Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 07:40, реферат
Москва все чаще и чаще сталкивается с вызывающими проявлениями экстремизма и ксенофобии: разнузданность толпы выплескивается не только на рынки, но и на улицы, площади, метро.
Всплеск насилия со стороны «бритоголовых» объясняют по-разному. Это и зачастую подогреваемая средствами массовой информации дискриминация по национальному признаку, особенно в отношении выходцев с Кавказа. Это война в Чечне и общее поправение российского общества.
Ксенофобия
– это болезнь,
которую надо лечить
Москва
все чаще и чаще
сталкивается с вызывающими
проявлениями экстремизма
и ксенофобии: разнузданность
толпы выплескивается
не только на рынки,
но и на улицы, площади,
метро.
Всплеск насилия со стороны «бритоголовых»
объясняют по-разному. Это и зачастую подогреваемая
средствами массовой информации дискриминация
по национальному признаку, особенно в
отношении выходцев с Кавказа. Это война
в Чечне и общее поправение российского
общества.
Конечно, непосредственные погромщики
– это люмпены. Но идеологию шовинизма
десятилетиями ковали отнюдь не они.
Трудно сказать, кто страшнее и опаснее:
глупый подросток, которому скучно в школе,
или образованные и высоколобые, которые
вложили в его пустую голову идеи ксенофобии.
Не секрет, что в органах правопорядка,
судах, прокуратуре немало людей, которые
относятся, мягко говоря, лояльно к этим
идеям. Скинхеды чувствуют, что на них
есть спрос. Некоторые их лидеры открыто
говорят, что выполняют заказ «больших
дядь» из Госдумы. Национализм становится
опасным, когда общество утрачивает чувство
его опасности.
По опросам социологов (ВЦИОМ), более 50%
москвичей поддержали погромы на московских
рынках. А ведь организованный и идеологически
оправданный национализм — это фашизм.
Для того чтобы бороться с этим явлением,
необходимо, на мой взгляд, решить следующие
проблемы.
Заставить исполнять
законы
Бытовая ксенофобия может быть свойственна
многим людям. Но путь от бытовой ксенофобии
к погромам, мотивированным идеологически,
весьма короток. В правоприменительной
практике используются различные статьи
Уголовного кодекса – массовые беспорядки,
хулиганство, убийство. Но почему-то игнорируется
Конституция РФ, которая гарантирует равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, отношения
к религии. Законодательство есть, и его
можно применять. Но пока правоохранительные
органы и ФСБ, прокуратура и органы юстиции
ведут себя, как «симпатизанты» национализма,
дела, в том числе и судебные, с места не
сдвинутся и погромы будут продолжаться.
Еще ни один нацист, совершивший в Москве
тяжкое преступление, не отправился за
решетку.
Воспитывать толерантность
Культура толерантности – это прежде
всего культура диалога, который снимает
фундаментализм, где все строится на принципе
«один против другого», «черные против
белых».
Укрепление межнациональной толерантности
зависит не столько от взаимоотношений
между этническими меньшинствами, а определяется
отношением русского большинства к национальным
меньшинствам. Начиная с обычной школы
следует предпринять усилия для общего
этнокультурного просвещения и образования,
воспитания уважения в отношениях с людьми
других национальностей и культур.
Защитить права мигрантов
Одним из основных факторов, порождающих
ксенофобию и экстремизм, является миграция.
Не секрет, что в Москве нарушения прав
приезжих, в первую очередь представителей
национальных меньшинств, — обычное явление.
Каждый день мы наблюдаем, как милиция
задерживает людей только на основании
их внешности.
Менее заметны, но столь же распространены
незаконные штрафы, аресты, обыски, избиения,
фальсификация уголовных дел, нарушения
прав человека на свободу передвижения
и т.п. Все это остается безнаказанным.
В Москве действует система регистрации
для приезжих, имеющая разрешительный
характер. Если приезжий зарегистрировался
и легально поступил на работу, то в казну
города пойдут налоги, исчезнет нелегальный
рынок рабочих мест, рабский труд нелегалов
если не исчезнет, то существенно уменьшится.
Но фактически московские правила регистрации
делают эту процедуру труднопроходимой
для многих приезжих. У человека, который
приехал в Москву «поубивать, пограбить…»,
проблем с регистрацией не будет. Проблемы
с легализацией возникают у законопослушных
граждан. В итоге зачастую они попадают
в сферу влияния криминальных структур.
РЫНОК УСЛУГ ПО ПОЛУЧЕНИЮ
РЕГИСТРАЦИИ В МОСКВЕ:
— покупка «временной»
регистрации на площади
трех вокзалов – 500–700
руб.
— покупка через знакомых
милиционеров – 2500–3500
руб.
— срочная, в течение
дня, регистрация 700
долларов (для граждан
РФ скидка до 500 долларов).
— прописка с «гарантией»
— 950 долларов.
Проанализировать
причины ксенофобии
Ксенофобия в современной России еще только
становится предметом серьезных научных
исследований. Сегодня ксенофобия паразитирует
на экономических трудностях, комплексах
социальной неполноценности.
Необходимы общие усилия политиков, ученых,
представителей общественности и духовенства,
от которых требуются не только объективность,
постоянная тактичность, но и глубокое
проникновение в суть каждого отдельного
связанного с ксенофобскими чувствами
вопроса. Поэтому представляется актуальным
на базе Московского дома национальностей
организовать и провести серию «круглых
столов» с участием специалистов по проблемам
ксенофобии и современного экстремизма
в России (как теоретиков, так и практиков)
с целью определения наиболее эффективных
форм участия национальных объединений
в противодействии этим деструктивным
явлениям.
Полат ДЖАМАЛОВ, заместитель
председателя Московского
межнационального консультативного
совета при правительстве
Москвы
Утверждения руководства
ГУВД, что большая часть
преступлений в Москве
совершается приезжими,
противоречат данным
прокуратуры, согласно
которым 87% раскрытых
преступлений совершено
гражданами России,
из них 76% – москвичами.
По данным ГУВД, только
в одной Москве нацистские
группировки располагают
как минимум тремя тысячами
активных боевиков.
Кроме того, еще около 30
тысяч человек, проживающих
в столице, так или иначе
связаны с экстремистскими
организациями ультраправого
толка.
Ксенофобия и религиозный экстремизм в России
В
новом году российские
города буквально
захлестнула волна
ксенофобии и религиозно
экстремизма –
нападения на иностранных
студентов, убийства
выходцев с Кавказа
и множество других.
Однако особый общественный
резонанс вызвало
нападение на московскую
синагогу.
В середине января в Москве было совершено
дерзкое нападение на одну из московских
синагог на Бронной улице, в результате
которого, восемь человек оказались в
больнице. По словам раввина синагоги,
преступник, набрасывался на людей с ножом
и выкрикивал фразы: «Я пришел сюда убивать!»,
«Хайль, Гитлер!», «Убью!». Нападавшим оказался
двадцатилетний молодой человек. Однако
у прокуратуры нет данных о его принадлежности
к каким бы то ни было экстремистским организациям.
По этим же сведениям, до недавнего времени
он был добропорядочным гражданином, но
после семейной трагедии замкнулся в себе,
увлекся националисткой литературой и
посещал неонацистские сайты в Интернете.
Инцидент в синагоге вызвал широкий общественный
резонанс. Так, главный раввин России,
Берл Лазар, заявил: «Россия покрывается
коричневой чумой. Мы должны все вместе
объединиться для борьбы с этим губительным
явлением. Бездуховность, жестокость,
тиражируемые СМИ, практически неограниченное
распространение литературы антисемитской
направленности - способствуют росту ксенофобии
и национальной нетерпимости. Там, где
пропагандируются идеи фашизма, они рано
или поздно претворяются в действительность,
как это случилось в Москве. Безнаказанность,
беззубость судебных решений, квалифицирующих
из года в год преступления на национальной
почве как хулиганские проступки, подростковые
шалости - создают почву для разгула экстремистов»
- подчеркнул Берл Лазар.
Представители большинства
религиозных организаций России так же
осудили действия преступника, напавшего
на синагогу. В частности, Русская Православная
Церковь в лице Алексия Второго, выразила
глубокое сожаление пострадавшим и их
родным. Спустя 60 лет после окончания второй
мировой войны одна из крайних форм человеконенавистничества
и национальной розни – антисемитизм
вновь поднимает голову, - негодует Патриарх.
Это же мнение разделяет и Совет Муфтиев
России, - "От действий преступника пострадал
и священнослужитель. Подобные преступления
не имеют оправдания, - говорится в их заявлении,
- Настораживает то, что в последнее время
в ряде регионов страны со стороны радикальных
молодежных группировок участились факты
насилия в отношении мусульман, иудеев,
представителей иных религиозных, а также
национальных меньшинств".
Большую озабоченность
в связи с этим инцидентом проявили правозащитники.
Они считают, что нападение на прихожан
в синагоге в центре Москвы - следствие
общего роста ксенофобии и национальной
нетерпимости в России. "Москва - самый
насыщенный радикальными националистическими
группировками город, - заявил Александр
Брод, глава Московского бюро по правам
человека, - Здесь их активность достаточно
высока и их вылазки уже стали восприниматься
как обыденное явление".
Вместе с тем, как заявил, - Евгений Сатановский,
глава Российского Еврейского конгресса,
«уровень ксенофобии в современной России
не намного выше, чем в Европе или Соединенных
штатах». Но в западных странах, по его
словам, «уже выстроены механизмы пресечения
ксенофобии», тогда как у нас «старые механизмы
сломаны, а новые еще не построены». Сатановский
считает, что у государства достаточно
сил для борьбы с ксенофобией, но нет никакой
уверенности в том, что эти усилия будут
последовательными. Однако он подчеркнул,
что после нападения на синагогу с книжных
лотков в центре Москвы исчезла откровенно
фашистская и антисемитская литература
и, скорее всего, это результат работы
правоохранительных органов.
По мнению же Мансура Шакирова, заместителя
председателя Совета Муфтиев России, рост
ксенофобии и насилия во многом связан
с нехваткой религиозности в обществе,
недостаточным количеством храмов, как
мусульманских, православных и других.
По его словам, акты агрессии совершаются
сегодня в отношении всех конфессий и
задача средств массовой информации сообщать
обо всех проявлениях религиозной нетерпимости.
Говоря о мерах борьбы с экстремизмом,
заместитель председателя Совета Муфтиев
России, предложил большее внимание уделять
образованию и религиозному воспитанию
не только в школах, но и посредством телевидения,
кино, литературы.
На фоне этих заявлений интересны результаты
исследования социологов из университета
Западного Мичигана, проведенного в России,
с целью выяснить – что же лежит в основе
религиозной нетерпимости в России. Исследователи
опросили около трех тысяч человек и, например,
по мнению одного из ученых, слова которого
цитирует Портал Кредо.ру, религиозная
нетерпимость в России не является феноменом
религиозным, она не зависит от степени
вовлеченности в практики соответствующих
исповеданий. Среди основных факторов
порождения нетерпимости исследователи
называют авторитарность политического
устройства, этнические предрассудки
и религиозный этноцентризм. Именно эти
факторы, по мнению социологов, являются
основным препятствием к межрелигиозному
диалогу в России.
Так, среди людей, называющих себя православными,
только 30% считают, что мусульманам можно
позволить проповедовать ислам публично,
а по отношению к иудеям и представителям
западных религий уровень толерантности
падает до 26% и 17% соответственно. Мусульмане
же, проявляют большую терпимость к православным,
чем православные к мусульманам. В то же
время позволить католикам, протестантам
и последователям других западных религий
распространять их издания в России считают
возможным менее 25% православных и менее
20% мусульман.
А нашли ли какую-либо связь между религиозной
нетерпимостью и углубленностью людей
в свою веру?
Вы знаете, к удивлению ученых, в ходе исследования
не была обнаружена зависимость религиозной
нетерпимости от частоты посещения храма
(мечети), молитвы, чтения Библии/Корана,
глубины веры и значимости религии в жизни
респондента. В ходе исследования было
также установлено, что в основе религиозной
нетерпимости к представителям нетрадиционных
религий лежит нежелание наделять граждан
страны равными правами на исповедование
«своей» веры, антисемитские и антизападные
установки, а также общая политическая
нетерпимость.
Найди отличия. Слева - этикетка Водки
"Гражданская оборона" фирмы "Кристалл",
справа - использован нацистский плакат
"Рабочие выбирают фронтовика-Гитлера"
1932 г. - один из центральных и наиболее
ярких элементов
Материал подготовил Дмитрий Дейнега для программы ВЕРА и ВЕК Русской службы Би-би-си.
Это сокращенная
версия материала - полная аудиоверсия
прозвучала в программе Вера и
Век. Вы можете послушать эту программу
онлайн на сайте www.bbcrussian.com