Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:08, реферат
Мир личности и мир культуры. Насколько далеки эти безграничные миры друг от друга? Соотносимы ли они? Со времён Великой французской революции, когда сформировалось представление о личности как о высшей духовной субстанции, человека стали считать универсальным существом, наделённым разумом и потому якобы свободным от внешних воздействий. Однако постепенно накапливалось всё больше данных, свидетельствующих о том, что внутренний мир людей не только не свободен от влияния природных и социокультурных феноменов, но и в значительной степени определяется ими.
Содержание
Введение
Этапы взаимодействия культур и личности 5
Базовая личность 7
Национальный характер 9
Самоконцепции как культурный феномен 13
Культура и « лицо» 15
Заключение 18
Список литературы 19
После войны учёных заинтересовал русский национальный характер. Британский антрополог Джеффри Горер выдвинул «пелёночную» гипотезу. Развила и популяризировала её Маргарет Мид, а Эрик Эриксон изложил основные идеи концепции в статье «Легенда о юности Максима Горького».
О своеобразии русских всегда писали много и очень по-разному — как сами русские (Достоевский, Гоголь, Лосский, Бердяев, Солженицын и др.), так и иностранцы (Грэхем, Мид, Эриксон, Д. Беллингтон, Ланкур-Лафферьер и др.).
Российская исследовательница Ксения Касьянова в своей книге «О русском национальном характере»11 сравнивает личности американцев и русских. Чем русские отличаются от американцев? Например, большей импульсивностью и в то же время склонностью подавлять свои эмоциональные реакции, медлительностью «вхождения в работу». Назвав самые явные отличия, Касьянова выдвинула стройную и интересную концепцию узловых моментов русского национального менталитета. Особое внимание она уделила социальным архетипам, которые на бессознательном уровне определяют поведение в типичных для нашей культуры социальных ситуациях. Например: самопожертвование ради ценностей культуры, самоограничение ради благополучия других людей, жажда праздника, апелляция к личности (царю, правителю), а не к закону и др.
Касьянова проанализировала такие культурные ценности, как терпение, страдание, смирение. Они орудие и результат внутреннего делания, устроения души человека в противовес деланию внешнему, или труду. Автор отметила, что труду в системе ценностей русской культуры отводится явно подчинённое место. Труд невозможно перевести в другой разряд, не нарушив всей системы. Восклицание поэта «Чем был бы хуже твой удел, когда б ты менее терпел?», обращённое к русскому народу, исследовательница посчитала верхом непонимания своей культуры. «Терпение для нас, — пишет Касьянова, — не способ достигнуть лучшего удела, ибо в нашей культуре терпение, последовательное воздержание, самоограничение, постоянное жертвование собой в пользу других, мира вообще — это принципиальная ценность, без этого нет личности, нет статуса у человека, нет уважения к нему со стороны окружающих и самоуважения...»
России в наше время
как никогда важно осознать и
осмыслить социальные архетипы, лежащие
в основе национальной психологии,
заключает Касьянова. Нужно не отвергать
их и не воевать с ними, а разумно
и бережно «встраивать» в бурно
идущий процесс общественного
Что такое самоконцепция?
Это совокупность мыслей и чувств
индивида о себе как объекте, в
частности представление
Самоконцепция включает в
себя социальную и личную идентичность
(самотождественность). Социальная идентичность
— представление человека о себе
как о члене различных
Социальная идентичность основана на том, что члены группы имеют одинаковые представления и убеждения (которые не всегда осознаются). Так, этничность (принадлежность к определённому этносу) как часть самоконцепции возникает в сознании человека, когда он попадает в окружение людей иной этнической группы. Мы острее ощущаем свою «русскость», если находимся за границей или в регионе России, где все говорят на другом языке, отличаются от нас обликом, одеждой или манерой поведения. Вот почему этничность важнее для малых народов, чем для больших; первым чаще приходится контактировать с чужой культурой. Обычно они сильнее заботятся о сохранении своих обычаев и традиций (берегут предметы старины, знают генеалогию, народные песни и танцы, стремятся не забывать родной язык)12.
В индивидуалистических культурах более значима личная идентичность. Так, самоуважение человека здесь зависит от того, насколько крепко он стоит на ногах. Внутреннее «Я» придаёт жизни людей определённость и руководит их поступками.
Иначе обстоит дело в коллективистских культурах. Вот как описывает китайский исследователь Хсю самоконцепцию своих соотечественников: «...я поддерживаю термин „йен“ (слово «йен» обозначает личность, или то, что в западной культуре обозначено словом «селф». — Прим. ред.) намеренно, так как китайская концепция человека (разделяемая и в Японии, где соответствующее китайскому слово произносится как „йин“) основана на действиях индивида по отношению к другим людям. Когда китаец говорит о ком-то „он (или она) не йен“, это не значит, что данная персона не человек в биологическом смысле, это значит, что его поведение в отношении других людей неприемлемо. Соответственно выражения типа „хороший йен“, „плохой йен“ следует понимать в том же смысле...». То есть самоуважение личности в коллективистских культурах связано с отношением к окружающим и не зависит только от индивида. Чтобы достичь успеха, например, в Китае или Японии, нужно установить взаимозависимые отношения со многими людьми13.
Коллективистские культуры поощряют и воспитывают социальную идентичность (учат человека быть взаимозависимым членом общества, усваивать модели отношений «по вертикали»), а индивидуалистические — личную идентичность (поддерживают независимость, внутреннюю мотивацию, усвоение моделей отношений «по горизонтали»). Чувство причастности к какой-либо группе более важно для представителей коллективистских культур. Там людям свойственны самоконцепции, ориентированные на группу.
В разных культурах существуют разные типы ведущих отношений. Например, для Китая это отношения отца и сына, для Индии — матери и сына, для стран Запада — мужа и жены. Моделям ведущих отношений невольно подражают и другие социальные взаимоотношения. Так, отношения «правитель — подчинённый» в Китае строятся по типу отношений «отец — сын», а в западных культурах — на принципе равенства, как и отношения супругов в семье, и т. д.
Практически во всех культурах есть понятие «лицо». Что оно означает? «Лицо» — психологический образ человека; он может быть обретён и утрачен, повреждён и получен как дар. Причём это публичный образ, который мы предъявляем обществу.
В разных культурах допускается разная степень самораскрытия перед другими людьми. В индивидуалистических культурах и культурах, терпимых к неопределённости (США, страны Европы, Латинской Америки), поощряется искреннее и доверительное общение, когда человек может поделиться с собеседником самым важным и сокровенным. В культурах коллективистских, и особенно в культурах, нетерпимых к неопределённости, существуют жёсткие нормы публичного поведения: здесь запрещено снимать «маску непроницаемости» (обнаруживать свои чувства) и предписано не выходить за рамки поведения, которое предполагает социальная роль. Такая повышенная забота о сохранении «лица» особенно характерна для Китая, Японии, Кореи.
Американская
«Создание лица», по образному
выражению американского
Русская культура, по мнению многих исследователей, относится к одной из самых «прямо говорящих» в мире. Русские ценят правду, честность и откровенность в общении превыше всего. Недаром у нас есть такие пословицы: «Всё минется, одна правда останется», «Без правды легче жить, но тяжело умирать», «Одно слово правды перевешивает весь мир» и др.
Однако «резать правду-матку» отнюдь не универсальное правило. Во многих культурах привычку говорить правду в любой ситуации могут расценить как невнимательность к окружающим, грубость и невоспитанность, счесть подобное поведение свидетельством личностной незрелости, эгоцентризма и безответственности. В ряде культур принято говорить лишь то, что социально приемлемо, что хочет услышать собеседник (т. е. исполнять некий разговорный ритуал), что способствует социальной гармонии и взаимной приязни.
Обычно в индивидуалистических культурах и культурах, терпимых к неопределённости, люди больше заботятся о собственном «лице», а в коллективистских культурах и культурах, избегающих неопределённости, — не только о собственном «лице», но и о «лице» другого человека14.
Понимание того, сколь различны культуры, существующие в мире, учит терпимо относиться к окружающим, получать радость от общения с людьми, непохожими на нас. Когда постигаешь чужую культуру «изнутри», как бы примериваешь на себя, то начинаешь лучше понимать её представителей и можешь перенять от них много полезного.
Заключение
Личность и культура неразрывно
взаимосвязаны между собой. Культура
является той интеллектуально-предметной
оболочкой, которая оказывает
Личность как целостная,
динамично саморазвивающаяся
Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры - максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история культуры - это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.
Список литературы
1Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 135 с.
2 Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 58 с. (Высшее образование).
3 Культурология: Курс лекций. В 2ч. Ч.1 / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007., 98с.
4 Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 134 с.
5 Каширина Т. Большая энциклопедия. [Т. 18. Ч.3.]. Духовный мир человека, 2009 г, 116 стр.
6 Ксения Касьянова. О русском национальном характере. — М.: Академический Проект, Деловая книга, 2003. -93с.