Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:49, реферат
Важной составной частью общей культуры человека является культура мышления.
По своей сущности культура мышления выступает как определенный уровень
развития способности человека к адекватному отражению в понятиях и других
мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного
существования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 2
Культура мышления…………………………………………………………….2
Логика……………………………………………………………………………..3
Диалектическая и формальная логика ………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….5
Литература………………………………………………………………………..6
6
Введение ………………………………………………………………………… 2
Культура мышления…………………………………………………………
Логика………………………………………………………………
Диалектическая и формальная логика ………………………………………4
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Важной составной частью общей культуры человека является культура мышления.
По своей сущности культура мышления выступает как определенный уровень
развития способности человека к адекватному отражению в понятиях и других
мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного
существования.
В этом реферате я попытаюсь показать какое место занимает культура мышления
в общей культуре человека, какими способами можно повысить культуру
человека, какую важную роль играет логика.
Культура мышления
Культура мышления - не врожденное качество. Она не дана человеку в готовом
виде, а формируется и развивается в результате освоения им окружающей
действительности и овладения знаниями, накопленными человечеством.
В распоряжении человека имеется целый спектр возможных способов повышения
культуры мышления, например, обогащение собственного умственного опыта
умственным опытом других путем чтения художественной и научной литературы.
Но недостатком подобного способа развития культуры мышления является, во-
первых, то, что такое чтение, как правило, носит бессистемный характер и,
во-вторых, не способствует осознанному усвоению законов, форм, правил,
приемов познавательной деятельности мышления, которые и составляют
содержание культуры мышления.
Важнейшим средством преодоления отмеченных недостатков является изучение
логики как теории мышления.
Культура мышления как определенный уровень развития мыслительных
способностей человека в значительной мере зависит от того, насколько
мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям
логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и
требованиями логики является тем минимумом, без которого вообще невозможна
культура мышления.
Возникает вопрос: так ли уж необходимо знание особой теории для того, чтобы
правильно мыслить? Можно ведь рассуждать логично, и не изучив правил
логики, подобно тому, как зачастую люди излагают свои мысли на языке, не
зная его грамматики.
Действительно, подавляющее большинство людей следует логическим законам
непроизвольно, не осознавая их и даже не зная об их существовании. При этом
они следуют естественной логике, применяя логические законы стихийно, что
порождает у них иллюзию того, что мышление столь же не нуждается в анализе
и контроле, сколь, например, дыхание и пищеварение. Но если задача
физиологии, по словам И. П. Павлова, заключается в том, чтобы «научить
человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать,
чтобы прожить как можно дольше», то задача логики - научить человека
правильно мыслить, не совершать собственных логических ошибок и вскрывать
их в рассуждениях других людей.
Стихийно сложившееся умение рассуждать не гарантирует правильности даже
обыденного мышления, не говоря уж о мышлении научном. Овладение же основами
логики дает возможность сознательного применения логических законов к
решению конкретных практических задач, позволяет правильно организовать
умственную деятельность и потому способствует повышению уровня логической
культуры, а вместе с тем и действенности нашего мышления. Известный
немецкий философ и ученый XVII в. Г. В. Лейбниц отмечал, что если
достижения науки велики без специального применения логики, то они
значительно умножатся при ее сознательном изучении и использовании.
Логика выступает инструментом умственной деятельности, своеобразным
«органом», то есть орудием познания.
Логика
Логика является одной из общеобразовательных гуманитарных наук. Эту
дисциплину изучают наряду с философией, этикой, эстетикой и другими
дисциплинами, направленными на формирование мировоззрения подрастающих
поколений. Мышление человека, как известно, выступает предметом изучения
многих дисциплин. Логика анализирует наше мышление в процессе его познания.
Эта особенность логики отличает ее от других наук, изучающих мышление
человека, таких как физиология высшей нервной деятельности, кибернетика,
педагогика, психология и др. Логика как наука существует уже более двух с
половиной тысяч лет, она возникла вместе с философией. В настоящее время
бурно развивается один из разделов формальной логики - так называемая
математическая, или символическая, логика. Данную науку многие ученые
критиковали за то, что она практически не анализирует
содержание наших мыслей, обращая внимание лишь на их форму. Некоторые
ученые (например Кант) предлагали даже реформировать ее с целью внесения в
предметную область и содержание наших мыслей. Известно, что Кант обосновал
так называемую трансцендентальную логику, которая как раз и отвечала этим
требованиям. Но эта логика не получила широкого распространения в силу ряда
причин, которые должны быть предметом специального исследования.
Мышление или культура мышления не дается человеку вместе с рождением. Оно
формируется в процессе жизнедеятельности. Поэтому изучение логики есть
непосредственное приобщение к общему полю культуры человека, в узком смысле
- к культуре межличностных взаимоотношений. С нашей точки зрения, изучение
форм и законов правильного мышления должно стать необходимым элементом
социализации человека.
Принято считать, что культура мышления, способность непротиворечиво
рассуждать и выявлять ошибки в умозаключениях оппонентов особенно важны для
сферы юриспруденции. Недаром практически во все времена логику изучали
именно студенты юридических вузов, тогда как на других факультетах эту
дисциплину то включали в программу, то исключали. Вероятно, сказывалась
политическая и идеологическая ситуация в нашей стране. Но нам
представляется, что логика должна стать предметом изучения всех без
исключения студентов и учащихся. Она должна стать действительно орудием
познания, как об этом в свое время мечтали Аристотель и Ф. Бэкон. Такая же
задача стоит перед современными педагогами, занимающимися формированием
сознания подрастающих поколений.
Логика как наука, обучающая культуре мышления, выступает в качестве
необходимого условия правильного усвоения студентами учебного материала. Не
секрет, что многие молодые люди не умеют формулировать свои мысли,
адекватно выражать содержание своего сознания. В то же время именно людям,
обучающимся в высших учебных заведениях, важно грамотно и непротиворечиво
рассуждать и излагать свои мысли. Они постоянно сталкиваются с
необходимостью выступать с докладами, рефератами, отвечать на вопросы на
семинарских занятиях, экзаменах и т.д.
В этой связи трудно переоценить роль и значение логики в процессе обучения
подрастающих поколений. Опыт преподавания этой дисциплины позволяет
утверждать, что предмет хотя и является достаточно абстрактным и трудным
для усвоения, вызывает оживленный интерес среди студентов. Этот интерес
особенно велик у многих студентов во время решения конкретных задач,
посвященных анализу и выявлению ошибок в тех или иных рассуждениях. Причем
теоретическая часть служит необходимым условием для того, чтобы студенты
могли решать задачи самостоятельно.
Диалектическая и формальная логика
Рассматривая вопрос о значении логики для развития культуры мышления,
необходимо отметить, что современная логика представляет собой две
взаимосвязанные и вместе с тем относительно самостоятельные науки -
диалектическую логику и формальную логику. Обе логические дисциплины имеют
один объект изучения - мышление. Поэтому правильное понимание
диалектической и формальной логики исключает как их противопоставление, так
и отождествление.
Диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического
мышления. Она исследует мыслительные формы в их возникновении, развитии и
взаимосвязи. Изучая законы развития человеческого мышления, диалектическая
логика формирует соответствующие им методологические принципы и требования.
Важнейшими из них являются: 1) требование объективности и всесторонности
изучения предмета; 2) раздвоение единого на противоположности; 3)
восхождение от абстрактного к конкретному; 4) принцип историзма; 5) принцип
единства исторического и логического.
Данные принципы и требования в своей совокупности выступают содержанием
культуры мышления на уровне диалектической логики как диалектической
культуры мышления, которая представляет собой высокую степень развития
мыслительных способностей человека*.
Однако для овладения требованиями и принципами диалектической логики
требуется и безупречное знание формальной логики. Законы и правила
последней представляют собой тот минимум, без которого невозможна
логическая культура мышления.
Предметом исследования формальной логики являются формы мышления как
законченный продукт, при рассмотрении которых конкретный объект осмысления
не важен.
Прежде, чем перейти к освещению роли формальной логики в процессе развития
культуры мышления человека, рассмотрим вопросы о происхождении термина
«логика» и о возникновении логики как науки.
Термин «логика» происходит от чрезвычайно многозначного греческого слова
logos, которое в разных контекстах может обозначать и переводиться: во-
первых, как «слово» (речь, разговор), «условие» (договор), «устный рассказ»
(молва, предание, слава), «письменный рассказ» (история, книга),
«положение», «определение» (в философском смысле), «учение»; во-вторых, как
«счет» (число), «отчет», «соотношение» (размерность); и, в-третьих, как
«разум») «мысль» (разумное основание, причина) рассуждение, мнение,
предположение, понятие, смысл, закономерность.
Так, например, древнегреческий философ Гераклит использовал слово logos для
обозначения закономерности. «Этот логос существует вечно... все совершается
по этому логосу», - утверждал он. У древнегреческого философа Платона logos
- это постигающий разум. В Евангелии же «Logos» («Слово») является одним из
имен Бога («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»)
как высшего разума.
В настоящее время термин «логика» используется как для обозначения
совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий
действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех
формах, в которых оно осуществляется.
Логика - одна из самых древних наук, чья история насчитывает около 2,5 тыс.
лет. Зародившись в Древней Индии и Древней Греции, логика первоначально не
являлась самостоятельной наукой. Она была подчинена риторике (искусству
красноречия) и служила средством убеждения слушателей во время состязаний в
ораторском искусстве. Основателем логики как науки считается
древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который в своих
трудах анализировал основные формы мышления, уделяя особое внимание
получению правильного вывода из принятых за истину исходных посылок.
Заслуга Аристотеля состоит в том, что он открыл важнейшие законы
логического мышления.
Логическое учение Аристотеля в дальнейшем было положено в основу формальной
логики, которую определяют как науку о законах и формах правильного
мышления. Овладение формальной логикой дает возможность сознательного
применения логических законов и повышения уровня логической культуры
мышления, а следовательно, и общей культуры человека. Знание логики
является условием правильного построения довольно сложных рассуждений
(например, доказательств научных тезисов). Оно позволяет не допускать
логических ошибок в рассуждениях или своевременно обнаруживать их.
Заключение
Итак, человеческое мышление - это некий универсальный язык, с помощью которого люди понимают друг друга. Несмотря на различия в мышлении между различными
группами людей, общее поле все-таки существует. В противном случае мы были
бы не способны к социальному образу жизни.
Универсальность человеческого мышления есть необходимое условие культуры и
человеческого бытия в целом. Таким образом, изучая азы культуры мышления,