура налична как многообразие вариантов, и попытка определить их «ценность» (какой бы ее критерий мы ни выбрали) так же сомнительна, как определение сравнительной ценности биологических видов. В то же время, оценочный анализ возможен там, где можно содержательно сформулировать «цель» данной культуры или определенной стадии ее развития. (Хотя история показывает, что «незрелые» или «наивные» формы культуры со временем могут оцениваться как привлекательная альтернатива или же раскрывать свои непонятые дотоле глубины).

Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в том числе культурного прогресса.

Исторический прогресс однолинеен: он представляют собою движение вперед по единой, общей для всего человечества магистрали. Человеческое общество проходит ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем развития культуры.

Переходя от одной стадии к другой, общество постепенно поднимается на все более высокий уровень культуры.

В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса. Поэтому уровень культурного развития народов различен: есть народы отсталые и передовые. Отсталым народам необходимо поднять свою культуру до уровня передовых.

Наиболее высоко по лестнице прогресса поднялись европейские народы. Поэтому европейская культура -- наиболее передовая культура эпохи, и до ее уровня дальнейший прогресс должен поднять культуру всего неевропейского мира.

В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - преодолеть негативные последствия советского периода и выработать свой стратегический курс на будущее. Для этого есть все предпосылки. Самая положительная черта советского периода - достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Наша культура вполне может дать свой ответ на вызовы современного мира.

 

Библиография

 

  1. Артемов В.В. История Отечества. М.: «Академия», 2009
  2. Асланов Л.А. Культура и власть [Электронный ресурс]: http://www.kara-murza.ru/vlast/KulturaVlast.html
  3. Бухаров А.Ю. Развитие культуры в зеркале европейской культуры. // Вопросы философии. 2009. № 4.
  4. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.В.Попова.-М.: ВЛАДОС, 2010.
  5. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. -М., 2010.
  6. Жаркова С.Ю., Семенов М.О. Идея общественного прогресса. // Социс. 2009. № 9.
  7. Кармин А.С. и др. Культурология: Учебник. -СПб., 2011.
  8. Конев В.А. О сущности освоения культуры. Методологические проблемы освоения культуры. - Куйбышев, 2011. С.7.
  9. Культура как социальное явление [Электронный ресурс]: http://www.philosophy.ru/edu/ref/soc/socfil.html
  10. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011.
  11. Культурология.//Под редакцией Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2011
  12. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. А.А. Радугина. -М., 2011.
  13. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. А.А. Радугина. -М., 2009.
  14. Лапкин В.В. Политическая элита [Электронный ресурс]: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/69878.html
  15. Мамонтов А.С. Культурология: Учебник. -М., 2011.
  16. Политическая элита и политическое лидерство [Электронный ресурс]: http://www.uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/T2_9.htm
  17. Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов/ под редакцией А.А. Радугина. - Изд. 2-е, доп. - М: Центр, 2009.
  18. Попов Е.В. Введение в культурологию. М.:, 2011
  19. Рябикин С.П. Новейшая история России. СПб: «Нева», 2011
  20. Социология / Учебное пособие [Электронный ресурс]: http://vor-stu.narod.ru/posob-2.html#81
  21. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. - М., 2011. С. 95.
  22. Фролова М.А. Политология - студенту в вопросах и ответах: выпуск 1. - Москва-Воронеж, 2011.

  •  



     



    Информация о работе Культура в период общественных перемен